Правовые аспекты международного коммерческого арбитража

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2010 в 19:20, Не определен

Описание работы

Лекция

Файлы: 1 файл

лекция 11.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

    В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона 2004 г. третейский суд может сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия действительности арбитражного соглашения. Данный принцип закреплен в арбитражных регламентах и предусмотрен в Типовом законе ЮНСИТРАЛ, а также в Европейской конвенции 1961 г. В соответствии с п. 3 ст. V Конвенции арбитражный суд, против которого заявлен отвод о неподсудности, не должен отказываться от разбирательства дела и имеет право сам вынести решение по вопросу о своей компетенции либо наличии или действительности арбитражного соглашения или сделки, составной частью которой это соглашение является, с тем, однако, что указанное решение арбитражного суда может быть впоследствии обжаловано в компетентном государственном суде в соответствии с законом страны суда.

    Таким образом, арбитражное соглашение - это  самостоятельное соглашение со своим  собственным предметом. По своему содержанию оно не связано с другими условиями  контракта. Автономность арбитражной  оговорки признана и в Типовом  законе ЮНСИТРАЛ, и в национальном законодательстве.

    Признание автономности арбитражной оговорки приводит к выводу о необходимости  самостоятельного определения права, подлежащего применению именно к  этой оговорке (или вообще к арбитражному соглашению). Согласно российскому  Закону 1993 г. недействительность арбитражного соглашения может быть определена по закону, которому стороны его подчинили (т.е. в этом случае действует принцип автономии воли сторон), а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено.

    При рассмотрении споров положение об автономности приобретает решающее значение.

    В качестве примера сошлемся на решение  ВТАК от 9 июля 1984 г. по делу по иску В/О "Союзнефтеэкспорт" к фирме "Джок ойл". Советское объединение подписало  с фирмой контракт на поставку истцом ответчику значительного количества нефти и нефтепродуктов. Ввиду прекращения фирмой, находившейся на Бермудских островах, оплаты части поставленного ей товара дальнейшие поставки были приостановлены. Затем истец на основании арбитражной оговорки контракта, предусматривавшей, что все споры будут рассматриваться во Внешнеторговой арбитражной комиссии в Москве, обратился с иском в этот постоянно действующий арбитражный суд. Ответчик прежде всего ссылался на недействительность контракта, поскольку он был подписан со стороны истца только председателем объединения, что являлось нарушением действовавшего тогда советского законодательства (см. гл. 9), согласно которому договоры должны подписываться двумя лицами. Недействительность же контракта, по мнению ответчика, влечет за собой и недействительность арбитражной оговорки, устраняя тем самым компетенцию ВТАК по возникшему спору. ВТАК признала контракт недействительным с момента его подписания, но в то же время отклонила возражение ответчика в части, касающейся арбитражной оговорки, и разрешила спор по существу. ВТАК исходила из самостоятельности арбитражной оговорки. "Арбитражное соглашение, - указывалось в решении, - может быть признано недействительным лишь в том случае, если в нем будут обнаружены пороки воли (заблуждение, обман и др.), нарушения требований закона, относящихся к содержанию и форме заключенного арбитражного соглашения. Таких обстоятельств, приводящих к недействительности арбитражного соглашения, нет, и ни одна из сторон не заявляла о его недействительности, ссылаясь на такие обстоятельства". В итоге ВТАК признала, что арбитражное соглашение "является процессуальным договором, не зависимым от материально-правового договора", и что поэтому "вопрос о действительности или недействительности этого договора не затрагивает соглашения", а последнее само по себе в данном случае юридически действительно.

    В основных многосторонних конвенциях по вопросам арбитража - Нью-Йоркской конвенции  о признании и приведении в  исполнение иностранных арбитражных  решений 1958 г. и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. - под арбитражным соглашением понимаются как оговорка в письменном договоре, так и отдельное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами и т.п. Эти конвенции устанавливают независимо от закона, применимого к основному контракту, специальные коллизионные правила для определения действительности арбитражного соглашения.

