Инновационная деятельность нефтегазового комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В высокорисковой инновационной деятельности многое определяется построением баланса интересов участников процесса, который не только результат договорных отношений, но и результат сложившихся ожиданий, сложившегося понимания справедливости при распределение будущих доходов. Какие бы ни были аргументы у экспертов, но если участники процесса не верят этим объяснениям, то сотрудничество не сложится. Потому важнейшей является культурный аспект адекватного понимания собственных интересов участниками инновационного процесса.

Содержание работы

Введение 3
1. Инновационная деятельность предприятия 5
1.1 Основные понятия инновационной деятельности 5
1.2 Виды инноваций и их классификация 8
2. Источники инноваций в нефтегазодобывающем комплексе 11
2.1 Путь развития российской экономики 11
2.2 Усиление инновационной роли нефтегазовых ресурсов 12
2.3 Инновационное развитие 14
2.4 Поддержка государства в развитии инноваций 18
2.5 Конкретные пути инновационного развития 20
3. Особенности организационных форм инновационной деятельности
в нефтяной и газовой промышленности
23
4. Оценка эффективности инновационной деятельности 29
4.1 Эффективность использования инноваций 29
4.2 Общая экономическая эффективность инноваций 30
4.3 Расчет экономического эффекта 34
Заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инновации готовая.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

      В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

      Продуктовые инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

      По  типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

      Если  рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

      1. Инновации на входе в предприятие  (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

      2. Инновации на выходе с предприятия  (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

      3. Инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

      В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

      Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

      Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

      Достаточно  полную классификация инноваций  предложил А. И. Пригожин:

      1. По распространенности: единичные;  диффузные.

      Диффузия - это распространение уже однажды  освоенного новшества в новых  условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

      2. По месту в производственном  цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

      3. По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.

      4. По охвату: локальные; системные;  стратегические.

      5. По инновационному потенциалу  и степени новизны: радикальные;  комбинаторные; совершенствующие.

      Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

      Оригинальное  инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ  В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ  СЕКТОРЕ

     2.1 Путь развития  российской экономики  

     Широко  распространена точка зрения, что  дальнейшее развитие российской экономики возможно: либо (как и прежде) на основе использования сырьевого потенциала; либо (как альтернатива) на основе опережающего роста наукоемкого, высокотехнологичного сектора.

     При этом считается, что первый путь является «ущербным», ведущим к технологическому отставанию России от развитых стран мира, к усилению нашей экономической зависимости.

     Второй  путь в современных условиях априори  считается более предпочтительным, так как связан прежде всего с использованием интеллектуального потенциала страны.

     Однако  такое упрощенное противопоставление двух подходов является совершенно неправомерным хотя бы по двум причинам.

     Развитие  национальной экономики должно осуществляться на основе рационального, эффективного использования всех факторов роста, и нельзя противопоставлять одни факторы другим. Необходимо продуманное, отвечающее конкретным историческим, экономическим и политическим условиям, сочетание (баланс) всех доступных факторов.

     В современных условиях минерально-сырьевой сектор экономики (прежде всего – нефтегазовая промышленность) перестал быть «простым» в технологическом отношении. Добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий, в создание которых вкладываются многие миллиарды долларов и над которыми работают интеллектуальные силы многих стран мира. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все большей степени продуктами наукоемкими.

     При выборе приоритетов социально-экономического развития в ХХI веке нет и не может быть места упрощенному противопоставлению двух подходов: высокотехнологичного и сырьевого. Развитие национальной экономики должно осуществляться на основе рационального, эффективного использования всех факторов роста: природных, экономических, интеллектуальных. Нельзя противопоставлять одни факторы другим. Необходимо продуманное, отвечающее конкретным историческим, экономическим и политическим условиям той или иной страны, сочетание (баланс) всех доступных факторов роста.

     Вряд  ли в современном мире можно найти  хоть одну страну с богатыми природно-сырьевыми ресурсами, которая добровольно бы отказалась от их освоения. Поэтому социально-экономическое развитие России и в дальнейшем должно быть связано с использованием того огромного природного потенциала, которым располагает наша страна. Вопрос лишь в том, каким образом осваивать имеющийся природно-ресурсный потенциал?

     Уповать ли только на то, что дано самой природой, в надежде на высокую «естественную» конкурентоспособность ресурсов.

     Или же добиться того, чтобы освоение природных  ресурсов (прежде всего - нефтегазовых) стало по-настоящему эффективным  и послужило бы основой для  изменения темпов и качества роста в масштабах всей экономики.

