Быстрота и ловкость и методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно- мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Содержание работы

Быстрота и методика её развития…………………………………………..3

Ловкость и методика её развития………………………………………….11

Используемая литература………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Быстрота и ловкость и методика их развития.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

  Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.

  Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому  их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ловкость.  
 
Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи — Н. А. Бернштейн, 1935; 1947; 1960): прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т. п. Это задание может быть различной сложности. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений (требованиями к координации движений). Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т. е. если оно достаточно точно. Понятие точность движения включает в себя:  
1) точность пространственных,  
2) точность временных,  
3) точность силовых характеристик движения.  
Точность движения, т. е. степень его соответствия требованиям двигательной задачи, является вторым мерилом ловкости. 

 

Два дополнения к сказанному.

1. Точность движений имеет своим следствием достижение высокой экономичности — то же движение начинает выполняться с меньшей затратой мышечных усилий и энергии. Поэтому в качестве измерителя ловкости иногда используют какие-либо показатели экономичности движений. Пример: дают испытуемым какую-либо стандартную нагрузку (скажем, езду на велоэргометре определенной мощности и продолжительности), методом непрямой калориметрии определяют у них величину энерготрат. При этом разные люди тратят на выполнение одной и той же работы различное количество энергии. В качестве показателя ловкости можно взять, например, коэффициент полезного действия (КПД — отношение затраченной энергии к выполненной работе).

2. В научных исследованиях ловкости точность движений измеряют с возможной тщательностью, стремясь получить количественную оценку допущенных ошибок по всем характеристикам движения. В процессе физического воспитания такая скрупулезность не всегда нужна; чаще здесь ограничиваются самим фактом выполнения движения (поймал мяч — не поймал; сделал подъем разгибом — не сделал и т. п.) и некоторыми наиболее доступными измерениями. 

Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту и в физическом воспитании, можно условно разделить на 2 группы: 

 
1)стереотипные,  
2) нестереотипные .

Примером первых будут: бег по легкоатлетической дорожке, легкоатлетические метания и прыжки, гимнастические упражнения, ходьба по ровной поверхности. Примером вторых — движения в спортивных играх, единоборствах, слаломе, кроссе и т. п.

Точность в стереотипных движениях зависит, в частности, от того, как долго человек обучался их выполнению. Если он начинает «с ходу» выполнять новые для него движения, то его, очевидно, следует считать более ловким, чем того, кто затрачивает на их освоение большее количество времени. Поэтому одним из показателей ловкости может быть время, необходимое для освоения движения.

В нестереотипных движениях также многое зависит от времени, в частности от времени между сигналом к движению и началом его выполнения. Если обстановка меняется внезапно и это время мало, то нужна большая ловкость, чтобы выполнить движение. Наоборот, если характер движения известен заранее, выполнить его легче. Здесь мерилом ловкости является то минимальное время, которое достаточно человеку для выполнения движения с требуемой точностью.

Учитывая все сказанное, ловкость можно определить как, во-первых, способность овладевать новыми движениями (способность «быстро обучаться») и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. 
 

Измерителями ловкости являются:  
1) координационная сложность задания,  
2) точность его выполнения,  
3) время выполнения, в частности, либо время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения (детальные характеристики движения заранее неизвестны).

Мы видим, что ловкость — это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель. При этом остальные условия задания стараются делать неизменными.

Ловкость — довольно специфичное качество (о причинах этого смотри ниже, в 1\Л.2.). Можно, например, отличаться хорошей ловкостью в спортивных играх и недостаточной — в гимнастике С помощью специальных математических методов (корреляционный. Аякторный анализ и др.) показано, что люди, быстрее остальных овладевшие какими-либо движениями, могут в других случаях при обучении иным движениям быть в числе последних (Вудроу, 1939; Мак-Гроу, 1949; Флейшман, 1962, и др.)  
Однако если движения похожи в\'некотором отношении друг на друга, то между скоростью овладения ими есть корреляция (Мак-Гроу, 1949). Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно малоподвижном туловище («ручная ловкость», немецкое — Handgeschicklichkeit, английское—manual skills, fine skills). С необходимостью именно таких проявлений ловкости мы встречаемся обычно в трудовых процессах (работа за станком, у пульта управления, со слесарным и столярным инструментом и т. п.). Эта разновидность ловкости мало связана с ловкостью, проявляемой в физических упражнениях, где перемещаются большие сегменты тела (gross motor skills — Хемпель и Флейшман, 1955). Однако в начале овладения подобным «ручным» навыком спортсмены все же показывают большую скорость обучения (Пирьова и др., 1961).
 

IV. 1.2. Физиологические и психологические основы ловкости.  
 
Любое движение, сколь бы новым оно ни казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей. Схематически можно представить, что человек каждый раз «строит» новое движение из большого числа элементарных координационных «кусочков», каждый из которых был освоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного опыта (подробнее см. Н. А. Бернштейн, 1960). Чем больше запас условнорефлекторных двигательных связей, чем большим объемом двигательных навыков владеет человек, тем легче он овладевает новыми движениями, тем выше его ловкость (по этому вопросу есть большая литература; обзоры, см. Мор, 1960; Флейшман, 1962; Фиттс, 1962, и др.).

