Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 16:26, контрольная работа
В современных гуманитарных и даже социальных науках стали модно для объяснения смысла какого-либо термина обращаться к его этимологии. Такой подход, конечно же, удачен далеко не всегда, но в отношении геополитики он помогает разобраться в сути этой дисциплины. Само объединение слов "гео" и "политика" должно обратить внимание на существенную связь между землей, географическим пространством и политикой государств. Однако таким определением сторонники геополитики не удовлетворяются - они хотят выразить при помощи понятия "геополитика" взаимообусловленность политики государств и географических факторов, таких, как географическое положение, климат, полезные ископаемые и др.
Введение ………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Понятие и сущность геополитики……………………………..5 стр.
Глава 2. Основные идеи и принципы классиков геополитики………...7 стр.
2.1. "Органическая школа" Фридриха Ратцеля………………………....7 стр.
2.2. Рудольф Челлен — автор категории “геополитика”………………14 стр.
2.3. “Географическая ось истории” Хэлфорда Макиндера…………… 18 стр.
2.4. Теория "морского могущества" Альфреда Т. Мэхена……………. 22 стр.
2.5. Концепция “поссибилизма” Видаля де ла Бланша………….……. 26 стр.
Заключение………………………………………………………………. 31 стр.
Список Литературы………………………………………………………32 стр.
Кроме физико-географических признаков, государство, по мнению Челлена, проявляет свою суть в четырех других формах:
• в хозяйственной
(со своей специфической
• как народ со своими национальными и этническими характеристиками — демонополитика;
• как социальное сообщество различных классов и профессий — социополитика,
• в форме
государственного управления со своей
конституционной и
Взятые вместе, они, по Челлену, образуют и пять элементов одной и той же силы подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное”.
Челлен развил
идеи Ф.Ратцеля о биологической
или органицистской сущности государства.
На его взгляды оказали большое влияние
переход капиталистического способа производства
от свободной конкуренции в государственно-
Если в биологической системе Ратцеля государство выступает как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водорослями и губками, то Челлен утверждал, что государства, как мы их наблюдаем в истории, являются подобно людям, чувствующими и мыслящими существами.
Отсюда он делает вывод о том, что назначение, сущность всякого организма — “в борьбе за существование”, а государства как “наиболее импозантные формы жизни” также должны развиваться в соответствии с правилами “борьбы за существование” Ученый писал:
Они также существуют
на поверхности земли благодаря
собственной жизненной силе и
благодаря благоприятному стечению
обстоятельств, находясь в состоянии постоянной
конкуренции друг с другом, то есть борьбы
за существование, и благодаря естественному
отбору. Мы видим, как они рождаются и вырастают,
мы видим также, как они подобно другим
организмам увядают и умирают. Итак, они
являются формами жизни, самыми импозантными
среди всех жизненных форм на земле
Если Ратцель писал о том, что “государство. связано с определенным участком земли, из которого оно высасывает пищу”, то Челлен идет уже к “борьбе за существование”, вводит теорию естественного отбора, т.е. стоит на позициях социального дарвинизма.
Но “борьба за существование” у него является борьбой за пространство. И большие государства расширяют свое пространство за счет малых стран:
жизнеспособность государства, где пространство ограничено, — подчинена категорическому политическому императиву расширить свою территорию путем колонизации, объединения или завоевания различного рода. В таком положении была Англия. Как мы видим, здесь имеет место не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в мелях самосохранения.
Войны ведутся
для того, чтобы давать “излишним”
народным массам работу и хлеб. А
правительства сильных
Другими словами, войны сопровождают рост государственного организма, и люди бессильны перед этими фактами. Борьба за пространство для развития государственного организма подчиняется вечным законам природы.
И при “неизбежном росте государства” плохи дела у малых стран и народов, так как чем больше возникает великих государств, тем больше падает курс малых. Поэтому “малые государства. или вытесняются” на периферию, или сохраняются в пограничных районах, или исчезают”. И понятия справедливости или несправедливости здесь не должны применяться.
Политик, государственный деятель, по мысли Челлена, обладает лишь свободой пролагать путь этой естественной необходимости, и никто не имеет право осудить его.
Челлен формулирует закон автаркии — равновесие между крайностями. Суть его сводится к тому, что производство в государстве не должно быть ни чисто аграрным, ни чисто индустриальным, в случае крайности государство нуждалось бы в мирных отношениях с другими государствами.
Но если государство
нуждается в мире, оно не в состоянии
вести войны за новые территории,
источники сырья, тогда автаркия
заменяет систему “открытых дверей”
системой “закрытых сфер интересов”.
Итак, геополитика
у Челлена выступает как наука,
исследующая фундаментальные
Отец термина “геополитика” считал, что на основе глубокого изучения отдельного государства могут быть сформулированы самые общие принципы и законы, соответствующие всем государствам и во все времена. Ведущим принципом является сила государства. И делает вывод, что сила — более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, так как закон поддерживается только силой. В силе он находил еще одно доказательство своего тезиса, что государство — живой организм. И если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государстве, то сила дает ему естественный органический импульс.
Челлен утверждал, что есть цель сама в себе, а не организация, преследующая цель улучшения жизни своих граждан, их материального и духовного прогресса. Это, безусловно, открытое противопоставление своих взглядов либеральным идеям, широко распространенным в Европе в конце XIX — начале XX вв. Суть взглядов либералов сводилась к тому, что роль государства они видели в качестве “пассивного полицейского”, а у Челлена оно активно преследует поставленную цель.
