История появление и распространения латинского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:48, реферат

Описание работы

Астрономия является одной из старейших естественных наук, ещё в глубокой древности люди интересовались движением светил по небосводу. Древние астрономические наблюдения производились во всех древних цивилизациях. Особых успехов в наблюдении за небесными светилами удалось добиться в крупнейших древних цивилизациях Египта, Вавилона, Китая, Греции и Рима. Звёздное небо послужило для древних учёных основой для мифотворчества и объяснения мира, составления календаря, основой навигации во время путешествий. Также астрономия стала основой для установления таких важнейших понятий как год, неделя, сутки – то есть для понимания человеком времени как основы бытия, не зависящей от людской деятельности, но являющейся его основой. Позднее были предложены достаточно точные описания фаз луны, таких явлений как вспышки на солнце, кометы, метеоритные дожди, лунные и солнечные затмения, открытие различных небесных тел и описание их движения.

Содержание работы

Вступление.
Основная часть.
История появление и распространения латинского языка.
История названий созвездий и их современная классификация.
Имена и обозначения звезд.
История названия планет.
Заключение.
Приложение.

Файлы: 1 файл

Астрономия и латинский язык реферат.docx

— 707.00 Кб (Скачать файл)

Привычные для нас имена пяти ярких планет имеют древнеримское происхождение. Меркурий – бог римского пантеона, соответствовал греческому Гермесу, но греки времен Пифагора (VI в. до н. э.) называли эту планету «Стилбон», т. е. «сверкающий», «искрящийся». Для Венеры, позже названной в честь римской богини красоты, аналога греческой Афродиты, у древних греков было два имени: Геспера (вечер) и Фосфора (несущая свет) или Эосфора (несущая утро). Вплоть до Пифагора греки считали, что это два разных светила: одно появляется после захода Солнца, а другое – перед его восходом. Гипотезу о том, что это одна планета, приписывают Пифагору.

Ярчайшая из планет, Венера единственная из всех бывает видна на фоне беззвездного фиолетового неба сразу после заката или непосредственно перед восходом Солнца. В компании с ней в эти моменты может быть виден только месяц. Поэтому она получила немало соответствующих названий: «Слуга месяца», «Подруга месяца» (в Польше), «Жена месяца» (в Африке). В русской сказке мы встречаем прекрасную дочь Месяца и сестру Солнца, которую добывал хитроумный Иванушка из «Конька-Горбунка», – это планета Венера.

Марс – римский бог войны, аналог греческого Ареса. Древние греки называли эту планету «Пирой» (огненный, пламенный), вероятно, из-за ее красного цвета. Поскольку Венера видна лишь по утрам и вечерам, место ярчайшего светила среди ночи принадлежит Юпитеру. Отсюда и его древнегреческое имя – «Фаэтонт» (блистающий, лучезарный). А именем Сатурна было «Фенонт» (сияющий). Так что самый древний ряд планет у греков выглядел так: Стилбон, Геспер, Пирой, Фаэтонт, Фенонт. Позже, познакомившись с культурой Двуречья, греки узнали, что вавилонские астрономы, существенно опередившие их в науке, называют планеты именами своих богов. Тогда греки стали называть планеты именами богов, – разумеется, уже своих, а не вавилонских. Так возник ряд: Гермес, Афродита, Арес, Зевс (аналог Юпитера) и Кронос (отец Зевса, в римской мифологии – Сатурн).

Позаимствовав науку у греков, римляне выстроили свой ряд планет, ставший теперь общепризнанным: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Даже старое «раздвоенное» представление о Венере как вечерней и утренней звезде было выражено на латинском по греческому образцу: Веспер («вечер» и «вечерняя звезда») и Люцифер («несущий свет» и «утренняя звезда»; сатаной Люцифер стал значительно позже, уже в мифах христианской религии). Что касается Гермеса, то он был заимствован как покровитель торговли у греков, но вошел в римский ряд планет под именем Меркурий, образованным от латинского слова тегх – «товар».

Таково происхождение названий пяти ярких планет. Шестую планету открыл в XVI в. Николай Коперник – это Земля! Древнейшее славянское слово «земля» восходит к понятиям «низ, поверхность». Сначала этим словом обозначали небольшие участки, а затем и большие территории (Новгородская земля), вообще сушу и даже весь мир. Но смысл «планета» появился у него лишь после выхода работы Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.).

Две самые дальние планеты – Уран и Нептун – были открыты уже в новое время, около 200 лет назад, и ученым пришлось специально изобретать для них названия. Выдающийся английский астроном Вильям Гершель (1738–1822), открывший в 1781 г. седьмую планету Солнечной системы решил подарить эту планету своему королю и назвал ее Георгиевой звездой, по-латыни Georgium sidus.

Рис. 1.7. Вильям Гершель.

Однако современное название следующей за Сатурном планеты было дано немецким астроном Иоганн Боде - Уран. Хотя этот бог не из римского пантеона, а из греческого, по смыслу название очень подходило: согласно мифу, отцом Зевса-Юпитера был Крон-Сатурн, а его отцом – Уран.

