Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 18:59, курсовая работа
Цели данной работы - система деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве в соответствии с осуществляемыми им полномочиями, исследовать основные факторы, обусловливающие необходимость обязательного участия прокурора в уголовном процессе.
Для достижения указанных целей ставились следующие задачи:
-разграничить понятия «функции уголовного процесса» и «функции участника уголовного судопроизводства»;
- обосновать необходимость участия прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса;
- дать определение уголовно-процессуальной функции прокурора;
- выявить систему конкретных взаимообусловленных и взаимозависимых функций, выполняемых прокурором в уголовном процессе в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством;
Введение…………………………………………….. .…………………………...3
Глава 1. Факторы, обусловливающие необходимость участия прокурора в уголовном процессе……………………………………………………………..7
1.1 Обеспечение законности в уголовном процессе……………………………7
1.2 Защита прав и свобод человека и гражданина - государственная обязанность прокурора………………………………………………………….13
1.3 Состязательность как фактор, обусловливающий обязательное участие прокурора в производстве по уголовным делам……………………………18
Глава 2. Функции и полномочия прокурора в уголовном процессе…………22
2.1 Понятие, виды и система уголовно - процессуальных функций прокурора………………………………………………………………………22
2.2 Понятие полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве ……....28
2.3 Соотношение функций и полномочий прокурора и суда в досудебных стадиях…………………………………………………………………………..31
Глава 3. Функции и полномочия прокурора в вышестоящих судебных инстанциях и стадии исполнения приговора…………………………………35
3.1 Прокурор в суде второй инстанции……………………………………..35
3.2 Прокурор в стадии исполнения приговора…………………………….43
3.3 Прокурор в надзорной инстанции………………………………….……48
Заключение……………………………………………………………………..52
Список литературы……………………
Наличие функций прокурора является одним из системообразующих факторов системы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве. С помощью системы полномочий прокурор осуществляет возложенные на него функции в уголовном судопроизводстве, т.е. система полномочий выполняет «обслуживающую» роль по отношению к системе функций прокурора.
Полномочия прокурора не могут быть строго подразделены на надзорные, по руководству расследованием, уголовному преследованию и т.д. Одни и те же полномочия могут обеспечивать реализацию сразу нескольких функций. Например, право прокурора давать указания о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого обеспечивает реализацию функции руководства процессуальной деятельностью органов расследования и функции уголовного преследования, а дача согласия следователю или дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии решений по делу - реализацию функции надзора и руководства процессуальной деятельностью. Право отмены незаконного постановления обеспечивает реализацию правозащитной функции и руководства процессуальной деятельностью, а в иных случаях и уголовного преследования (отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица) и т.п.
В ч. 6 ст. 37 УПК РФ сказано, что предусмотренные в данной статье полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Возникает вопрос, какими полномочиями обладают помощники перечисленных прокуроров? На это уже обращалось внимание в печати. Исходя из анализа норм УПК РФ и Закона о прокуратуре РФ, делались диаметрально противоположные выводы. Одни авторы утверждали, что под прокурором в уголовном процессе в соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ понимаются и помощники, другие относят к ним только тех прокуроров, которые перечислены в ч.б ст. 37 УПК РФ.
Представляется, что такой важный вопрос должен быть четко урегулирован в законодательном порядке, а не решаться путем логического анализа действующих норм.
2.3 Соотношение функций и полномочий прокурора и суда в досудебных стадиях
В связи с демократизацией уголовного процесса на базе новой Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в 1999 г. принял важное решение, которое разрешило обжаловать в суд действия и решения органа дознания, следователя и прокурора, связанные с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением производства по делу и продлением срока предварительного расследования. Новый всплеск обсуждения указанного вопроса произошел в период опубликования проектов УПК РФ и его принятия. Кодекс наделил суд весьма обширными полномочиями в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Только по судебному решению избираются меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста, а также производятся некоторые процессуальные действия (ст. 29 УПК РФ). Суд рассматривает жалобы на действия прокурора, следователя и дознавателя, проверяет законность произведённых следственных действий, требующих судебного решения, в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК РФ), дает заключение о наличии в действиях отдельных категорий лиц признаков преступления при решении вопроса о возбуждении в отношении них уголовного дела (ст. 448 УПК РФ).