Он отказался от разделения предметов на “неодушевленные объекты”, выступающие как фон, и “человеческие субъекты”, выступающие в качестве деятелей. Автор дефиниции “геополитика” довел до логического конца тезис Ратцеля о “континентальном государстве”, образцом которого для него была Германия. Она у Челлена — пространство, обладающее осевым динамизмом, и призвана объединить вокруг себя другие европейские державы. Отсюда и его утверждение вслед за Ратцелем, что интересы Германии равны интересам близлежащих государств Европы, но противоположны интересам Франции и Англии.
Одной из причин
противопоставления Германии (с одной
стороны) и Франции и Англии (с
другой) была концепция Челлена о “юных”
и “старых” народах. Вслед за Ф. Достоевским
ученый считал “юными народами” русских
и немцев, а “старыми” — французов и англичан.
“Юные” немцы, по его мнению, должны овладеть
среднеевропейским пространством и создать
континентальное государство планетарного
уровня, потеснив “старые” народы, иначе
Германии не выжить в борьбе с такими геополитическими
структурами, как Россия, Англия с колониями
и США.
Для этого народы,
проживающие на территории Центральной
Европы, должны объединиться в качественно
новое политико-экономическое
После Первой мировой воины, Версальского соглашения Челлен обосновывает тезис о трех географических факторах, играющих главную роль в глобальной геополитике. Таковыми факторами он называет расширение, территориальную монолитность и свободу передвижения. Он утверждает, что Великобритания в большой степени обладает свободой передвижения благодаря мощному морскому флоту и, следовательно, господству на горских путях, а также владеет другим фактором — расширением (большие колониальные владения), но не обладает территориальной монолитностью ее империя, занимая в ту пору 24% поверхности земного шара, разбросана по всем частям света. В этом слабая сторона в английской политике Россия, по его мнению, обладает протяженной территорией, монолитностью, но у нее нет свободы передвижения, так как доступ России к теплым морям ограничен. Таким образом, Челлен вошел в науку и политику не только как автор новой дефиниции, но и как разработчик, детализатор многих концепций, положенных в основу политики Третьего рейха.
2.3. “Географическая ось истории” Хэлфорда Макиндера
Англичанин Хэлфорд Джордж Макиндер (1861—1947) — одна из самых крупных фигур среди ученых -геополитиков. Географ по образованию, Макиндер преподавал в Оксфордском университете, был директором Экономической Школы в Лондоне, занимался политической деятельностью, побывал в качестве посланника во время гражданской войны (1919—1920-е гг.) в Южной России Ему принадлежит самая оригинальная и революционная мысль о политической истории мира. Истоки ее мы находим в его докладе “Географическая ось истории”, опубликованном в 1904 г в “Географическом журнале” В нем обобщены все высказанные ранее идеи “политической географии” и сформулирован основной закон геополитики.
Главный тезис
Макиндера сводится к тому, что
для государства самым выгодным географическим
положением является срединное, центральное
положение. Понятие “центральное” —
относительно. Поэтому английский ученый
говорит о центральном с планетарной точки
зрения.
Нельзя не согласиться
с логикой рассуждений
Минувшие два тысячелетия выделили сперва Центральную Азию — она явилась осевой областью истории — “Хартлендом”. Отсюда гунны, аланы, а в XIII в — монголы распространили свое влияние на азиатскую и европейскую часть земли, культуру народов, населяющих ее. Сделали они это благодаря преимуществу в мобильности своих войск. Макиндер делает очень интересный вывод “именно благодаря давлению внешних варваров Европа сумела создать свою цивилизацию” и далее “Европа и европейская история явления, подчиненные Азии и ее истории”
Во времена Великих географических открытий и после них баланс сил изменился. На историческую арену стали выходить приморские, приокеанические страны Португалия, Испания, Голландия, Франция и в большей степени, к концу XIX в., Великобритания — мастерская мира.
Но в начале XX в новая транспортная технология, по мнению Макиндера, вновь меняет баланс геополитических сил в пользу сухопутных государств. Регионы, страны, зоны, недоступные морской державе, определили новые границы “Хартленда” — серединной земли от Европы до Тихого Океана. Она входила в границы “внутреннего полумесяца” на материковой Европе и Азии. “Хартленд” граничил с “внешним полумесяцем”, состоящим из островов и континентов за пределами Евразии.
Причины непобедимости “Хартленда” в том, что морской флот не может вторгнуться в эту зону, а попытки войск морских стран покорить огромные пространства Евразии всегда кончались крахом (Карл XII, Наполеон).
Итак, Макиндер
дает понятие Неаrtlend'а, который находится
в границах Мирового острова. В Мировой
остров он включает Азию, Африку и Европу.
Планетарное пространство структурируется
системой концентрических кругов. В центре
системы находится “географическая ось
истории”, или “осевой ареал”. Они тождественны
понятию Россия, или “земля сердцевины”.
Затем идет “внутренний”, или “окраинный
полумесяц”, совпадающий с береговыми
пространствами евразийского континента
“Внутренний полумесяц”, по мнению ученого,
— зона наиболее интенсивного развития
цивилизации . Разница версий геополитического
деления Неаrtlend'а заключается в вопросе
о Lеnаlаnd, сибирских территориях, лежащих
к Востоку от Енисея.
Эту мысль высказывали задолго до Макиндера. Действительно, сочетание сухопутных и водных пространств было ключевым моментом в истории народов и государств (Древний Китай,
<Информация о работе Основные теоретические концепции геополитики