Наука и политика. Угрозы и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 01:42, реферат

Описание работы

Проблема взаимоотношений науки и политики состоит в том, что интересы учёных и политиков иногда могут противоречить друг другу, хотя часто их интересы совпадают. Я хотел бы привести примеры, как согласованного взаимодействия, так и такого, при котором между наукой и политикой возникает конфликт интересов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Естественные науки и политика. Угрозы и возможности. 5
Глава 2. Гуманитарные науки и политика. Угрозы и возможности. 17
Заключение 23
Библиография 25

Файлы: 1 файл

Реферат. История и философия науки 24.01.docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

Если мы говорим  о влиянии науки на инновационное  развитие, то нужно сказать, что большую роль в разработке инновационных продуктов играет прикладная наука.

Фундаментальная наука имеет поисковый, разведывательный характер. Она является источником новых идей, определяющих направления  научно-технического развития в мире. Но на этой стадии исследований наука  еще не производит материальных благ и не приносит прибыли. То есть фундаментальная  наука не может сама себя финансировать  и является полностью затратной.

Современные фундаментальные исследования чрезвычайно дорогостоящи, требуют  уникального оборудования и высококвалифицированных  кадров. В больших масштабах такие  исследования сегодня под силу лишь высокоразвитым странам с сильной  экономикой. В основном фундаментальные  исследования проводятся в университетах  и лишь в некоторых странах  имеются также специализированные научно-исследовательские институты.

Следует отметить, что результаты фундаментальных исследований, независимо от того, где они получены, принадлежат  всему мировому сообществу и ими может бесплатно и без ограничений пользоваться любая страна мира.

В отличие от фундаментальной, прикладная наука носит более локальный  характер, она призвана иметь своим  конечным результатом рыночный продукт. Если фундаментальные исследования проводятся в режиме свободного поиска, то прикладные исследования и разработки регламентируются более жестко, они  должны быть встроены в единую систему, направленную на достижение конечной цели - получение прибыли от реализации проводимых разработок.

Прикладная наука без практической реализации результатов - это пустая трата времени, имитация научно-технического прогресса. В советское время много денег и сил было потрачено на разработку приборов для научных исследований. Образцы таких приборов, изготовленные в единичных экземплярах, демонстрировались на выставках, по ним выпускались каталоги с описанием характеристик. Однако этим дело и кончалось. Такие приборы нигде не выпускались и коммерческой реализации не имели. То есть работа, по существу, проводилась впустую. Хотя квалификация разработчиков росла, научно-технический уровень повышался, но в целом такая система работала на холостом ходу.

В мире прикладная наука локализована в основном на коммерческих предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию. При этом прикладная наука не только сама себя финансирует, но и является основным источником прибыли для предприятия и, следовательно, для государства.

Таким образом, по своим конечным целям, форме организации и типу финансирования прикладная наука существенно отличается от фундаментальной.

Научно-технический потенциал  любой страны определяется прежде всего  уровнем прикладной науки. То есть уровнем разработок автомобилей, телевизоров, компьютеров, лазерной, военной и другой высокотехнологичной продукции. Именно высоким уровнем таких разработок славятся передовые фирмы Японии, Германии, Америки и других стран.

Степень же развития фундаментальной  науки лишь косвенно влияет на научно-технический  потенциал страны, в основном через  уровень высшего образования. Яркий  пример - Япония. При высочайшем уровне фирменной науки фундаментальные  исследования находятся там на весьма скромном уровне.

Следует отдельно сказать о пресловутой  цепочке: фундаментальные исследования - прикладные исследования - производство продукции. Очень часто такую  последовательность представляют как  идеал организации научных исследований и их внедрения. Действительно, такая  цепочка справедлива для мира в целом, но несправедлива и не должна применяться для каждой страны в отдельности.

Экономически не целесообразно  требовать, чтобы фундаментальные исследования в конкретно выбранной стране были источником прикладных разработок, а затем и выпуска продукции на предприятиях этой страны. Такая постановка вопроса означала бы, что мы отгораживаемся от мирового прогресса, от накопленного в мире опыта и будем сами изобретать свой велосипед.

Отсюда следует, что нет необходимости  обеспечивать развитие наших наукоемких производств собственными академическими исследованиями. Необходимо использовать всю копилку мировых знаний для  развития нашей промышленности, а  не опираться только на свои маломощные научные силы фундаментальной науки.

Поскольку прикладные исследования направлены на решение конкретных практических задач с выходом на производство, то, как правило, их не следует отрывать от производства. То есть они должны быть локализованы главным образом в самой промышленности, на предприятиях. Именно развитие научно-технического потенциала предприятий является основной предпосылкой и условием инновационного развития наших производств.

В советское время в большинстве  случаев заводы были отдельно, а  отраслевые научно-исследовательские (НИИ) и конструкторские бюро (КБ) - отдельно. Это ослабляло связь прикладных разработок с производством, замедляло процесс внедрения. В некоторых случаях, как, например, в самолетостроении, КБ и производство были интегрированы, что и обеспечивало более успешное развитие этих областей.

В крупных западных фирмах прикладные разработки всегда осуществляются в  недрах самой фирмы, подчиняясь единому  планированию и управлению. Именно неразрывная связь прикладных разработок с производством, подчинение их общим  задачам фирмы обеспечивает ее динамичное развитие в жестких, быстроменяющихся конкурентных условиях рынка.

Задачи инновационного развития требуют существенного усиления потенциала прикладной науки в промышленности, всемерного укрепления и развития фирменной науки. Эта задача является главной и решающей для повышения конкурентоспособности продукции и в целом для развития экономики.

Прикладная наука может стимулировать появление инноваций, которые в свою очередь также могут быть использованы в политических целях.