Судебный контроль на досудебных стадиях не является новым институтом для уголовно-процессуального законодательства России. Так, еще Устав уголовного судопроизводства 1864 г. предусматривал наличие прокурорского надзора и судебного контроля. Прокурорский надзор устанавливался в виде постоянного наблюдения за следствием в форме предложений следователю для исполнения. Судебный контроль осуществлялся как дозволение судебному следователю на производство ряда действий, рассмотрение жалоб прокурора на его действия и, наоборот, рассмотрение жалоб судебного следователя на предложения прокурора.
Что касается понятия судебного контроля, то одни авторы выделяют его формы: 1) предварительный (разрешительный); 2) последующий в пределах стадии расследования; 3) последующий в судебных стадиях процесса. К первой относят рассмотрение судом ходатайств прокурора, следователя, органов дознания и органов, осуществляющих ОРД, о проведении соответственно процессуальных или оперативных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Ко второй - рассмотрение и разрешение жалоб на решения и действия дознавателя, следователя, прокурора, нарушившие конституционные права граждан (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). К третьей - обнаружение нарушений, допущенных при расследовании, в ходе судебного разбирательства и на последующих судебных стадиях.
В литературе рассматривается также вопрос о соотношении понятий «судебный контроль» и «судебный надзор». По мнению ряда учёных, контроль подразумевает проверку законности и обоснованности уже принятых следователем и прокурором решений, а также совершенных ими процессуальных действий. Когда же суд даёт разрешение на производство наиболее важных процессуальных действий органов расследования, - это не контроль, а надзор за исполнением законов органом дознания, следователем и прокурором, т.е. это уже не проверка реализованных решений и совершенных действий, а предупреждение возможных нарушений закона в будущем[7].
Исходя из предложенной нами концепции понимания уголовно- процессуальной функции участника уголовного судопроизводства, суд осуществляет в досудебных стадиях две функции - контроля и правозащитную функцию.
Суд не может выполнять функцию уголовного преследования, так как на нём не лежит обязанности изобличать лицо, совершившее преступление, и привлекать его к уголовной ответственности. Что касается возбуждения уголовного дела в отношении особой категории лиц, то на момент получения судебного заключения или согласия данные лица ещё не являются ни подозреваемыми, ни обвиняемыми, а следовательно, нет и уголовного преследования. Нельзя говорить и о функции борьбы с преступностью. Такая обязанность лежит на правоохранительных органах. Она предполагает активные действия по выявлению преступлений и их раскрытию, что не свойственно суду.
Функцию руководства процессуальной деятельностью органов расследования суд не осуществляет, так как не даёт следователю, дознавателю или прокурору указаний о направлении расследования или производстве тех или иных процессуальных действий и т.д. Это прерогатива прокурора. Утверждения некоторых авторов, что решение суда о даче согласия на производство процессуального действия есть одна из форм проявления данной функции, безосновательны. Нельзя отождествлять согласие прокурора с согласием суда. Соглашаясь или не соглашаясь с ходатайством следователя или дознавателя о производстве процессуального действия, прокурор оценивает его не только с точки зрения законности (надзорная функция), но и с точки зрения необходимости этого действия в плане стратегии, тактики расследования, проверки выдвинутых версий и т.п. Суд же изучает материалы только с позиции законности и обоснованности (ч. 3 ст. 125 УПК РФ), т.е. наличия или отсутствия законных и достаточных оснований для производства процессуального действия. В этом проявляется его контрольная функция.
Контрольную и правозащитную функции суд выполняет и при проверке законности процессуальных действий, проведённых следователем и дознавателем без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Проверяя материалы этих действий, он осуществляет контрольную функцию. Принимая постановление о законности проведённого действия, суд официально фиксирует, что нарушений закона не допущено. Если же таковые будут выявлены, то суд реализует правозащитную функцию, вынося постановление о признании следственного действия незаконным, а полученных доказательств - недопустимыми.
Кроме того, прокурор, осуществляя функцию руководства процессуальной деятельностью, может дать указание следователю или дознавателю о проведении следственных действий для собирания иных доказательств, устанавливающих те же обстоятельства, что и доказательства, признанные недопустимыми.
Глава 3. Функции и полномочия прокурора в вышестоящих судебных инстанциях и стадии исполнения приговора
3.1 Прокурор в суде второй инстанции
Со дня провозглашения приговора исчисляется срок его обжалования в суд второй инстанции. Этот срок составляет 10 суток. Для осужденного, содержащегося под стражей, срок исчисляется с момента вручения ему копии приговора (ст. 356 УПК РФ). Данное правило применяется только к приговорам и иным судебным решениям, выносимым одновременно с ним. К последним относятся постановление или определение о передаче иждивенцев осужденного на попечение родственников, близких лиц либо помещении их в детские или социальные учреждения, о размере вознаграждения назначенному защитнику за оказание юридической помощи и др. (ст. 313 УПК РФ). Что касается постановлений и определений, выносимых судом в ходе судебного разбирательства, то они могут быть обжалованы сразу же после их вынесения еще до окончания судебного разбирательства (ч. 6 ст. 355 УПК РФ). Из них не подлежат обжалованию определения и постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства, о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений и постановлений о наложении денежного взыскания (ч. 5 ст. 355 УПК РФ). То есть законодатель допускает возможность параллельного осуществления по одному делу двух производств - в суде первой и второй инстанций.