    На  практике часто недооценивается  значение оговорки, она составляется небрежно. В случае обращения к постоянно действующему арбитражу должно быть точно указано его название. Если в арбитражной оговорке говорится, что споры будут рассматриваться в арбитраже, а не в суде, или же, например, в арбитраже страны ответчика, но не говорится, в каком именно, то такая оговорка не будет признаваться действительной.

    4. Определение компетенции МКАС  дается в Законе 1993 г. и в  Регламенте МКАС. В Регламенте  МКАС, утвержденном Президиумом  ТПП РФ в декабре 1994 г., учтены  положения Закона о международном коммерческом арбитраже. Регламент вступил в силу с 1 мая 1995 г. МКАС правомочен разрешать споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих между сторонами при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

    По  иску кипрской фирмы к трем организациям Казахстана (дело N 167/2003, решение от 28 июня 2004 г.) было признано, что ответчик, заявивший в государственном суде своей страны о неподсудности ему спора между истцом и ответчиком в связи в наличием в контракте истца с третьим лицом арбитражного соглашения, предусматривающего разрешение данного спора в третейском суде, тем самым признал обязательность для своих отношений с истцом указанного арбитражного соглашения.

    Сторонами в споре могут быть любые лица, в том числе и субъекты права одного и того же государства (например, в споре казахстанского предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, учрежденного в РК).

    Суд принимает к рассмотрению споры  при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора, причем соглашение об этом со стороны истца может быть выражено предъявлением иска, а со стороны ответчика - совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции арбитражного суда, в частности путем сообщения в ответ на запрос суда о согласии подчиниться его юрисдикции.

    Также суд принимает к рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в  силу международных соглашений. Соглашения сторон о передаче спора на рассмотрение арбитражного суда не требуется, если он принимает к рассмотрению споры, которые стороны обязаны передать на его рассмотрение в силу международных договоров. 

§ 3. Процедура  арбитражного разбирательства 

    1. Порядок обращения сторон в  институционный арбитраж, формирование состава арбитража и порядок рассмотрения спора в таком арбитраже определяются внутренним законодательством страны, на территории которой он находится, международными соглашениями и соответствующим Регламентом или правилами, установленными этим арбитражем. В случае рассмотрения спора в арбитраже ad hoc эти вопросы определяются прежде всего самим арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой, а также рядом международных соглашений и иных актов.

    Так, согласно ст. IV Европейской конвенции 1961 г. предусматривается право сторон в арбитражном соглашении обусловливать, что:

    - споры подлежат передаче в  постоянно действующий арбитраж  и тогда арбитражное производство  должно состояться в соответствии  с правилами этого арбитража;

    - их споры подлежат передаче в арбитраж ad hoc; в таком случае стороны могут, в частности: а) назначить арбитров или определить порядок, в котором они должны быть назначены; б) определить место проведения арбитража; в) обусловить правила арбитражного разбирательства.

    Конвенция предусматривает также определенный порядок формирования состава арбитража ad hoc, определение места и правил производства, если стороны не договорились по этому вопросу или если одна из сторон уклоняется от участия в образовании состава арбитража (участие в решении этих вопросов представителей торговых палат, создание специального комитета и т.д.).

    В приведенной выше Типовой арбитражной  оговорке, рекомендованной МКАС, содержится отсылка к Регламенту МКАС.

    В оговорке, рекомендованной Арбитражным  институтом в Стокгольме, наряду с отсылкой к Правилам этого арбитражного суда сторонам рекомендуется: в случае необходимости дополнительно указать число арбитров, которые будут рассматривать спор, место арбитражного производства и язык, на котором будет такое производство осуществляться. Кроме того, Арбитражный институт рекомендует сторонам предусмотреть, какое материальное право подлежит применению к их договору.

    В отличие от арбитражей ad hoc в постоянно  действующих арбитражных судах  обычно имеется список арбитров, из которых формируется состав арбитража, рассматривающий конкретный спор. Рассмотрим порядок формирования этого состава и процедуру арбитражного разбирательства на примере МКАС.

