Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 05:21, курсовая работа
Актуальность темы. В начале 21 века наиболее сильной и конкурентоспособной экономикой стала экономика Китая. В 2011 году ВВП Китая вырос по сравнению с 2010 годом на 8,7% и достиг 47,1 трлн. юаней ($7,3 трлн.). Современная экономика Китая характеризуется интенсивным ростом: ежегодный объём прироста ВВП даже в период кризиса составлял 7-8%, в Китай осуществляется постоянный приток иностранных инвестиций, происходит увеличение товарооборота.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Современная экономика КНР и её финансово-банковская система
.1 Структура государственного бюджета и итоги его выполнения за 2011год
1.2 Денежно-кредитная и валютная политика
Глава 2. Особенности развития современной банковской системы КНР
.1 Структура банковской системы КНР
.2 Государственное регулирование банковской системы и банковский надзор. Место и роль Центрального банка
.3 Основные направления реформирования банковский системы
Глава 3. Внешнеэкономические аспекты развития банковской системы КНР
.1 Место и роль иностранных банков в банковской системе
.2 Сотрудничество с международными организациями по вопросам развития банковской системы
.3 Финансовая и валютная политика в САР Гонконг
.4 Российско-Китайское сотрудничество в банковской сфере
Заключение
Список литературы
Банковская система Китая в результате реформирования так или иначе будет соответствовать и требованиям ВТО, и условиям рыночных отношений, однако государство не так скоро откажется от своего контрольного пакета (как минимум 50% акционерного капитала банков и холдингов будет принадлежать государству). Следовательно, и в дальнейшем государство будет проводить политику экономической поддержки убыточных предприятий. В настоящее время о тотальной приватизации пока еще речи не идет, однако существует готовность к поэтапной частичной приватизации в целях мобилизации частного капитала. Обнародована концепция замены государственного регулирования эффективным банковским надзором в целях коммерциализации экономики, но на практике мало что изменилось. Для полной санации банковской системы реформаторам необходимо принять дополнительные меры, например, по отмене регулирующих функций государства и рекапитализации банков.
Начиная с 80-х годов прошлого столетия китайские банки быстро меняются под влиянием высоких внутренних ожиданий в области экономического роста и благосостояния, а также определенного давления со стороны ВТО и иностранных банков.
Долгосрочной целью для руководства Китая, как и раньше, остается создание предпосылок, необходимых для экономического роста. При этом невозможно сказать, насколько долгим будет путь санации и чем завершится борьба между политическими амбициями, социальными требованиями и экономической рентабельностью. Если, например, после коммерциализации банков последует массовый отказ банков в выдаче кредитов государственным предприятиям, то последние вновь окажут политическое давление на центральное и региональные правительства, организуют забастовки и таким образом попытаются получить кредиты. Наиболее мягкой формой протеста, исключающей банкротство и закрытие предприятий, могла бы стать внутренняя задолженность предприятий или бартерные сделки - как это было в свое время в России.
После 25 лет в целом успешного реформирования экономики государство оказалось под двойной нагрузкой: во-первых, необходимостью санировать убыточные предприятия, во-вторых, необходимостью реформировать банковскую систему. При этом оздоровление банков является более приоритетной задачей, это поможет избежать банковского кризиса. Ответственным реформаторам остается не так много времени для того, чтобы укрепить государственные банки до такой степени, чтобы они без дальнейших потерь активов могли конкурировать как с национальными, так и с иностранными финансовыми институтами.
Следует заметить, что помимо банков в Китае функционирует немалое количество других финансовых учреждений, в том числе кредитно-инвестиционных компаний, крупнейшей из которых является созданная в 1979 г. Международная корпорация Китая по доверительным операциям и инвестициям. Она находится в непосредственном подчинении Госсовета, центральное правление в Пекине. Корпорация считается смешанным (с участием иностранного капитала) предприятием. Она имеет право учреждать финансовые и другие организации за границей совместно с иностранными фирмами с целью привлечения иностранного капитала в форме кредитов.
На середину 2000х общий объем средств инвестиционных компаний Китая в национальной валюте Китая - жэньминьби, оценивался ежегодно примерно в 300,0 млрд. юаней, из которых 62,2% было предоставлено в виде кредитов и 14,0% было непосредственно инвестировано в предприятия. Кроме того, ежегодно этими компаниями было предоставлено кредитов и инвестировано в предприятия около 17,0 млрд. долл. США.
Составной частью банковской системы КНР является сельские кредитные кооперативы, городские кредитные кооперативы и городские кооперативные банки. На сентябрь 2008 г. имущество 94 тысяч сельских кредитных кооперативов оценивалось в 3250 млрд. юаней, а число официально занятых в сельской кредитной кооперации рабочих и служащих достигало 850 тысяч человек. На сельские кредитные кооперативы приходится около 60% от общего объема кредитования сельского хозяйства Китая.
