Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2017 в 21:22, курсовая работа
Биатлон является одним из зимних видов спорта входящих в программу Олимпийских игр. В то же время, биатлон многокомпонентный вид спорта, сочетающий разнохарактерные нагрузки — это максимальная динамическая нагрузка во время лыжной гонки и статическое напряжение в момент стрельбы, что предъявляет высокие требования к взаимодействию систем организма.
Рост мастерства спортсменов зависит от высокого уровня как лыжегоночной, так и стрелковой подготовки.
Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Состояние вопроса по данным научно-методической литературы 8
1.1 Общие понятия скорострельности стрельбы 8
1.2 Особенности времени пребывания биатлонисток на огневом рубеже на длинных дистанциях 9
1.3 Тактика прохождения огневого рубежа в спринтерской гонке 13
1.4 Особенности попаданий по мишеням с учётом порядка стрельбы 19
1.5 Факторы, влияющие на результативность стрельбы биатлониста 20
Выводы 24
Глава 2. Методы и организация исследования 25
Глава 3. Динамика результативности в серии стрельбы у биатлонисток высокой квалификации в индивидуальных и спринтерских гонках 29
Выводы 55
Заключение 57
Практические рекомендации 59
Список использованных источников 61
Так же в научно-методической литературе предлагаются следующие модельные характеристики стрельбы: оптимальное время, затраченное на изготовку к стрельбе – 16 - 30 с; время на выполнение пяти выстрелов – 25 - 50 с; время на отдельные выстрелы – 4 - 10 с. Повышение роста спортивно-технического результата у биатлонистов во многом будет зависеть от скорости подхода к линии огня и сокращения времени выполнения технических действий на огневом рубеже, доведя его до 35 - 40 с [6].
Исследования, проведенные в биатлоне, показали, что динамика роста спортивных достижений обусловлена прежде всего тремя факторами: 1) улучшением результатов в лыжной гонке; 2) повышением скорострельности и уменьшением времени пребывания на огневом рубеже; 3) высокой точностью стрельбы. Методом педагогических наблюдений были определены модельные характеристики соревновательной деятельности биатлонисток.
Такие показатели, как изготовка для стрельбы из положения лежа – 19±1 с, стоя – 18±1 с; скорострельность лежа – 18±1 с, стоя – 17±1 с; время пребывания на огневом рубеже 2 мин. 35 с±0,1 мин [9].
Анализируя результаты крупнейших соревнований, установлено, что для достижения высоких спортивно-технических результатов в биатлоне, необходимо иметь следующий уровень результатов в стрельбе на длинных дистанциях: время нахождения на огневых рубежах лежа – 40 - 45 с, стоя – 35 - 40 с; скорострельность стрельбы – 18 - 20 с.
Показатели скорострельности стрельбы должны оставаться одними и теми же на всех соревновательных дисциплинах потому, что навык, приобретенный в тренировочных занятиях и соревнованиях в стрельбе, ее ритм должны быть постоянными и неизменными. Только в результате этого может быть стабильной стрельба на соревнованиях различного масштаба [8].
1.3 Тактика прохождения огневого рубежа в спринтерской гонке
В спринтерской гонке значение гоночного компонента значительно выше, стрелкового. Решающее значение для окончательного распределения мест имеет скорость передвижения на втором и третьем круге и штраф при стрельбе стоя [8].
Тактические действия биатлониста на огневых рубежах в соревновательных условиях должны быть соразмерны степени его подготовленности [23].
Биатлонистам при построении тактического плана ведения соревновательной борьбы приходится искать такую взаимосвязь между компонентами биатлона, которая позволила бы им при высокой скорости гонки вести меткую стрельбу. Тактические действия спортсменов в процессе соревнований по биатлону имеют подчас решающее значение. С помощью наблюдений и специальных исследований установлено, что интенсивность ведения гонки на дистанции – фактор, определяющий влияние гонки на результаты стрельбы.
Снижение интенсивности передвижения положительно сказывается на результатах стрельбы у менее квалифицированных спортсменов.
Длину отрезка перед рубежом следует определять в зависимости от уровня тренированности спортсменов [22, 23].
Тактика биатлониста на огневом рубеже складывается из технически правильного подхода к огневому рубежу, изготовки к стрельбе, стрельбы и ухода с рубежа после стрельбы.
Успешное выступление зависит от сокращения времени пребывания на огневых рубежах. Исследованиями установлено, что многие биатлонисты при относительно одинаковых показателях подготовленности в гонке и стрельбе выигрывают на соревнованиях у своих соперников за счет этого компонента. Это время складывается из изготовки к стрельбе, стрельбы и ухода с огневого рубежа после стрельбы. Многие биатлонисты сокращают время пребывания на рубеже за счет высокого темпа стрельбы, уделяя больше времени изготовке.