Восьмую планету, как известно, открыли «на кончике пера» в 1846 г. Французский астроном Урбен Леверье, теоретически определивший ее положение на основе наблюдений за движением Урана, сообщил свой прогноз немецкому астроному Иоганну Галле, и тот обнаружил новую планету на указанном месте. Леверье предложил дать ей имя Нептун. Идея была принята: поскольку генеалогическую линию Юпитер – Сатурн – Уран продолжать было невозможно (Уран не имел отца), то вернулись к братьям Зевса-Юпитера, одним из которых и был бог морей Нептун (у греков – Посейдон).

Кроме восьми больших, классических планет в Солнечной системе есть ещё и Плутон, открытый в 1930 г. и в течение 76 лет считавшийся девятой планетой Солнечной системы.

Его название идеально вписалось в мифологическую традицию: Плутон – греческий бог подземного царства, брат Посейдона (Нептуна) и Зевса (Юпитера). Но при этом оказался увековечен и основатель и главный энтузиаст поиска девятой планеты - Ловелл: две первые буквы в имени планеты (Pluto) не случайно совпали с его инициалами – Percival Lowell.

Рис. 1.8. Персиваль Ловелл.

И хотя временем и Плутон был лишен статуса нормальной планеты, но он стал первым объектом небесной группы нового типа - популяция планет-карликов (dwarf planets), выделенной относительно недавно в 2006 г.

Поначалу в эту группу вошли только три объекта: бывшая «нормальная» планета Плутон, бывший крупнейший астероид Церера и новооткрытая планета Эрида, обитающая на периферии Солнечной системы, за поясом Койпера. Некоторая система в их названиях в тот момент просматривалась: Плутон – греческий бог подземного царства, Церера – римская богиня урожая и производительных сил земли, а Эрида – греческая богиня раздора, дочка Ночи и внучка Хаоса. К лету 2009 г. к ним добавились еще две карликовые планеты: Хаумея – персонаж из гавайской мифологии, и Макемаке – божество из мифов острова Пасхи. География персонажей расширилась, но пока система их названий в общих чертах не нарушена: это по-прежнему герои мифов, но теперь уже разных народов мира.

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели использование латинских названий в астрономии. Для этого мы обратились к истории возникновения и распространения латинского языка, истории развития и становления астрономии как науки и выделили историю возникновения названий созвездий, звёзд и планет солнечной системы и рассказали об их современной классификации. На основе этого удалось выявить основные направления влияния использования латинского языка в астрономии. Во-первых, большинство современных названий звёзд, созвездий и планет произошли от богов и героев древнегреческой и древнеримской мифологий. Или это названия животных или приборов, данных древними греками и римлянами. И даже более поздние названия согласно традиции давались согласно латинской традиции. Во-вторых, современная классификация, например, созвездий содержит не только название на национальном языке, но и название на латинском в именительном и родительном падежах.

Причины такой тесной связи латыни и астрономии можно найти в истории как латинского языка, так и астрономии. Астрономия, как и большинство современных наук, ведёт свои корни от трудов древнегреческих и древнеримских философов и астрономов. Которые не только дали названия множеству звёзд, созвездий и планет, но и открыли множество законов движения светил, а также провели множество астрономических измерений с помощью изобретённых ими же астрономических инструментов. На этой основе пошло развитие как древней, так и современной науки астрономии. Однако только этим нельзя объяснить, почему вместе с открытиями Древних Греков и Римлян до нас дошли принятые ими названия, и почему современная методология астрономии использует латинский язык как базис. Причины этого достаточно ясны и относятся к истории проникновения знаний античности, а вместе с ними и латинского языка в последующие эпохи. Сначала труды деятелей античности стали основой, а иногда даже догматом средневековых учёных. Затем сильный всплеск интереса к античности наблюдался уже в эпоху Возрождения, когда уже на знания древних эллинов стали как бусинки нанизываться новые знания и открытия учёных той эпохи. И эта тенденция сохранилась и далее. Показателен с этой точки зрения главный знаковый труд Коперника - «О вращении небесных сфер» (лат. De Revolutionibus Orbium Coelestium). Он был написан на латыни и во многом повторял труды Птоломея, вводя, однако, как основу гелиоцентрическую модель устройства вселенной, в которой Земля и все другие планет вращаются вокруг собственной орбиты и вокруг Солнца. Таким образом, латинский язык становится основным языком зарождающейся международной науки, в том числе и астрономии и остаётся таким до сих пор.

Рис. 1.9. Николай Коперник.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 

Список используемой литературы.

  1. «Разведка далёких планет» В.Г. Сурдин, ФИЗМАТЛИТ, 2011.
  2. «Названия звёздного неба» Карпенко Ю.А., М.: Наука, 1981.
  3. http://www.mirastronomii.ru/a10.php
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%E0%F1%F2%F0%EE%ED%EE%EC%E8%E8

 

 

 


Информация о работе История появление и распространения латинского языка