Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа
Актуальность написания работы по данной теме возникла вследствие последних законодательных инициатив в Российской Федерации, напрямую затрагивающих деятельность кредитных организаций в области противодействия легализации преступных доходов.
Целью данной курсовой работы является изучение проблем, с которыми сталкиваются банки при реализации механизма противодействия отмыванию нелегальных доходов, и возможных путей их решения.
Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы взаимодействия банков с органами финансового надзора
1.1. Сущность, необходимость, роль взаимодействия банков с органами финансового надзора. ……………………………………………………………………………….. 5
1.2. Роль кредитных организаций в российской системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем ………………………........ 7
1.3. Электронный банкинг: управление рисками отмывания денег ………………….11
Глава 2. Российская банковская практика противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.1. Банковский сектор в орбите коррупционных отношений ……………………..... 14
2.2. Попытки отмывать теневые деньги с помощью посредников …………………...17
Глава 3. Мировой опыт противодействия отмыванию преступных средств. Проблемы и перспективы борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма в Центральной Азии
3.1. Мировой опыт противодействия отмыванию преступных средств на примере европейских стран: Великобритания и Швейцария …………………………….... 20
3.2. Проблемы и перспективы борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма в Центральной Азии…………………………………………………… 22
Заключение
Список литературы
- функционированием системы
- оценкой банковских рисков;
- управлением информационными
- обеспечением информационной
СВК КО действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета) и по собственной инициативе докладывает совету директоров о вопросах, возникающих в ходе осуществления СВК своих функций, и предложениях по их решению, а также раскрывает эту информацию единоличному и коллегиальному исполнительному органу КО.
Очевидно, что у СВК с внедрением в КО данного вида дистанционного банковского облуживания появляются дополнительные задачи, связанные с особенностями функционирования систем электронного банкинга.
Для
СВК КО, в чьи функции входит
управление рисками, необходимо хорошо
представлять, что может стать
причинами возникновения
В качестве опорного документа для разработки внутренних методик по проведению проверок систем электронного банкинга кредитные организации могут использовать положения письма Банка России от 31 марта 2008 г. № 36-Т «О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга». Так, причиной возникновения правового риска при применении систем интернет-банкинга могут являться несовершенство правовой системы (неурегулированность отдельных вопросов дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга и ответственности сторон, в том числе при трансграничном оказании банковских услуг), а также нахождение филиалов кредитной организации, ее клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга, и провайдеров под юрисдикцией различных государств.
Примерный порядок анализа источников рисков, связанных с отмыванием денег (при использовании в КО систем электронного банкинга) специалистами СВК, показан на рис. 1 (приложение № 1). Аналогичный подход следует использовать и для разработки внутренних методик КО при проверке системы управления банковскими рисками.
Клиенты кредитных организаций, использующие для выполнения своих операций системы электронного банкинга и занимающиеся противоправной деятельностью, могут не только нанести удар по репутации банка, но и создать для них серьезные осложнения во взаимоотношениях с регулирующими органами, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
В
2009 г. Центральный банк РФ отозвал
лицензии у 46 кредитных организаций,
почти у трети из них среди
причин в пресс-релизе Банка России
указано неиспользование закона
«О противодействии легализации (отмыванию)
доходов полученных преступным путем,
и финансированию терроризма». По информации,
размещенной на официальном сайте Федеральной
службы по финансовому мониторингу (www.kfm.ru),
в 2008 г. в связи в нарушением вышеупомянутого
закона Банка России отозвал лицензии
у семи банков. Аналогичных случаев в 2007
г. гораздо больше – тогда лицензий лишились
44 банка.
Глава 2. Российская банковская практика противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.1. Банковский сектор в орбите коррупционных отношений
Характерная особенность операций по отмыванию «грязных» денег в результате незаконных операций заключается в их быстроте, а также манипулировании значительными финансовыми средствами. За последнее время банковские ссуды стали браться с использованием механизма приобретения компанией за границей. Коррупционеры прибегают к услугам банков, которые расположены как раз в тех странах, где можно получить подобного рода ссуду под подставное лицо либо под залог акций (на предъявителя), та же самая Швейцария, Австрия, Скандинавские страны.
Чтобы не вызывать подозрения ни у правоохранительных, ни у налоговых служб, контролируемое преступниками предприятие (производство) сначала аккумулирует большие наличные финансовые ресурсы, и почти одновременно данный объект выставляется на продажу. И далее по цепочке – на якобы полученные от продажи средства создается система холдингов, инкассирующих полученные финансовые средства и, таким образом, уходящих от налогов. Причем головной холдинг регистрируется именно в той стране, в которой законом данной страны допускается анонимность владения предприятием (производством), а также сохранение банковской тайны.
Все чаще стали использоваться операции с производственными финансовыми инструментами – деривативами, то есть со свопами, которые осуществляются на внебиржевых рынках и регистрируются на внебалансовых счетах. Поскольку здесь задействовано много финансовых посредников, открываются счета, регистрируется много сделок по разделению либо объединению разных счетов, а также происходит перевод финансовых средств из одной страны в другую, а иногда в несколько стран, то для органов контроля, соответственно правоохранительных служб, выявить данные преступления очень сложно, должны быть задействованы специалисты эктракласса, причем мирового масштаба.
Сами банковские работники признают, что в подобного рода условиях банкам очень сложно определить источники поступающих на их счета денежных средств. Особенно, если эти деньги предварительно прошли через ряд холдингов, то есть попали в «паутину» корпоративных связей.
Показательна
проверка в этой связи Генеральной
прокуратуры и Счетной палаты,
произведенная этими
Комитет
по банкам и финансам Палаты представителей
США устроил специальные
Выяснилось, в частности, что деньги, полученные ЦБ РФ от МВФ, находились в США и на счетах ЦБ РФ в Федеральном резервном банке Нью-Йорка и Республиканском национальном банке (РНБ).