    Каждое  дело рассматривается в этом арбитражном  суде арбитражем в составе трех арбитров или единоличным арбитром. Образование состава арбитража, а также избрание сторонами единоличного арбитра или назначение его осуществляются в соответствии с Регламентом МКАС.

    Принципиальной  особенностью Регламента МКАС, вступившего  в силу с 1 мая 1995 г., является то, что спорящим сторонам была предоставлена возможность избирать арбитров не только из списка, который утверждается Президиумом ТПП РФ. Таким образом, список приобрел факультативный характер.

   В соответствии с Законом 2004 г. Статья 7.

   1. Арбитром избирается (назначается)  физическое лицо, прямо или косвенно  не заинтересованное в исходе  дела, являющееся независимым от  сторон и давшее согласие на  исполнение обязанностей арбитра,  достигшее возраста двадцати  пяти лет и имеющее высшее  образование.

   2. Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое  образование и стаж работы  по юридической специальности  не менее двух лет. В случае  коллегиального разрешения спора  высшее юридическое образование  должен иметь председатель арбитража.

   3. Требования, предъявляемые к кандидатам  в арбитры, могут быть согласованы  сторонами непосредственно или  определены регламентом арбитража. 

   4. Арбитром не может быть лицо:

   1) избранное или назначенное судьей  компетентного суда в порядке,  установленном законодательным актом Республики Казахстан;

   2) признанное компетентным судом  в порядке, установленном законом  Республики Казахстан, недееспособным  или ограниченно дееспособным;

   3) имеющее неснятую или непогашенную  судимость; 

    4) являющееся государственным служащими. 

      Регламентом в этом арбитражном  суде имеется список арбитров.

   Состав  арбитража 

   1. Формирование состава арбитража  производится путем избрания (назначения) арбитров (арбитра). (Статья 9)

   2. В постоянно действующем арбитраже  формирование состава арбитража производится в порядке, установленном регламентом постоянно действующего арбитража.

   3. В арбитраже для разрешения  конкретного спора формирование  состава арбитража производится  в порядке, согласованном сторонами. 

   4. По соглашению сторон арбитром может быть избран гражданин Республики Казахстан, иностранец либо лицо без гражданства.

   5. Если стороны не договорились  об ином, то формирование состава  арбитража для разрешения конкретного  спора производится в следующем  порядке: 

   1) при формировании состава арбитража, состоящего из трех арбитров, каждая сторона избирает одного арбитра, а два избранных таким образом арбитра избирают третьего арбитра.

   Если  одна из сторон не избирает арбитра  в течение шестидесяти дней после  получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных арбитра в течение шестидесяти дней после их избрания не избирают третьего арбитра, то арбитр может быть назначен председателем постоянно действующего арбитража;

   2) если спор подлежит разрешению  арбитром единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании арбитра стороны в течение шестидесяти дней не избирают арбитра, то арбитр может быть назначен председателем постоянно действующего арбитража.

    Иным  образом происходит формирование состава  арбитража в Арбитражном институте в Стокгольме. Арбитров в этом арбитражном суде назначают стороны, но председателя состава назначает Арбитражный институт, если стороны не договорились об ином. Списка арбитров не имеется. Стороны могут в качестве арбитра избрать любого гражданина любой страны. Обязательным условием является независимость и беспристрастность арбитра. Таким образом, в большинстве случаев контроль над назначением председателей практически осуществляется институтом. Число арбитров, которые будут рассматривать спор, определяется сторонами. Если стороны не определили число арбитров, арбитраж формируется из трех арбитров или институт предусматривает, что спор будет рассматриваться единоличным арбитром. Такая система формирования состава арбитража, которая была изложена выше на примере МКАС и Арбитражного института в Стокгольме, призвана исключить саму возможность для недобросовестной стороны, уклониться от рассмотрения спора в арбитраже, который она сама выбрала, заключив арбитражные соглашения или включив в свой контракт с другой стороной арбитражную оговорку.

Информация о работе Правовые аспекты международного коммерческого арбитража