Так, например, с появлением интернета  политики получили новые каналы коммуникаций с обществом. При этом стоит отметить, что информация распространяется в  обе стороны: как от политиков  до народа (распространение политической информации, новостей, агитация), так  и от народа к политикам (интернет митинги, интернет протесты, проведение общественных опросов).

Недавно в политическом лексиконе РФ и западных стран появилось такое понятие как «Твиттерные2 революции». Твиттерная революция – это революция, при которой относительно маленькая часть населения использует новые медийные технологии, такие как твиттер, гугл, социальные сети (фейсбук) и др. для нагнетания страстей и подстёгивание людей к выходу на улицы. Страсти нагнетаются путём синхронной передачи различных сообщений, провоцирующих недовольства населения. Причём эти сообщения могут содержать не только политические лозунги, но также призывы, разжигающие национальные и/или религиозные конфликты.

Общество  играет не последнюю роль в инновациях. Многие компанию активно привлекают своих клиентов к разработке новых продуктов. Компании активно собирают идеи своих клиентов, ища тем самым новые пути развития своих продуктов.

Достоинством  такого подхода к инновациям является тот факт, что полученный таким  образом продукт будет полностью  удовлетворять требованиям клиентов.

Недостатком является то, что такие инновации  обычно носят незначительный инкрементальный  характер и не могут привести к  радикальному прорыву в технологии или индустрии. (Ночи, 2011)

Инновационные продукты меняют нашу жизнь. И эти изменения колоссальны. Мы уже не можем представить нашу жизнь без компьютеров и сотовых телефонов. Но главное влияние на человека, по моему мнению, оказывают не сами инновации, а скорость их появления. Если в средние века человек мог всю жизнь использовать один и тот же инструмент, не сильно задумываясь о том, что может быть что-то другое, то уже в 18-м веке технологии начали меняться, и рабочим могло прийтись осваивать новые инструменты.

В настоящее время непрерывность  появления новых инноваций привела  к тому, что общество стало следовать  совету «классика», который сказал: «Учиться! Учиться! И ещё раз учиться!». Для того чтобы не остаться за бортом цивилизации, человек должен непрерывно осваивать новые технологии.

Отношения между наукой и политикой носят  сложный характер. Это можно хорошо проследить на примере академика  Сахарова, одного из создателей водородной бомбы в Советском Союзе. Вначале  он работал над созданием оружия до сих пор непревзойдённой мощности, пользуясь всеми благами, которые  государство ему предоставляло. А потом, на волне перестройки, он встал в ряды самый ярых критиков государственной политики, что в  итоге привело к разрушению страны.

Суть  возможных разногласий между  наукой и политикой заключается  в том, что иногда цели науки (или  некоторых из её представителей) не совпадают с целями, которые стоят  перед государством.

По  моему мнению, государство должно играть решающую роль в создании инновационной  экономики. И как показывает опыт развитых стран, движение к экономике, основанной на знаниях, обеспечиваются не только «невидимой рукой рынка», но и целенаправленной политикой государства.

Я считаю, что наука должна помогать государству решать задачи, стоящие  перед народом. Как бы там ни было, часть интеллектуальных ресурсов должна быть также направлена на познание окружающего мира. И лучше, если в этом познании будут принимать участие учёные из разных стран, т.к. это общее дело всего человечества. И работа ЦЕРНа тут очень показательна, и думаю, что с неё нужно брать пример.

Сотрудничество учёных на международном уровне может внести большой вклад в решение таких глобальных проблем, как здоровье, продовольственная безопасность, бедность, экология и др.

 

Глава 2. Гуманитарные науки и политика. Угрозы и возможности.

Актуальность  взаимодействия гуманитарных наук и политики, прежде всего, заключается в том влиянии, которое оказывают гуманитарные науки на духовную составляющую жизни общества, а именно на мировоззрение людей. Стоит отметить, что и естественные науки также могут не в меньшей степени оказывать влияние на мировоззрение.

Проблема  взаимодействия гуманитарных наук и  политики заключается в том, что  государство, основываясь на своей идеологии, может поддерживать некоторые точки зрения в гуманитарных науках и при этом ограничивать другие.

В этой главе я собираюсь рассмотреть  следующие проблемы:

  • наука как основа мировоззрения;
  • особая роль исторической науки в формировании мировоззрения;
  • переписывание истории, в зависимости от текущей политической идеологии;

Как только в жизни общества религия  начала отходить на второй план, наука начала становиться одной из основ мировоззрения человека. Советская система много сделала для того, чтобы развить науку и связанное с ней образование во всех советских республиках, там, где никогда не было ни науки, ни серьезного образования. Это делалось не только для того, чтобы наука помогала развитию народного хозяйства, а прежде всего для того, чтобы повысить грамотность населения, чтобы мировоззрение человека основывалось на научных представлениях, а не на верованиях и предрассудках. Это являлось необходимым условием эффективного развития общества.

Выпускались и пользовались большим спросом научно-популярные журналы. Делалось очень много для того, чтобы у людей формировалось мировоззрение, основанное на современной науке, на научных представлениях о мире, научных законах и техническом прогрессе. Именно это позволило быстро развить сознание советских людей, выдвинуло их на уровень наиболее образованной нации, способствовало развитию у них творческого подхода и критического мышления.

К сожалению, это относилось только к естественнонаучной и технической  области. Что касается гуманитарной сферы, то здесь господствовали запреты и догматика. Работники этих сфер в основном должны были обслуживать государственную политическую идеологию и не имели никакой степени свободы. Отметим, что именно догматическая идеология и ограничение информации в этой области, по моему мнению, в конечном итоге и привели Советский Союз к кризису.

Информация о работе Наука и политика. Угрозы и возможности