История геологического исследования Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Открытие богатейших запасов полезных ископаемых на Кольском полуострове – это результат целенаправленного изучения природных богатств Кольского полуострова, начатого Академией наук СССР еще в начале 20-х годов, в очень трудное время, вскоре после изгнания интервентов и окончания гражданской войны на Севере. По решению правительственных органов в марте 1920 г. была организована Северная научно-промысловая экспедиция с председателем – Президентом Академии наук А.П. Карпинским и заместителем председателя А.Е. Ферсманом.

Файлы: 1 файл

Ист_Геологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

      Ходом работ в Монче-тундре активно  интересовался и С.М. Киров, по инициативе которого к разработке технологии были привлечены научные силы Ленинграда.

      В мае 1932 г. В.И. Кондриков регулярно  докладывает руководству наркомата  тяжелой промышленности о проделываемой работе в Монче-тундре и получает одобрение на освоение нового горного района.

      Геологоразведочные  работы в этом году были значительно  расширены. Недалеко от избушки Архипова были построены небольшие домики и склады, создана база для обеспечения геологических работ в Монче- и Волчьей тундрах. Первые домики появились и на горе Нюдуайвенч, где ленинградские специалисты организовали бурение неглубоких разведочных скважин. По результатам проведенных на территории района геологических и геофизических съемок  в конце года Д.Б. Шифриным  была составлена первая геологическая карта Монче-тундры. В то же время были подсчитаны и утверждены первые запасы никеля в количестве 3.2 тыс. т.

      Этот  первый успех позволил решить вопрос расширения геологоразведочных работ. Летом 1933 г. в Монче-тундре уже работала группа партий: поисковая (И.С. Гусев), геофизическая (Л.А. Баженов),  топографическая (Н.Н. Еленевский), комсомольская геологосъемочная. Общее руководство осуществляли доктора наук В.К. Котульский и Д.Ф. Мурашев. Комплекс различных методов геологопоисковых работ и настойчивость в их проведении позволили дать первую предварительную оценку наиболее крупных месторождений района, установить их промышленную перспективу и определить направление дальнейшей разведки.

      Недостатком геологических работ была их сезонность – они проводились до зимы, а затем специалисты уезжали в Ленинград на камеральную обработку собранных материалов. Поэтому комбинат «Апатит» решил организовать свою разведочную медно-никелевую партию с круглогодичным циклом работы. Это решение позволило быстро расширить фронт работ и увеличить объем разведанных запасов никеля до 40 тыс.т. Важным результатом поисковых работ этого года был обнаруженный Л.А. Баженовым по данным геофизической разведки новый тип руд – богатая никелем жила (содержание никеля до 3% ). К сожалению по объективным и субъективным  причинам это открытие не получило тогда должной положительной оценки. Буровые работы велись в основном на месторождении вкрапленных руд, содержащих всего 1 % суммы никеля и меди.

      В январе 1934 г. в Мончу из Кировска перебрался первый состав Управления Североникеля – начальник строительства Николай Николаевич Воронцов, главный инженер Андрей Виссарионович Кажевников и главный геолог, проф. Владимир Климентьевич Котульский.

      Введенный на Урале осенью этого года Уфалеевский никелевый завод, выплавлявший огневой никель, далеко не удовлетворял растущую потребность народного хозяйства страны в этом металле, поэтому большую часть его приходилось покупать за границей. Развитие своего производства становилось острой необходимостью и летом 1934 г. нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе направил в Мончу руководителей Главникельолова с поручением совместно с трестом «Апатит» дать предложения о возможности развития там никелевого производства. Комиссия подтвердила перспективность увеличения рудных запасов в Монче-тундре и возможность создания крупного производства с учетом дальнейшей совместной переработки местного сырья с медно-никелевыми концентратами Норильска. Было рекомендовано безотлагательно построить в Монче опытный завод, форсировать геологическую разведку и «для создания наилучших условий при наискорейшем выполнении намеченного плана» выделить материальные ресурсы и персонал в особое управление в составе треста «Апатит».

      22 сентября 1934 г. приказом Наркомтяжпрома в Ленинграде организовали союзную контору по проектированию предприятий по никелю и олову - Союзникельоловопроект.

      К концу 1934 г. запасы никеля, главным образом  на месторождении вкрапленных руд, уже достигли 70 тыс. т. и в январе 1935 г. в Мончу была послана комиссия специалистов во главе с проф. А.Н. Долговым для выработки основных исходных положений для проектирования никелевого комбината. Она рекомендовала строить обогатительную фабрику в Монче-тундре. А плавильный завод на 7000 т файнштейна и 1700 т серной кислоты, а также суперфосфатный завод на 35 тыс. т удобрений вблизи станции Оленья Мурманской железной дороги. Рафинировочный завод с цехами электролиза никеля и меди предлагалось строить в Кандалакше.