Транш, как известно, выделялся МВФ для поддержки курса рубля, стабилизации банковской системы России и которой целиком растворился в золотовалютных запасах Центробанка.
Банк России с июля по декабрь 1998 года, осуществляя интервенции на бирже (по аналогии с ноября 2008 года по май 2009 года), продал со своего счета в РНБ систематизирующим кредитным организациям 10,7 млрд. долларов. При этом 5,7 млрд. долларов было реализовано с 27 июля по 24 августа, когда финансовый рынок в России оказался парализован и олигархи по аналогии с 2008-2009 годами спешно выводили капиталы за границу. Ревизоры Счетной Палаты РФ, равно как и следователи Генеральной прокуратуры РФ, полагают, что в эту сумму попали как раз 4,8 млрд. долларов из транша МВФ России.
Схема была одна и та же. Купив в ЦБ РФ валюту, российские коммерческие банки пересылали ее на свои счета в США. Это напоминает ту же схему, что и в феврале 2009 года, когда правительство РФ выделило «своим» банкам 200 млрд. долларов на восстановление ликвидности, что вызывало резкую критику, например, со стороны малого и среднего бизнеса России. Почти 90% этих счетов накопились как раз в «Бэнк оф Нью-Йорк», который считался крупнейшим финансовым оператором для расчетом частного сектора РФ и в странах СНГ.
Генеральная прокуратура заинтересовалась, почему такие колоссальные суммы ЦБ РФ продавал олигархам в самый разгар кризиса (аналогия с сегодняшним кризисом в РФ), когда был объявлен дефолт и мораторий на все внешние выплаты, а, в свою очередь, Кремль, и Белый дом отказались платить по ГКО. Генпрокуратура, равно как и Счетная палата РФ, заинтересовалась, не могло ли руководство ЦБ РФ намеренно «скачивать» свободно конвертируемую валюту дружественным кредитным организациям в обмен на «черный откат»?
Выяснилось, что ЦБ РФ предоставил 16 коммерческим банкам 35 млрд. рублей в виде стабилизационного кредита и ссуд для расшивки неплатежей по залог ГКО. Конкретно деньги получили: Авто-банк, Альфа-банк, Альфа-альянс, Менатеп, Банк Москвы, Внешторгбанк, Возрождение, Еврофинанс, Инкомбанк, Международный московский банк, Межкомбанк, Мосбизнесбанк, Мост-банк, Национальный резервный банк, Сбербанк и СБС-Агро.
При этом у Сбербанка ввиду его большой социальной значимости был выкуплен весь пакет ГКО. Перед дефолтом Сбербанк, равно как и ЦБ РФ, в качестве первичных дилеров, держали совместно 75% рынка данных ценных бумаг. Интересно, что из 16 отмеченных выше банков почти все на момент получения кредитов утратили ликвидность, имели отрицательный капитал или обанкротились.
Что же произошло дальше? Получив рубли в обмен на ГКО, которые из-за дефолта обесценились, олигархи (аналогично нынешней ситуации 2009 года) немедленно конвертировали деньги в СВК, которые и были уведены в «Бэнк оф Нью-Йорк», а также в другие финансовые гавани. Вместе с этими систематизирующие банки (Инкомбанк, Империя, Межпромбанк, Менатеп, Мосбизнесбанк, Онэксимбанк, Промстройбанк) прекратили платежи, затем очень быстро лишились лицензий. Естественно, если в этих банках находилась часть транша МВФ, то найти ее не представляется возможным.
Таким
образом, коррупция оказалась не
только невыясненной, но и ненаказуемой.
«Валютная шоковая терапия» в
виде либерализации валютного
Под влиянием мирового финансового кризиса в конце 2008 г. Швейцария наконец слегка рассекретила российские вклады в этой стране. До этого случая Швейцария всегда и во всем соблюдала нейтралитет и особенным образом сохраняла банковскую тайну иностранных вкладов, будь то физические или юридические лица.
Оказалось, что в настоящее время в швейцарских банках россияне хранят 26,5 млрд. долларов, или примерно 32 млрд. швейцарских франков, из которых 13,8 млрд. франков составляют банковские вклады Российской Федерации, 17,5 млрд. – вклады до востребования и срочные вклады, 42 млн. франков – это сберегательные и текущие счета. В совокупности только в швейцарских банках российские вклады в 2 раза превышают затраты, предусмотренные на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Мировой финансовый кризис показал действительные реалии российских банков, которые в погоне за максимальной прибылью вкладывали большую часть своих активов не на развитие производств, в том числе импортозамещающих, а на посреднические и торговые организации. В итоге рубль лишился необходимого товарного накопления, если не считать «нефтяной и газовой иглы» и ряда подотраслей ВПК.
Следует упомянуть, что доля России в наукоемком секторе мира достигает в настоящее время лишь 0,9%, для сравнения в соответствии с официальной статистикой в 1991 г. она составляла 7,2%.
Коммерческие банки продолжают спекулировать на курсах валют, помогают «своим» клиентам перетаскивать валюту за границу и «отмывать» грязные деньги в условиях разразившегося мирового финансового кризиса. Так, с октября 2008 года по март 2009 года ряд банков получил от Центрального банка России в 4 раза больше финансовых средств, чем это нужно было им для расчетов с кредиторами. В результате, из выданных 6 трлн. рублей для кредитования реального сектора экономики большая часть этих средств оказалась на валютном спекулятивном рынке, что также способствовало обесцениванию рубля за рассматриваемый период на 40%.
Таким
образом, финансы России в настоящее
время находятся под сильным
прессом коррупционных