Наука и религия – разлученные сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:27, сочинение

Описание работы

«Религия и наука – два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и развивается человеческая душа. Нельзя лететь на одном крыле. Если человек это сделает, опираясь лишь на крыло религии, он угодит в трясину фанатизма, если же полетит лишь на крыле науки, то упадет в беспросветное болото материализма… Более того, религия должна находиться в согласии с разумом и соответствовать выводам науки. Ибо религия, разум и наука – составные части действительности; посему, будучи таковыми, они должны соотноситься друг с другом и пребывать в согласии.

Религиозный по своей природе вопрос или принцип должен быть одобрен наукой. В науке необходимо заявить о его обоснованности, и разум должен подтвердить его, дабы он порождал уверенность. Если же религиозное учение расходится с наукой, то оно, несомненно, является суеверием.

Файлы: 1 файл

Наука и религия.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

    Наука и религия –  разлученные сестры

   «Как  ни гляди, между религией и естественными  науками нет никакого противоречия. Как раз в самых решающих моментах здесь наблюдается полное согласие. Они не исключают друг друга –  как думают сегодня многие - а  дополняют и обусловливают друг друга. Для верующего Бог находится в начале пути, для физика - в конце».

   Макс  Планк (1858-1947), немецкий физик.

   Пророк  Бахаулла (1817 -1892, основатель религии  бахаи) писал:

   «Суть религии – свидетельствовать  о том, что явил Господь, и следовать тому, что предписано Им, в Его Могущественной Книге».

   не  секрет, что на путях становления  и развития науки и религии  встречалось много безнравственных  троп. Крестовые походы, индульгенции, инквизиции, «охота на ведьм» - все это  мракобесие корыстных и властолюбивых служителей церкви; а создание отравляющих веществ, биологического и атомного оружия и других средств массового уничтожения - дело рук учёных.

   Но  не стоит акцентировать внимание на отрицательных проявлениях того и другого явления. Гораздо важнее тот факт, что Истинная вера делает человека духовным, светлым и добродетельным, а наука обеспечивает его материальными благами и расширяет познание окружающего мира.

   Еще в середине 18 века М. В. Ломоносов, отдавая  дань зарождающейся в России науке, говорил о Божественном благоволении:

   «Создатель  дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первая –  видимый сей мир, Им созданный, чтобы  человек, смотря на огромность, красоту  и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество …. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению».

   А теперь обратимся к временам расцвета науки и к ее великому корифею  Альберту Эйнштейну. Он утверждает:

   «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им …. Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты».

   И еще одно высказывание этого великого ученого, достойное истинного священнослужителя:

   «Напрасно перед лицом ХХ века многие сетуют: «Как Бог допустил?» …. Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

   Очевидно, так логично и доходчиво мог  сформулировать свою мысль очень  эрудированный и религиозный человек, каковым и являлся Альберт Эйнштейн.

   Насколько беспомощно на этом фоне выглядят ученые – атеисты, говорящие с неприязнью о Боге и религии, противопоставляя им науку.

   Вот как советский геохимик и минеролог  Алексей Иванович Ферсман, живший в те же годы, что и Альберт Эйнштейн, декларирует без всякой логики свой постулат:

   «Я  глубоко убежден, что несовместимость  науки и религии должна заставить  всех нас сделаться активными  борцами за материалистическое мировоззрение, ибо без него мы не мыслим ни науки, ни жизни».

   Ни  одним словом не обмолвившись, в  чем заключается эта «несовместимость», А. Ферсман переходит от своего собственного взгляда «я убежден» на обобщающее заключение «мы не мыслим …».

   О таких ученых более кратко и более  убедительно высказался французский химик Сабатье:

   «Естественные науки и религию противопоставляют  друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом».

   А что по поводу взаимосвязи науки  и религии думают религиозные  деятели?

   Они, аналогично истинным ученым, полагают, что именно Бог своим Величием, Мудростью и Силой озаряет и науку, и религию, сближая их с каждым веком ради познания Творца и Его творений.

   Православный  священник Александр Мень говорил:

   «…  Наука и религия (два пути познания нашей реальности) должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества к Истине».