С июня 1979 г. в КНР также начинается формирование небольших городских кредитных кооперативов, которых в настоящее время насчитывается свыше 3000. При этом объем депозитных средств на счетах городских кредитных кооперативов составил 388,3 млрд. юаней (около 3% от общего объема депозитов). Некоторые городские кредитные кооперативы постепенно утрачивали характер кооперативов, превращаясь уже в малые городские коммерческие банки, которые постепенно формируются в имеющие характер акционерного (паевого) городского кооперативного банка. На начало 1999 г. в КНР насчитывалось 88 городских кооперативных банка с капиталом - 609,1 млрд. юаней (около 6% от общего объема депозитов в стране).
Хотя городские кооперативные банки и устранили государственную монополию банков, тем не менее, капитал городских кредитных кооперативов мал, масштабы их незначительны, вклады растут медленно, сила капитала слаба, способность противостоять риску не велика, отсутствует нормативная база организации и функционирования, низкое качество кадров, отсутствует демократическое управление, отсутствует внутренний аудит.
Едва ли можно считать банковскую структуру КНР сформировавшейся. Банковская инфраструктура КНР отстает от потребностей рыночной экономики. В целом банковская система Китая характеризуется высокой степенью государственного контроля, что позволяет решать основные макроэкономические задачи.
В ближайшее время Китаю предстоит решить такие проблемы в кредитно-финансовой сфере как а) сравнительно высокая доля просроченных кредитов; б) сравнительно низкая скорость оборота денежных средств; в) низкая экономическая эффективность. Эти проблемы снижают возможности развития банков за счет собственных резервов и увеличивают риск банковских операций. В общем, проблемы развития банковской системы можно сформулировать по следующим направлениям.
Первое. Коммерческие банки развиваются неравномерно меду собой. В структуре банковского рынка наблюдаются очевидные признаки монополизма. Конкуренция на рынке еще не достаточна. Несмотря на то, что в системе коммерческих банков Китая сейчас более ста банков с китайским капиталом, но встать вровень с банками из первой 1000 мировых банков могут лишь четыре крупнейших коммерческих банка с собственным капиталом и государственным участием и небольшая группа акционерных коммерческих банков, остальные коммерческие банки, как по размеру капитала, так и по размеру активов остаются еще мелкими и слабыми. Очевидно, что такая неравномерная структура банковской системы не способствует повышению её общей конкурентоспособности. Что касается числа банков, вошедших в 1000 крупнейших банков мира, то их нельзя сравнивать не только с банками Европы, Америки, Японии и других развитых регионов и государств, но и с некоторыми развивающимися странами Юго-Восточной Азии, и даже очень немногие могут сравниться с банками районов Гонконгом и Тайваня. Неравномерное развитие коммерческих банков затрудняет возможность поколебать монополизм на банковском рынке. Несмотря на то, что в последние годы успешный рост акционерных коммерческих банков позволил в определенной степени преобразить форму высокого монополизма, четыре крупнейших коммерческих банка с собственным капиталом и государственным участием по-прежнему занимают долю около 90 % на внутреннем банковском рынке по объему активов, а по депозитам и кредитам - постоянно свыше 70 %. Это показывает, что структура банковского рынка Китая обладает сравнительно ярко выраженными признаками монополизма, а рыночная конкуренция ещё не достаточна.
Второе. Слаба международная конкурентоспособность банков. При сравнении с зарубежными банками, специалисты отмечают, что по прибыли до вычета налогов, темпу роста прибыли, процентной ставке по капиталу, процентной ставке по активам и другим, отраженным в рейтинге показателям хозяйственной эффективности банки Китая стоят на более низком уровне.
Третье. Развитие операционной деятельности коммерческих банков Китая в настоящее время по-прежнему находится на стадии традиционных финансовых операций. Нет возможности полностью осуществить поворот к современным финансовым операциям. В условиях тенденции к осуществлению глобализации мирового банковского хозяйства коммерческие банки развитых стран уже переключились с традиционных видов финансовой деятельности на современные финансовые технологии интегрированного развития: единый депозит, кредит, инвестиции, ценные бумаги, страхование. В отличие от них, китайские банки, будучи связанными историческими причинами и особенностями системы, для перехода от традиционных видов финансовой деятельности на современные финансовые технологии, возможно, нуждаются в достаточно длительном времени. Это, возможно, и дальше увеличит дистанцию между развитием банковского дела в Китае и в мире и не способствует повышению международной конкурентоспособности китайских банков.
Поскольку в конце 2001 г. Китай вступил в ВТО, он принял на себя ряд обязательств, связанных с функционированием национальной банковской системы в условиях данной организации. В частности Китай предоставит иностранным банкам полный рыночный доступ в течение 5 лет после вступления в ВТО. Иностранным банкам будет позволено проводить операции с местной валютой с китайскими предприятиями в течение 2 лет после вступления в ВТО, с гражданами - через 5 лет после вступления в ВТО. Иностранные банки будут иметь равные права с банками КНР. Действующие географические ограничения на операции иностранных банков будут сняты в течение 5 лет после вступления в ВТО.