      2 апреля 1935 г. начальник Главникельолова  В.А. Языков и ВИ. Кондриков доложили наркому Орджоникидзе о реальных перспективах дальнейшего увеличения запасов никеля до 150 тыс. т и внесли предложения о дальнейшем ускорении строительных работ.

      29 апреля 1935 г. нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе подписал исторический приказ о форсированном строительстве никелевого завода в Монче-тундре.

      И в тот же день, 29 апреля, приказ был  получен начальником строительства Н.Н. Воронцовым, а 30 апреля ушла телеграмма начальника главка в Ленинград о проектировании никелевого завода на 10 тыс. т никеля и 10 тыс. т меди, с первой очередью 3 тыс. т никеля и 3 тыс. т меди с готовностью к концу 1937 г.

      3 мая 1935 г. Совет Труда и Обороны  принял решение о создании  самостоятельной хозяйственной  организации – комбината «Североникель».

      10 мая приказом С. Орджоникидзе  Североникель выделили из треста  «Апатит» в отдельное предприятие  и перевели в систему Главникельолово, а В.И. Кондрикова назначили уполномоченным по строительству предприятий на Кольском полуострове. 

      Сегодня нет ни одной отрасли народного хозяйства, которая обходилась бы без металлов. С металлом связана вся история становления и развития промышленности и не только промышленности: история цивилизации — это история познания и покорения металла.

      Наибольшее распространение из всех металлов имеет и еще долго будет иметь железо. Оно — в машинах и станках, которые служат на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве и в быту.

      Железо  дало название новому историко-культурному  периоду — железному веку. Только после него и благодаря ему могли появиться век пара и электричества, век атома и космоса.

      В настоящий период железо является не только одним из самых распространенных, но- и самых дешевых металлов: медь в 12, олово в 50, кобальт в 100 раз дороже железа.

        Основным сырьем для получения железа являются железные руды. Уменьшение запасов богатых железных руд и возрастающие потребности в черных металлах потребовали вовлечения в разработку месторождений бедных железных руд, представленных преимущественно железистыми кварцитами.    Содержание   железа в них колеблется в среднем от 30 до 35%.

      Содержание  железа в руде, поставляемой на металлургические заводы, должно быть 63—65% и более. Эта задача решается путем обогащения бедных железных руд.

     На  Кольском полуострове до начала XVIII века не было известно полезных ископаемых, кроме соли в морской воде, слоистых и сланцевых пород, использовавшихся для строительства «лопарских печей». В 1732 году на Медвежьем острове в Кандалакшской губе нашли самородное серебро и открыли рудопроявления меди, серебра и золота в низовьях Поноя. Но попытки реализовать эти открытия в течение двух веков кончались неудачами.

      Начало  изучению железорудных месторождений Мурмана положил академик А. А. Полканов, который в 1915 году открыл и описал пластовые залежи железных руд в районе Кольского фиорда. Впоследствии геолог профессор П. В. Виттенбург в 1918 году продолжил эту работу, описав выходы магнетитовых кварцитов на западном берегу Кольского залива у мыса Мишуков.

     В 1921 году геологи А. П. Герасимов и И. Г. Кузнецов при более детальном обследовании района Кольского фиорда обнаружили выходы железных руд на протяжении 50 верст. Их запасы при осторожном подсчете составили около 24 млн. тонн при мощности залегания рудных пластов от 10 до 70 м. После этого (до 1930 года) в исследованиях железных руд в районе Кольского залива наступил перерыв.

     С организацией Карело-Мурманского комитета при  президиуме Ленинградского облисполкома дело обследования Кольских руд было возобновлено.

      Решение этой задачи было возложено на Мурманскую геологическую базу, организованную в октябре 1931 года при Ленинградском отделении Геологоразведочного треста. К февралю 1932 года установленный объем работ по разведке был закончен. Результаты разведки железорудных месторождений западного и восточного берегов Колького фиорда и Шонгуй-Лопарского района показали, что рудные тела, представленные железистыми кварцитами и содержание железа в рудах колеблется от 27,5 до 37,4 %.