Ловкость значительно зависит от деятельности анализаторов, в частности двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке. Так, в одном из экспериментов было показано, что у новичков показатели кинестезии (двигательного чувства) дают корреляцию около 0,5 со скоростью обучения движениям (Филлипс и Саммерс, 1954) Еще белее высокие величины корреляционных зависимостей нашел в нашей лаборатории В. Ф. Тюветский (1965). Иначе говоря, чем выше были у занимающихся возможности к точному ощущению и восприятию собственных движений, тем быстрее они овладевали новыми ьавыками.

С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности Тесно связана она с быстротой и точностью сложных двигательных реакций (А. Ц. Пуни, 1959; П. А. Рудик, 1960). ., 
 

IV.1.3. Основы методики воспитания ловкости.  
 
Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (Л. П. Матвеев, 1959). Существенное значение имеет также повышение точности восприятия своих движений в пространстве и времени («чувство пространства», «чувство времени»).

Основной путь в воспитании ловкости — овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

Желательно, чтобы обогащение занимающихся новыми навыками проходило более или менее непрерывно. Показано, что если человек долго не обучался новым движениям, то его способность к обучению (motor educability) снижается. Например, гимнасты-мастера, на протяжении нескольких лет не разучивавшие новые элементы, затем осваивают неизвестные для них движения с гораздо большим трудом, чем многие перворазрядники. Если на какой-либо длительный период не запланировано овладение новыми движениями, то и тогда нужно время от времени предлагать занимающимся выполнять неизвестные им упражнения. Поскольку они даются не ради овладения ими самими, а лишь для того, чтобы занимающиеся испытали какие-то новые двигательные ощущения, то такими упражнениями не обязательно овладевать до высоких степеней совершенства. Важно лишь попробовать их выполнить. В тренировочный процесс такие «двигательные безделушки» включаются обыкновенно в день, отведенный для активного отдыха.

При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями, могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение такого физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается.

Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность, применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку (спортивные игры, единоборства, слалом).

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:  
1) к точности движений,  
2) к их взаимной согласованности,  
3) к внезапности изменения обстановки.

В процессе воспитания ловкости используются разнообразные методические приемы, стимулирующие более высокие проявления двигательной координации. Некоторые их примеры приводятся ниже (по Л. П. Матвееву, переработано):

Содержание методического приема

1. Применение необычных исходных положений

2. «Зеркальное» выполнение упражнений

3. Изменение скорости или темпа движений

4. Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение

5. Смена способов выполнения упражнений

6. Усложнение упражнения дополнительными движениями

7. Изменение противодействий занимающихся при групповых или парных упражнениях

Примеры

Прыжок в длину стоя спиной к направлению прыжка Метание диска левой рукой (для правшей)

Выполнение упражнений в ускоренном темпе Метание диска или молота из уменьшенного круга, уменьшение площадки для игры Прыжки в высоту разными способами

Опорный прыжок с дополнительным поворотом перед приземлением

Применение различных тактических комбинаций в игре; проведение встреч с различными партнерами

Упражнения, направленные на развитие ловкости, относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступлении утомления. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки. 
 

Поскольку ловкость определяет быстроту овладения новыми движениями, можно сказать, что «тренировать ловкость — значит тренировать тренируемость» (т. е. чем выше у человека ловкость, тем быстрее у него будут улучшаться результаты в физических упражнениях). Это меткое определение принадлежит академику Л. А. Орбели (1948). Им же отмечена одна весьма опасная ошибка в методике воспитания ловкости. Она состоит в излишне буквальном следовании педагогическому правилу «от простого к сложному» когда полагают, что поскольку сложные движения (например, бег) состоят из многих простых (например, движений в коленном и других суставах ног), то надо сначала овладеть этими простыми движениями, а затем их уже объединить в более сложные.  
 
Это приводит к стремлению разложить все мыслимое множество движений на элементарные компоненты, постепенно их затем объединяя во все более сложные формы. В более или менее открытом виде эта идея была представлена в ряде гимнастических систем прошлого (в частности, и в системе физического образования П. Ф. Лесгафта*), где преимущественное внимание уделялось совершенствованию в так называемых аналитических упражнениях. Но при этом не обращали внимания на то, что естественный путь развития двигательных возможностей человека не таков. Для ребенка нехарактерно овладение частными двигательными операциями с последующим их объединением в целостные комплексные действия.  
 
Напротив, основной естественный путь развития состоит в ограничении хаотичных «разлитых» движений (обзор, см. М. Н. Лисина, 1964). Движения младенца в колыбели хаотичны, диффузны; у него очень слабо развиты процессы торможения в центральной нервной системе, и поэтому любое движение связано с беспорядочным возбуждением многих участков нервной системы. По мере развития совершенствуются тормозные функции нервной системы и движения становятся все более координированными. Однако и тогда ребенку легче овладеть сложными комплексными действиями (в особенности — с ясно выраженной двигательной задачей), чем какими-либо аналитическими искусственными движениями. Например, дети 4—6 лет успешно осваивают такие сложные движения, как езду на велосипеде, плавание, передвижение на коньках и лыжах и т. п.; в то же время их очень тяжело обучить точно выполнять гимнастические упражнения с соблюдением всех требований гимнастического стиля.

Информация о работе Быстрота и ловкость и методика их развития