В банковской системе КНР в настоящее время видное место занимают отделения и представительства иностранных финансовых структур. Они пользуются определенными правами по проведению операций на территории КНР, но в целом их деятельность строго регламентирована.
Весьма примечательным фактом является то, что и после образования КНР в 1949 г. четырем находившимся в Шанхае отделениям зарубежных банков, по определению китайской прессы, «в силу исторических причин» был предоставлен легальный статус, позволявший им сохранить свое символическое присутствие в стране.
Только в 1984 г. Государственное управление валютного контроля и Народный банк Китая разрешили расширить их компетенцию и начать кредитование в инвалюте
Отделения иностранных банков обеспечивают лучшее обслуживание клиентуры и более быстрое движение денежных потоков, особенно по расчетам в сфере торговли. Однако для деятельности отделений иностранных банков в Китае такое существенное ограничение как запрет на ведение операций в юанях негативно сказывается на их деятельности. Правительство Китая проводит протекционистскую политику в отношении отечественных банков, так как последние не располагают техническими преимуществами и опытом, которыми обладают иностранные банки и тем самым способствует становлению национальных финансовых структур. Национальные банки Китая в состоянии в настоящее время успешно конкурировать с иностранными банками, поскольку они располагают разветвленной сетью отделений и сберегательных пунктов[5].
Иностранные банки привлекают потенциальные размеры китайского рынка, который, согласно прогнозам иностранных аналитиков банковского дела, в XXI веке станет крупнейшим финансовым рынком мира. Иностранные банки признают, что они участвуют в торговых операциях в Китае с выгодой для себя и их привлекает возможность вести операции в юанях. В настоящее время среди иностранных банков банки Японии, Германии и США представлены наиболее широко. Представительства банков создаются главным образом с целью занятия выгодной позиции в ожидании большей либерализации финансового сектора Китая для иностранных банков.
Сравнительно небольшой объем операций иностранных банков обусловлен тем, что до недавнего времени иностранные банки не имели права вести операции в китайской национальной валюте - жэньминьби. В настоящее время 25 иностранным банкам разрешено вести расчеты в жэньминьби.
По утверждению китайской печати, если обычно отделения иностранных банков начинают приносить прибыль с шестого года своей деятельности, то в Шанхае, как правило, отделение банка становится прибыльным уже на третий год, а в Гуанчжоу даже на второй. Прибыльность отделений иностранных банков в Китае снижает взимание с них налога на хозяйственную деятельность (5%), как правило, не применяемого в мировой практике.
Наряду с коммерческими банками с конца 1992 г. в Китае стали создавать свои представительства и отделения крупных инвестиционных банков и банковских групп (SalomonBrothers, MerrillLynch, MorganStanley, и другие). Их цель - финансирование крупных проектов инфраструктуры в Китае.
К концу 90-х гг. иностранными финансовыми структурами на континентальном Китае было учреждено 178 операционных финансовых организаций. В том числе 146 филиалов иностранных банков, 13 зарегистрированных в местных органах банков (шесть независимых банков, семь совместных банков); семь зарубежных финансовых компаний, 11 зарубежных страховых компаний и одна совместная инвестиционная компания и их количество продолжает увеличиваться.
К 2000 г. общий капитал иностранных банков в. Китае составлял около 40,0 млрд. долл., что составляет соответственно 2,58% всего финансового капитала континентального Китая и 16,4% валютного капитала финансовых структур. Приход иностранных банков принес не только капитал, но что еще более важно, принес передовые финансовые продукты и опыт управления. Углубляющаяся интеграция страны с мировой экономикой предопределяет неизбежность более широкого открытия финансового сектора Китая для иностранных финансово-кредитных учреждений.
КНР по итогам предстоящей реформы квот и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) может занять третью или даже вторую строчку в организации по объему полномочий после основного "пайщика" МВФ - Соединённых Штатов Америки.
На самом деле, в феврале 2010 г.уже была выявлена тенденция повышения права голоса КНР. Президент МВФ Строс-Кан назначил вице-председателя Китайского народного банка ЧжуМиня специальным советником. Немало ученых отметили, что вслед за назначением председателем ВБ Зелликом Линь Ифу старшим экономистом ВБ настоящее назначение несомненно свидетельствует о повышении права голоса КНР.
МВФ обнародовал последний "Доклад о перспективах мировой экономики". В нем отмечено, что восстановление мировой экономики идет оптимистичнее, чем ожидалось. После спада на 0,6% в 2009 году мировая экономика в 2010 и 2011 годах достигла роста в 4,2%-4,3%. Азиатская экономика продолжит глобальное экономическое восстановление, КНР и Индия будут самыми активными в этом деле.
Информация о работе Внешнеэкономические аспекты развития банковской системы КНР