Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:40, реферат
Человек - величайшая загадка для самого себя. Это невольно вызывает естественное желание понять природу человека, смысл его существования, разумную цель необъятной творческой активности, истоки разнообразных сил и способностей, скрытых в нем. Направления деятельности человека многосторонни. Одни обусловлены пытливостью его разума, стремящегося познать все, что его окружает (наука), другие - необходимостью его существования в этом природном мире (общественная, техническая и хозяйственная деятельность), третьи - чувством красоты, желанием ее воплощения в своей жизни и деятельности (искусство), четвертые - неистребимым желанием понять смысл и цель своей жизни, жизни мира, познать истину (религия, философия).
Введение
1. Наука или религия?
2. Мировоззрение в науке и религии
3. Наука и религия
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Наука или религия?
2. Мировоззрение в науке и религии
3. Наука и религия
Заключение
Литература
Введение
Человек - величайшая загадка для
самого себя. Это невольно вызывает
естественное желание понять природу
человека, смысл его существования,
разумную цель необъятной творческой
активности, истоки разнообразных сил
и способностей, скрытых в нем.
Направления деятельности человека
многосторонни. Одни обусловлены пытливостью
его разума, стремящегося познать
все, что его окружает (наука), другие
- необходимостью его существования
в этом природном мире (общественная,
техническая и хозяйственная
деятельность), третьи - чувством красоты,
желанием ее воплощения в своей жизни
и деятельности (искусство), четвертые
- неистребимым желанием понять смысл
и цель своей жизни, жизни мира,
познать истину (религия, философия).
Однако фундаментом и источником
всей жизнедеятельности человека, определяющим
ее направление, характер и содержание,
является духовное и нравственное состояние
человека, формируемое его свободой,
его волеизъявлением перед
1. Наука или религия?
Когда известный французский
Вопрос этот в истории человечества
возник недавно. Религия и наука
на протяжении веков сосуществовали
и развивались без какого-либо
антагонизма. Ученый и верующий, как
правило, совмещались в одном
лице. Ученые-атеисты были редчайшим
исключением, но и они не утверждали,
что их научные данные доказывают
небытие Бога. И лишь в XVIII веке, особенно
когда ряд французских
Чтобы увидеть реальную картину
взаимоотношений науки и
В философской энциклопедии дается
следующее определение науки: “Наука
- есть система развивающихся знаний,
которые достигаются
В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения - “догматы” - которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: во-первых, признании реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком. Рассмотрим эти постулаты:
1) Как ни удивительно, но
2). Второй постулат науки - убеждение
в разумности, закономерности устройства
мира и его познаваемости -
является главной движущей
Основными методами естествознания являются: наблюдение, эксперимент, измерение и догадка (гипотезы, теории). Руководствуясь ими, можно четко отделить область естествознания от всех иных областей творческой деятельности человека: гуманитарных наук, искусства, музыки и т.д. Научное знание, таким образом, является лишь малой частью человеческого знания в целом. Вопрос о достоверности научного знания настолько деликатен и ответ на него так затрагивает само существо науки, что лучше предоставить по нему слово наиболее компетентным ученым нашего века. Академик Л.С. Берг: “В науке все то, что способствует ее развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному". Итак, истина в науке - это все то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом, способным служить дальнейшему прогрессу науки. В науке вопрос об истине решается практикой.
Теория Птолемея в свое время способствовала прогрессу знания и была истинной, но когда она перестала служить этой цели, Коперником была предложена новая теория мироздания, согласно которой Солнце неподвижно, а Земля движется. Но теперь нам известно, что и это воззрение не отвечает истине, ибо движется не только Земля, но и Солнце. Всякая теория есть условность, фикция. Правильность этой концепции истины, поскольку она касается теории, вряд ли будет оспариваться кем-нибудь в настоящее время. Но и законы природы в этом отношении в таком же положении: каждый закон есть условность, которая держится, пока она полезна. Законы Ньютона казались незыблемыми, однако ныне их признают лишь за известное приближение к истине. Теория относительности Эйнштейна опрокинула не только всю механику Ньютона, но и всю классическую механику.
Польза есть критерий пригодности, а следовательно, в известной мере, истинности. Другого способа различать истину человеку не дано. Истина есть полезная фикция, заблуждение - вредная... Итак, мы определили, что такое истина с точки зрения науки”. А. Эйнштейн: “В нашем стремлении понять реальность мы подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов. Он видит циферблат и движущиеся стрелки, даже слышит тиканье, но не имеет средств открыть их. Если он остроумен, он может нарисовать себе картину механизма, которая отвечала бы всему, что он наблюдает, но он никогда не может быть вполне уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснить его наблюдения. Он никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом, и он не может даже представить себе возможность и смысл такого сравнения".
Крупнейший американский физик Р. Фейнман: “Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь из области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которые мы никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы наука не превратилась в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще не известные области. Ничего дурного тут нет, только наука оказывается из-за этого недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна, - вы ошибались".
Ярко проявляется
Р. Оппенгеймер: “Я имел возможность проконсультироваться с сорока физиками-теоретиками. Мои коллеги, несмотря на различие их взглядов, придерживаются, по крайней мере, одного убеждения. Все признают, что мы не понимаем природу материи, законов, которые управляют ею, языка, которым она может быть описана".
Невероятно, но жизненно закономерно,
что в полном согласии с этими
взглядами ученых высказываются
и наши отечественные философы. В
коллективном труде “Логика научного
исследования", составленном под
руководством директора Института
философии П.В. Копнина, читаем: “К идеалу
научного знания всегда предъявлялись
требования строгой определенности,
однозначности и исчерпывающей
ясности. Однако научное знание всякой
эпохи, стремившееся к этому идеалу,
тем не менее, не достигало его. Получалось,
что в любом, самом строгом
научном построении всегда содержались
такие элементы, обоснованность и
строгость которых находились в
вопиющем противоречии с требованиями
идеала. И что особенно знаменательно
- к такого рода элементам принадлежали
зачастую самые глубокие и фундаментальные
принципы данного научного построения.
Наличие такого рода элементов воспринималось
обычно как просто результат несовершенства
знания данного периода. В соответствии
с такими мнениями в истории науки
неоднократно предпринимались и
до сих пор предпринимаются
Все это свидетельствует не только
о том, что любая система