        При опытном обогащении пробы руды в ленинградском Механ-бюро (ныне институт «Механобр») был получен железорудный концентрат с содержанием железа до 66%, дана оценка месторождению и рекомендации о целесообразности эксплуатации Кольских месторождений с обогащением руды на месте.

      Более широкий размах геологических исследований в 30-х годах имел место в районе Монче-тундры.

      Крупные события в геологических исследованиях района Монче-тундры произошли в 1932 году. Необходимость перевода ленинградской промышленности на собственное металлургическое сырье заставила обратить более серьезное внимание на железорудные месторождения Кольского фиорда и района Монче-тундры. К этому времени месторождения железных руд уже были прослежены от Кольского залива до озера Имандра.

      Весной 1932 года Ленинградским геологоразведочным трестом была организована Мончетундровская геологическая экспедиция с целью поисков никельсодержащих руд. В состав экспедиции вошло несколько партий: геологопоисковые, разведочная, геофизическая, топографическая. Одну из геологопоисковых партий, укомплектованную комсомольцами Ленинградского горного института, возглавил выпускник этого института геолог Давид Велькович Шифрин, в качестве прорабов в нее вошли Н. С. Зонтов и М. Г. Равич.

      В конце мая 1932 года участники экспедиции, в основном молодежь, стали прибывать на станцию Имандра Кировской, ныне Октябрьской, железной дороги. В деревянном домике, приютившемся на берегу озера, расположилась временная база экспедиции. К началу июня здесь собралось около 50 человек.

За озером, в районе Монче-губы, на западном берегу Имандры, находилась постоянная база экспедиции. Решили идти к ней через озеро по льду. К вечеру 5 июня все было готово для перехода: снаряжение и приборы упакованы и уложены на санки, изготовленные из лыж. В семь часов вечера 48 человек отправились со станции Имандра в Монче-губу, волоча за собой по льду 9 саней с грузом. Впереди колонны шел проводник — житель Монче-Губы саам Леонтий Калинович Архипов. Время от времени он проверял прочность льда железным щупом. Путь до Монче-губы — около 15 километров — занял девять часов. Только утром 6 июня усталые, мокрые и голодные добрались геологи до постоянной базы экспедиции. У самого берега озера стояли два небольших деревянных домика, склад, пекарня и несколько больших почерневших палаток.

       22 июня Н. Зонтов со своим помощником вышли в маршрут. Около суток они пробирались к одной из возвышенностей — горе Мурпаркменч, до которой с берега, казалось, рукой подать. И лишь утром 23 июня группа поднялась на вершину горы. Попробовали определить, где оставили лодку. Но стрелка компаса вместо юго-запада показывала север, северо-восток и никак не хотела останавливаться. «Неужели сбились с пути?» — подумали геологи и стали определять место своего нахождения по ориентирам и приметам. Все верно, шли они правильно. Но в чем же дело? Решили обследовать вершину. Спустя некоторое время они обнаружили на северном склоне выступ, где обнажалась из-подо мха скала. В этом направлении тянулась и стрелка компаса.

      С трудом откололи геологи кусок веками отполированной скалы. Взяли пробы еще в нескольких местах. Визуальный осмотр, предварительное изучение образцов показали, что обнаружено новое месторождение, представленное магнетитовыми железистыми кварцитами.

      Детальное изучение отобранных Н. Зонтовым проб резко изменило характер работ всей экспедиции. Наряду с поисками медно-никелевых руд в Монче- и Волчьей тундрах отряды продолжали поиски железных руд в Заимандровском районе куда вскоре прибыла магнитометрическая партия под руководством Е. А. Гедовиуса и топографический отряд Н.Н. Етеневского.

      На  основании геологосъемочных, магнитометрических работ и поисковой разведки, проведенных летом и осенью 1932 года, сложилось определенное представление о наличии в восточной и северо-восточной частях Монче-тундры целого железорудного района. Была открыта полоса магнитных аномалий площадью около 35 квадратных километров, установлено, что в Заимандровском (Приимандровском) районе Монче-тундры открыто 6 крупных и ряд мелких месторождений с общей протяженностью рудной полосы около 25 километров. Из всех железорудных месторождений, открытых на Кольском полуострове с 1921 по 1932 год, наибольший промышленный интерес представляли месторождения, расположенные в рудоносной полосе Заимандровского района, где были обнаружены такие месторождения, как имени С. М. Кирова (гора Мурпаркменч). имени XV годовщины ОР, им. проф. Баумана, Оленегорское, Комсомольское, Печегубское, (у разъезда Куна Октябрьской железной дороги) и Железная варака.

Информация о работе История геологического исследования Мурманской области