Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2010 в 12:14, Не определен
Одним из преступлений против собственности является вымогательство. В последние годы отмечен высокий рост вымогательств, что является следствием смены общественно-экономической формации, возникновения рыночных отношений и частной собственности
Как вымогательство под угрозой оглашения позорящих или иных сведений (шантаж) следует квалифицировать требование передачи имущества, сопровождающейся угрозой разглашения сведений о совершенном потерпевшим или его близким правонарушении, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб чести и достоинству потерпевшего или его близких. При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой разглашения которых совершается вымогательство. В случае если о потерпевшем или его близких оглашены сведения заведомо клеветнического характера, содеянное, при наличии к тому оснований, следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Потерпевшим может быть лицо, в собственности или ведении которого находится требуемое виновным имущество. Близкими потерпевшего могут быть признаны как его родственники, так и другие лица. Последнее обстоятельство судом должно быть установлено с учетом показаний также самого потерпевшего.
К сведениям, которые могут причинить существенный вред, относятся охраняемые законом персональные данные о потерпевшем или его близких (например, информация о частной жизни, а равно информация, нарушающая личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица), распространяемые без его согласия, кроме как на основании судебного решения или законных к тому оснований.3 Однако, как следует из УК, сведения могут быть не только охраняемые законом, но и не охраняемые им. Ограничений в этом смысле ст. 163 УК не знает.
Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, предусмотренных в уголовном законе, характеризующих общественно-опасное деяние как преступление или наличие преступного деяния, а это значит необходимо наличие состава преступления, квалифицированного как вымогательство, согласно ст. 163 УК РФ.
Из многих способов вымогательства можно назвать наиболее распространенные и характерные.
1. Прямое требование вымогателя к потерпевшему отдать (передать, перечислить на банковский счет, оставить в условленном месте) деньги, ценности, права на имущество с угрозой в случае невыполнения расправой. При этом вымогатель действует открыто от своего имени, что характерно для организованных преступных групп, цинично демонстрирующих свою силу, возможности, превосходство.
2.
Анонимное требование передачи
имущества, сопровождаемое
3. Сопровождаемое угрозами навязывание невыгодных для потерпевшего сделок, контрактов, как с документальным оформлением, так и по “джентльменскому” соглашению, — на куплю-продажу, дарение, фиктивную охрану потерпевшего или его имущества, предприятия, при которой роль “охранников” выполняют участники преступной группы. В качестве предмета вымогательства может быть принятие “на работу” в предприятие членов преступной группировки. Сложность расследования таких приемов вымогательства в том, что нередко трудно доказать факт фиктивности заключенной сделки.
4.
Требования передачи имущества
в форме конкретного
5. Требование передачи денежной суммы “взаймы”. При этом устанавливается “санкция” на случай затяжки передачи денег: потерпевший “ставится на счетчик”, т. е. устанавливается процент (или конкретная сумма) за каждый день просрочки исполнения требования с угрозой расправы в установленное время или при достижении “долга” определенной суммы.
6.
Вымогательству предшествуют
7.
Вымогательству предшествует
Целью вымогательства может быть одноразовое получение крупной суммы денег или материальных ценностей. Но в большинстве случаев целью является обложение постоянной “данью” либо полное подчинение коммерческой структуры. При этом могут достигаться другие цели преступников, например, “отмывание” денег, добытых в процессе совершения иных преступлений.
Все действия и используемые при совершении вымогательств приемы целесообразно разделить на несколько групп, исходя из последовательности исполнения. Такая классификация отражает структуру способа совершения вымогательств, позволяет глубже уяснить содержание деяния, определить закономерности действий преступников, тенденции их поведения, механизм преступления.
Субъектом вымогательства может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 14–летнего возраста. Указанным признакам лицо должно удовлетворять на время совершения вымогательского действия, а не на тот момент, когда требование будет выполнено.
Решение об установлении пониженного возраста уголовной ответственности за вымогательство было принято законодателем в 1994 году, когда это преступление стало распространенным и начало проявляться в преступном поведении подростков, с одной стороны, как результат вовлечения их в деятельность организованных преступных групп, занимающихся вымогательством, с другой стороны, как копирование подростками в собственной среде ставших известными форм вымогательства. Таким образом, указанное решение обусловлено тем, что лица, достигшие 14 лет, по уровню их развития способны понимать общественную опасность необоснованного принуждения других людей к поведению в имущественной сфере при помощи угроз или насилия, а равно достижения таким путем незаконной имущественной выгоды.