Такой тактический вариант весьма приемлем, так как более тщательная подготовка способствует лучшей восстанавливаемости организма спортсмена, а высокий темп стрельбы, выработанный на тренировках, не лишает ее меткости. Изготовка к стрельбе должна производиться быстро, без лишних движений, в строгой последовательности. Не следует из-за экономии времени пренебрегать неудобствами в изготовке, вызванными большим скоплением участников на рубеже или неровности рубежа [23].
Изготовка к стрельбе должна производиться строго в отработанной на тренировках последовательности. Нельзя с целью экономии времени пренебрегать неудобствами в изготовке, вызванными случайными помехами или неподготовленностью рубежа. Биатлонист должен самостоятельно создать максимально хорошие условия для ведения прицельной стрельбы, заранее определяя свое местоположение при снятии винтовки и ее заряжании.
Если при изготовке к стрельбе незначительная потеря времени иногда компенсируется меткостью стрельбы, то уход с рубежа должен быть предельно быстрым. Надевание оружия, перчаток, палок должно производиться уже во время движения, темп которого с каждым шагом увеличивается.
При неблагоприятных метеорологических условиях необходимо все действия на рубеже и стрельбу вести быстро, без задержки, компенсируя промахи в стрельбе увеличением скорости на дистанции и при прохождении штрафных кругов.
Нецелесообразно стрелять два раза подряд по одной и той же цели, поскольку это деморализует спортсмена при неудачном выстреле [23].
Ритм – это сформировавшийся двигательный навык, в основе которого, лежит образование всевозможных временных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате многократного повторения определенных действий, образуется динамический стереотип, способствующий экономизации двигательной деятельности организма в целом и обеспечивающий приспосабливаемость организма к различным условиям спортивной деятельности.
Спортсмены – биатлонисты, выдерживающие оптимальной ритм стрельбы, достигают более высокого результата. Ритм стрельбы более стабильный у спортсменов высокой квалификации [23].
Стрельбу нужно вести только в том темпе, который достигнут на тренировках, сконцентрировав внимание на своей мишени и совершенно отвлекшись от посторонних раздражителей.
Предлагается 2 этапа овладения тактикой:
1) овладение арсеналом
2) построение тактического плана
предстоящих соревнований с
На первом этапе приобретаются и усваиваются теоретические знания. Затем они используются на тренировках при выполнении определенных установок тренера: поддерживать заданную скорость на отрезках дистанции, сокращать время пребывания на рубеже за счет быстрой и слаженной изготовки и т.д.
Отдельные тактические действия биатлониста совершенствуются на контрольных тренировках и прикидках.
При построении тактического плана предстоящего соревнования биатлонист с помощью тренера должен досконально изучить условия предстоящих соревнований (рельеф местности, расположение огневых рубежей, освещенность трассы и др.) и возможности (их подготовленность, слабые и сильные стороны). При этом тренер должен дать конкретные установки, помогающие успешно реализовать в соревнованиях намеченный план [13].
Для создания условий более успешного прохождения огневых рубежей выделяют 3 фазы оптимального режима распределения времени действий биатлониста на огневом рубеже:
Процесс прицеливания не должен превышать 6-8 сек., так как в дальнейшем глаз перестает замечать неточности во взаимном расположении мушки и мишени, что приводит к грубым ошибкам, не заметным для спортсмена [2].
Некоторые специалисты считают, что сокращать время пребывания на огневом рубеже следует за счет быстрой изготовки и ухода с огневого рубежа.
Физиологическими исследованиями установлено, что несмотря на задержку дыхания, после нагрузки частота сердечных сокращений вначале снижается (в течение 5-8 секунд на 9-15 уд./в мин.), а затем снова повышается. Поэтому производство выстрелов важнее выполнять в фазе относительно сниженного пульса, т.е. в пределах 8 секунд [1].
Уход с рубежа должен быть максимально быстр. На сокращение времени пребывания на огневых рубежах влияет степень функциональной подготовленности биатлониста.
В целях улучшения результатов в стрельбе, снятия отрицательного эмоционального состояния, сокращения времени пребывания на первом огневом рубеже необходимо проводить разминку с учетом индивидуальных особенностей спортсмена [1].
Тактика стрельбы – это максимально быстрая реализация наиболее эффективного способа ведения стрельбы из положения лежа и стоя [28].
Биатлонист должен добиваться рационального распределения сил на дистанции и, что особенно важно, находить оптимальные режимы подхода к огневому рубежу. Эти режимы индивидуальны для каждого спортсмена, и опытные мастера находят интуитивно.
Подход биатлониста к огневому рубежу – узловой момент, существенно влияющий на спортивный результат.
Имеющиеся в литературе рекомендации часто носят описательный характер. Так, некоторые авторы рекомендуют ориентироваться на преодоление трасс между огневыми рубежами с соревновательной скоростью и снижать ее за 150 – 250 м до огневого рубежа. Чем выше тренированность спортсмена, тем ближе к огневому рубежу следует снижать скорость.