   Как видите о. Мень обращает внимание на то, что не только наука, но и религия  ведет человека к Истине.

   А вот как о том же образно повествует Абдул Баха (1844-1921, сын Бахауллы, философ и распространитель веры бахаи):

   «Религия  и наука – два крыла, на которых  взмывает в высоту человеческий разум  и развивается человеческая душа. Нельзя лететь на одном крыле. Если человек это сделает, опираясь лишь на крыло религии, он угодит в трясину фанатизма, если же полетит лишь на крыле науки, то упадет в беспросветное болото материализма… Более того, религия должна находиться в согласии с разумом и соответствовать выводам науки. Ибо религия, разум и наука – составные части действительности; посему, будучи таковыми, они должны соотноситься друг с другом и пребывать в согласии.

   Религиозный по своей природе вопрос или принцип  должен быть одобрен наукой. В науке  необходимо заявить о его обоснованности, и разум должен подтвердить его, дабы он порождал уверенность. Если же религиозное учение расходится с наукой, то оно, несомненно, является суеверием.

   Господь человечества наделил нас умственными  способностями, дабы мы могли проникнуть в суть вещей. Посему, как может человек согласиться с каким-то утверждением, которое противоречит разумному мышлению и положениям науки? Конечно же, такой образ действий не наполнит человека уверенностью истинной верой».

   Еще не было 2-ой мировой войны, атомных бомбежек Хиросимы и Нагасаки, международного терроризма, а Абдул Баха предупреждал, что наука без религии может стать источником глобальных катаклизмов.

   А после войны немецкий (а в последствии  американский) ученый-ракетчик фон  Браун говорил:

   «Лишь новое обращение к Богу может спасти мир от надвигающейся катастрофы. Наука и религия – это сестры, а не враги …»

   И вот еще одна любопытная мысль  философа Михаила Стрелкова:

   «За причинами всех явлений мы должны научиться видеть единую причину, из которой все вышло – чувство любви (ибо «Бог – есть любовь»)… Когда мы поймем, что наука и религия должны протекать через чувство любви, начнется их плодотворное сотрудничество…Развитие на уровне жизни тела должно идти, руководствуясь нравственными основами, которые вырабатывает религия. Тогда развитие жизни тела не будет идти в ущерб душе. Сейчас, насколько я вижу, начинает постепенно созревать сотрудничество науки и религии…

   Человечество  учится мыслить по-новому».

   Из  этого высказывания напрашивается  естественный вывод: наука и Божественная вера - две взаимообогащающие ипостаси нашего мировоззрения: материалистического и духовного. 

   РЕЛИГИЯ И НАУКА – ДВА ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА

   С самого начала развития у человека процесса мышления перед ним вставали вопросы, которые не потеряли своей  актуальности и в наши дни: «Откуда  мы? Кто мы? Куда мы идем?» Сколько  родителей, видя, как от болезни или  несчастного случая умирает ребенок, спрашивают: «За что такие страдания? Есть ли в этом какой-то смысл?» Подобные вопросы не дают покоя многим людям, которые видят нищету, болезни и несправедливость. Различного масштаба войны также часто заставляют людей задумываться о том, есть ли в жизни вообще какой-то смысл? Эти вопросы звучат знакомо. Их задают многие мыслящие люди. Считается, что, найдя ответ на них, можно познать смысл жизни.

   Существует  два подхода к поиску ответов  на мучающие человечество вопросы –  научный и религиозный.

   Религия – есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких Богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Сверхъестественное действие исходит непосредственно от Бога, только Бог знает, в чем оно заключается, а мы можем узнать о нем лишь тогда, когда Бог нам это откроет. Другими словами, все, что связано со сверхъестественным, может быть познано только в результате Откровения. Вместе с тем, не следует забывать, что само понятие сверхъестественное есть не что иное, как недостаток научных знаний о явлении, непонимание сущности и законов его проявления.

   В основе научного познания лежит осознанное отношение человека к окружающей действительности. Закономерности развития мира в научном познании рассматриваются только на основе строгих научных положений, проверенных на практике. В отличие от религии, базирующейся на Вере, научный подход к познанию мира опирается на Знания.