     Первый  путь для нас «заказан» хотя бы по той простой причине, что Россия - это не Кувейт. Ни по своей концентрации, ни по своему качеству наши ресурсы углеводородного сырья не пригодны для того, чтобы всерьез рассматривать их как «почву» для безбедного существования такой огромной страны. Следовательно, нет никакой альтернативы второму пути, предполагающему динамичное и цивилизованное (на основе рыночных принципов в сочетании с эффективным государственным регулированием) развитие минерально-сырьевого сектора экономики в интересах всего общества. 

     2.2  Усиление инновационной  роли нефтегазовых  ресурсов 

     Существует  целый ряд обстоятельств, под  действием которых из года в год  усиливается инновационное значение ресурсов нефти и газа:

     – истощение и ухудшение качества запасов нефти и газа во многих странах мира (в России, США, Канаде, Норвегии, Великобритании и др.);

     – усиливающаяся «угроза» появления  и развития альтернативных источников энергии;

     – усиление нестабильности мирового рынка  энергоресурсов, на котором понижательные и повышательные тенденции сменяют друг друга зачастую в непредсказуемом порядке;

     – ужесточение институциональных  рамок развития нефтегазового сектора, что обусловлено прежде всего  ростом «ценности» прав собственности  на ресурсы нефти и газа.

     И хотя перечисленные факторы далеко не в одинаковой степени затрагивают развитие нефтегазового сектора в разных странах мира, их действие является общераспространенным и обусловливает прежде всего усиление конкуренции между производителями в самых различных ее формах:

     – ценовой конкуренции;

     – борьбы за захват рынков;

     – конкуренции за право доступа  к ресурсам нефти и газа.

     В современных условиях реальные и  устойчивые конкурентные преимущества получают те производители, которые добиваются постоянного сокращения издержек (хотя бы относительного - по сравнению с конкурентами). В свою очередь, устойчивое сокращение издержек обеспечивается за счет постоянного обновления технологий по всей цепи движения нефтегазовых ресурсов, начиная с разведки запасов и заканчивая продажами конечных продуктов потребителям.

     Российские  производители вольно или невольно вынуждены участвовать в конкурентной борьбе и на «своей» территории, и за ее пределами, а следовательно, вынуждены присоединиться и к  той «перманентной технологической  революции», которая происходит в мировой нефтегазовой промышленности. Чтобы оценить возможности участия России в названном процессе необходимо прежде найти ответы на три вопроса:

     Каковы  характер и интенсивность действия конкретных «инновационно-стимулирующих» факторов, и каков их общий баланс в национальном нефтегазовом секторе?

     К какому уровню конкурентных преимуществ  следует стремиться?

     Каков современный базис и каковы наши будущие возможности для осуществления технологических инноваций в нефтегазовом секторе?

     Последний вопрос требует самого пристального внимания, поскольку в последние 10-12 лет процессы технологического обновления в нефтегазовом секторе резко замедлились, а научно-инновационный потенциал страны был в значительной степени подорван. 

     2.3 Инновационное развитие 

     В последние 20-30 лет приверженность инновациям является общей тенденцией в развитии мировой нефтегазовой промышленности (особенно в индустриально развитых странах). Но это не означает, что все нефте- и газодобывающие страны действуют по какому-то единому шаблону. Существуют разные подходы и модели. Выбор конкретной модели в той или иной стране зависит от множества факторов: уровня и характера развития национальной экономики, «возраста» нефтегазового сектора, социально-политической ситуации, национальных целей и приоритетов, менталитета нации и проч.

     Как две крайние альтернативы можно  назвать модели инновационного развития нефтяного сектора, сложившиеся, с одной стороны, в Великобритании, а с другой - в Норвегии:

     в Соединенном Королевстве (первая модель) в нефтяной сектор вошли ведущие компании мира со своими технологиями, а за ними - шлейф сервисных и наукоемких компаний. Как следствие, и не была создана национальная наукоемкая нефтяная промышленность;

     в Норвегии (вторая модель) имело место  целенаправленное (под контролем государства) формирование условий для становления национальных наукоемких сервисных компаний и системы научно-технологических центров. В результате постепенно сложилась высокотехнологичная национальная нефтегазовая промышленность.

     Великобритания  и Норвегия показывают примеры совершенно противоположных моделей инновационного развития нефтегазовой промышленности. Но очень важно то, что эти модели не являются какими-то «застывшими» схемами. И «британская», и «норвежская» модели постепенно видоизменяются вследствие изменения тех или иных условий деятельности в сфере нефтегазового бизнеса. Причем развитие названных моделей идет во встречном направлении: для «британской модели» характерно некоторое усиление регулирующей роли государства, а для «норвежской» - частичная либерализация и расширение частнопредпринимательского начала.

Информация о работе Инновационная деятельность нефтегазового комплекса