Другие рекомендации базируются на объективных показателях состояния спортсмена, чаще всего на частоте сердечных сокращений. Уверенная и точная стрельба после физической нагрузки возможна лишь, если ЧСС не превышает 145 – 150 уд./мин.; в связи с этим рекомендуют снижать интенсивность передвижения на лыжах за 250 м до огневого рубежа.
Вместе с тем существует мнение, что точность стрельбы в биатлоне не связана с уровнем тахикардии.
Интенсивность подхода к огневому рубежу оказывает существенное влияние как на время задержки, так и на качество стрельбы. Так выполнение подхода к огневому рубежу в слабом темпе (ЧСС 120 – 140 уд./мин.) позволило спортсменам значительно быстрее выполнить изготовку перед стрельбой, затрачивая при этом 27 с на рубеже лежа и 20 с при стрельбе из положения стоя. При более высокой интенсивности нагрузки непосредственно перед стрельбой эти показатели составили соответственно 29 и 22, при высокой 32 и 25 секунд. Это говорит о том, что чем быстрее спортсмены подходят к рубежу, тем больше времени им необходимо, для того чтобы перестроиться на статическую работу и сконцентрировать свое внимание на точных действиях по определению положения, как отдельных частей, так и в целом, подготовиться к стрельбе и выполнить прицеливание. Анализируя скорострельность, отмечено, что на огневом рубеже лежа различий не наблюдается. На огневом рубеже стоя при увеличении интенсивности подхода больше времени затрачивается на прицеливание, обработку спускового крючка, это можно объяснить следующим – изготовка на рубеже лежа более устойчива, чем на рубеже стоя и поэтому спортсмены выполняют все действия в одном пульсовом режиме. Время ухода с огневого рубежа, показало, что здесь существенных различий нет ни на рубеже лежа, ни на рубеже стоя [22].
Несколько иначе картина отмечена в качестве стрельбы, так, в стрельбе со средней интенсивностью штрафное время как из положения лежа, так и стоя несколько меньше, чем при низкой и высокой ЧСС. Это обстоятельство можно объяснить уровнем подготовленности биатлонистов и адаптационных перестроек в организме в процессе перехода от гонки к стрельбе [39].
Особый интерес представляют данные о том, что физическая работа и вызываемое ею физическое утомление могут при определенных условиях улучшить координацию двигательных функций и, в частности, повысить точность стрельбы [28].
Некоторые авторы рекомендуют биатлонистам при хороших условиях скольжения на равнинном участке лыжной трассы, подходя к рубежу, не снижать скорости. Необходимо избегать наращивания темпа передвижения, увеличивая скорость более мощными отталкиваниями ногами.
При плохих условиях скольжения на качество стрельбы влияет характер нагрузки на мышцы рук и плечевого пояса [5].
1.4 Особенности попаданий по
мишеням с учётом порядка
Специфической особенностью стрельбы в современном биатлоне является требование ведения огня по металлической установке с пятью мишенями, расположенными горизонтально. Решение о таком расположении мишеней на установке было принято на Конгрессе после Олимпийских игр 1980г., до которых размещать мишени на щите разрешалось произвольно. При одинаковой форме и размерам мишени для прицеливания – круглой, чёрного цвета, диаметром в 115 мм, зона поражения стрельбы в положении лежа – 45 мм. Расстояние между центрами близко расположенных мишеней, согласно современным международным правилам соревнований, допускается в 215-260 мм [10].
В связи с таким выполнением стрельбы, у спортсменов и тренеров возникла проблема, а именно, какой порядок (последовательность, очерёдность) стрельбы по мишеням является наиболее эффективным и имеет ли данный фактор практическое значение, т.е. влияет ли порядок на результативность стрельбы.
В научно-методической литературе 2001-2002 годов [1,2], пришли к выводу, что наиболее эффективными порядками стрельбы по мишеням являются: справа-налево (5-4-3-2-1) и комбинированный порядок стрельбы. Однако позже в 2003-2004 годах [3,4] высказано мнение об эффективности порядка стрельбы по мишеням слева-направо (1-2-3-4-5) и справа-налево (5-4-3-2-1). Ведущие спортсмены мировой элиты используют в основном последовательность поражения мишеней либо «слева направо», либо «справа-налево», значительно реже другие варианты. В частности, на Олимпийских играх 2010 г. В Vancouver (Canada) из 87 женщин участвующих в индивидуальной гонке при стрельбе лёжа 29 (33,33%) использовали схему поражения «слева направо», 50 (57,47 %) – «справа налево» и 8 (9,2 %) другие варианты. Интересно то, что при стрельбе стоя свою последовательность поражения мишеней при стрельбе «слева направо» сохранили только 17 спортсменок из 29, а при последовательности «справа налево» 45 из 50. Всего женщины использовали семь различных схем поражения установок и всевозможные их комбинации [10].