   На  протяжении веков многие люди искали ответы на вопросы об организации мироздания в религии, другие сосредоточивали свое внимание на науке, отвергая религию и Бога как пережитки прошлого. Независимо от взглядов, вопросы о жизни и ее смысле остаются актуальными и по сей день.

   Взаимоотношения религии и науки во все времена  складывались по-разному. Так, до образования  первых государств, религия и наука  «сотрудничали», взаимно обогащая друг друга. Каждый шаман, жрец и т.д. был, своего рода, и ученым-исследователем (дальнейшая разработка религии требовали научных исследований, позволяющих «творить чудеса»). В античный период и во времена средневековья религия безраздельно господствовала в сфере сознания и противостояла развитию науки. В настоящее время мы уже видим процесс сближения науки и религии. Сегодня многие ученые (даже ФИЗИКИ), описывая устройство мироздания вводят фигуру Бога, как создателя Вселенной.

   Сегодня Человечество знает несколько крупных  мировых религий. Несмотря на кажущиеся  внешние различия, все они имеют  общие принципы. Все религии пытаются объяснить устройство мироздания, любая из современных религий является фактически учением о мироздании. Все религии разделяют мир на материальное и духовное начало, связав их воедино при первенстве последнего. В большинстве из них некое единое всемогущее Божество духовного мира создало все в нашем материальном мире. Эта духовная сущность и управляет созданным им миром по своему усмотрению и разумению. Все религии основаны на слепой Вере в это всемогущее Божество и строгом подчинении его воле.

   Вместе  с тем, ученые древности утверждали практически то же самое. Еще Платон говорил, что существует два мира – мир идей, в котором обретают оригиналы, названные им – ноумены, и мир вещей – феноменов  – копий и снимков ноуменов (оригиналов). Он утверждал, что существование материи побуждается присутствующей в ней идеей. Тем самым уже тогда была заложена мысль разделения мира на органическую и духовную составляющие при их единстве и взаимодействии. Современные научные знания в области квантовой физики, генетики, биологии, медицины, психологии, философии и ряда других наук все больше и больше находят подтверждение взглядам Платона.

   Уже древние философы ввели понятие  Абсолюта, как чисто философское  понятие, являющееся непознаваемым  принципом, законом или началом бытия Космоса. Многие современные ученые приходят к такому же выводу. Служители же религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею «единого Бога» - творца земли и неба. Таким уменьшением это великое понятие было низведено до бога-личности, до Властелина Вселенной. Этот личностный бог обладает уже определенным характером – он сердится, карает, награждает, его можно умилостивить (задобрить), особенно если приносить определенные жертвы или приношения его служителям (слугам).

   К сожалению, точные естественные науки  все еще не дают ясных и четких ответов на настойчивые вопросы  людей. Только фанатичные оптимисты  сегодня могут утверждать, что  отчетливо видят ход дальнейших событий. Ни политическая, ни экономическая  структуры современного мира не внушают спокойствия. Посмотрите вокруг – кругом нищета, голод, войны, суматоха и хаос. Человечество стало зависимым от своих технологических внедрений настолько, что обыкновенный переход в 2000-й год грозил срывом привычной жизнедеятельности общества. И уже не радость новой эпохи, а проблемы старой беспокоят людей. Примеров жизнь нам всем приносит огромное количество каждый день – зависимость экономики от цен на топливо и вообще топливная, электронная зависимость, проблемы экологии, глобализации экономики и т.д.

   И современные науки никак не могут  с этим справиться. Мы по-прежнему видим  бессилие науки и обеспокоенность  в отношении будущего со стороны  все больших народных масс. Никто  до конца не уверен в окончании  войн. Вопреки ожиданиям, за социальной реформой не последовало социального благоденствия. «Новые компьютерные технологии», полеты в Космос, «интернет-экономика», генная инженерия и т.п. – все эти многообещающие линии развития оказываются, по сути, тупиковыми, не способными справиться с насущными проблемами человечества. Подрастающее поколение мечется от наркотиков к политическому протесту, от политики к популярной музыке, а от нее – к духовным поискам. Ничего не получается, и никто не знает почему.

Информация о работе Наука и религия – разлученные сестры