Абстрагируясь от медицинских проблем возраста, вменяемости субъекта деяния, считаем ключевым обстоятельством, требующим учета и нормативного отражения в определении субъективных процессов, способность лица осознавать совершаемое и управлять этим процессом, способность субъекта к осознанному волевому поведению в момент подготовки, совершения и сокрытия деяния.
Правовые
категории вменяемости и
Невменяемость,
как она сформулирована в УК РФ,
исключает уголовную
Субъективная сторона вымогательства характеризует психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию. Вымогательство, как и любое человеческое поведение, с внутренней стороны характеризуется определенным комплексом психических процессов. Эти процессы протекают в конкретной форме и по своему содержанию являются целостными, охватывающими всю преступную деятельность, направленную на получение имущественных благ путем вымогательства. В противоположность этому, объективная сторона вымогательства сконструирована по типу усеченного состава. В случае если субъективное отношение виновного лица также ограничить лишь элементами объективной стороны (его отношением к требованию и соответствующему средству принуждения), то анализ субъективной стороны будет фрагментарным исследованием только части целостного психического процесса. В результате будет потеряна направленность этой деятельности и ее смысл. В связи с этим мы присоединяемся к мнению Я.М. Брайнина, который включает в субъективную сторону преступления всю психическую деятельность, сопровождающую совершение преступления, и в которой интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы протекают в полном единстве и взаимообусловленности. Субъективная сторона как психическое отношение лица проявляется в первую очередь в конкретной форме вины.
Вина, виновность лица в совершении вымогательства несет в себе основную смысловую нагрузку в структуре субъективной стороны вымогательства. Вымогательство совершается только с прямым умыслом. Умыслом субъекта охватывается:
– содержание вымогательского требования и то, что его удовлетворение будет безвозмездным;
– отсутствие прав на предмет преступления, то есть противоправность вымогательства;
– осуществление воздействия на психику либо на телесную неприкосновенность или здоровье потерпевшего и содержание угрозы;
– то, каким путем выражается принуждение, соединенное с угрозой, факт доведения их до сведения потерпевшего;
– восприятие потерпевшим угрозы как реально осуществимой.
Тем самым лицо осознает опасность совершаемого им деяния для имущественных интересов, а также для указанных благ личности. Как известно, интеллектуальный момент умысла включает в себя кроме сознания
еще и предвидение. Если сознание понимается как внутреннее, субъективное отражение реальных фактов и обстоятельств, то предвидение обращено в будущее и имеет своим предметом общественно опасные последствия. Однако большинство авторов ограничивают интеллектуальный момент в усеченном составе вымогательства лишь перечнем тех обстоятельств, которые субъект должен сознавать. Нам представляется правильной позиция В.А. Владимирова, считающего, что интеллектуальное отношение субъекта включает и предвидение причинения материального ущерба в составе вымогательства. В литературе прямо указывается на то, что сознание виновным общественно опасного характера совершенного им деяния обусловлено предвидением наступления общественно опасных последствий этого деяния. Стало быть, субъект сознает общественно опасный характер совершенного им деяния лишь постольку, поскольку предвидит, что от деяния могут наступить общественно опасные последствия; сознание попросту дублирует предвидение, засоряет понятие умысла и неосторожности и подлежит исключению за ненадобностью. Буквальное толкование закона также позволяет констатировать, что для преступлений с усеченным составом (в том числе и вымогательства) формулировка ст.25 УК РФ (определение прямого умысла) в полном объеме может быть применена только при положительном решении вопроса о вхождении последствий в состав преступления. Наконец, именно предвидение возможности имущественного ущерба в данном усеченном составе позволяет говорить о вымогательстве как имущественном посягательстве. Таким образом, субъективную сторону вымогательства следует рассматривать пространно, с учетом фактически совершаемых действий и их цели. Интеллектуальный момент должен включать предвидение вымогателем возможных последствий – имущественного ущерба на стороне потерпевшего вследствие истребования у него материальных благ. Волевой момент умысла при вымогательстве характеризуется желанием, во–первых, принудить потерпевшего к определенному поведению в имущественной сфере посредством угрозы или насилия и, во–вторых, извлечь таким путем имущественную выгоду, тем самым причинить имущественный ущерб потерпевшему. В связи с этим недостаточно ограничиваться указанием только на желание довести до сведения потерпевшего имущественное требование, сопровождаемое угрозой или насилием, либо совершить преступные действия, образующие объективные признаки этого преступления.
Информация о работе Ответственность за вымогательство по Уголовному кодексу России