Хотя апелляционное и кассационное производства в УПК РФ объединены единым названием «Производство в суде второй инстанции», но они отличаются способом проверки обжалуемых судебных решений. В апелляционном суде они проверяются по правилам судебного разбирательства в суде первой инстанции, а в кассационной - в основном путем изучения материалов дела. Их объединяет одинаковая процедура подачи апелляционных и кассационных представлений и жалоб, предмет рассмотрения - судебные решения, не вступившие в законную силу, пределы рассмотрения, основания отмены и изменения судебных решений. Однако в литературе предлагается разделить эти производства на отдельные стадии или называть апелляционный суд судом второй инстанции, а кассационный - судом третьей инстанции.
В этих судах прокурор выполняет те же функции, что и в суде первой инстанции. Имеются лишь отличия в их содержании, обусловленные целями и задачами апелляционного и кассационного производства и его полномочиями в данных инстанциях. Воссоздание в России после почти векового отсутствия апелляционного производства по уголовным делам поставило перед прокурорами новые задачи. Участвовавший в рассмотрении дела у мирового судьи прокурор, внесший представление в апелляционную инстанцию, должен быть готов вторично участвовать в судебном заседании, проводимом по тем же правилам, что и в суде первой инстанции. Могут вызываться и допрашиваться те же свидетели, повторно исследоваться вещественные доказательства, протоколы следственных действий и т.п. Прокурору в основном на том же материале необходимо будет отстоять свою правоту, которую он не смог доказать у мирового судьи. Допускается представление новых доказательств. По УПК РФ участие прокурора в заседании апелляционного суда является обязательным (ч. 3 ст. 364).
Реализация функции уголовного преследования в апелляционном производстве обеспечивается полномочием прокурора на внесение представления с целью отмены оправдательного приговора и постановления обвинительного (п. 3 ч. 3 ст. 367 УПК РФ) или об изменении обвинительного приговора в сторону ухудшения положения осужденного (п. 4 ч. 3 ст. 367 УПК РФ). Этому также способствуют такие полномочия прокурора, как право на получение копии приговора мирового судьи не позднее 5 суток со дня его провозглашения (ст. 312 УПК РФ) и право на ознакомление с протоколом судебного заседания после его изготовления и получение его копии (ч. 7, 8 ст. 259 УПК РФ).
В случае несогласия с приговором, определением или постановлением суда первой инстанции с точки зрения законности, обоснованности и справедливости прокурор обязан, а не вправе внести представление, как считают некоторые процессуалисты. Такая обязанность обозначена и в Приказе Генерального прокурора РФ № 28 от 3 июня 2002 г. «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»: «Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного, а также обвинительного приговоров, постановления и определения суда по мотивам, влекущим поворот к худшему не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как дисциплинарный проступок».
Право приносить представление имеют государственный обвинитель или вышестоящий прокурор (ч. 4 ст. 354 УПК РФ). Какого именно прокурора по должности понимает законодатель под вышестоящим прокурором, не совсем ясно. Ответ дан в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм УПК РФ». В п. 21 сказано: «Обратить внимание судов на то, что в соответствии с ч. 4 ст. 354 УПК РФ право обжалования судебного решения предоставлено не только государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору. По смыслу п. 31 ст. 5 УПК РФ под вышестоящим прокурором надлежит понимать вышестоящего по должности по отношению к государственному обвинителю прокурора (его заместителя), наделенного в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре РФ» полномочиями по принесению представлений на судебные решения». Из этого разъяснения следует, что если государственное обвинение поддерживал помощник прокурора, то представление может принести как он сам, так и руководитель прокуратуры, его заместитель и вышестоящий прокурор. Данное положение представляется правильным. Оно основано на принципе единства и централизации деятельности органов прокуратуры.
Подозреваемый и обвиняемый имеют право приносить жалобы на пстановления или определения суда, вынесенные в досудебных стадиях в порядке судебного контроля (ч. 1 ст. 127 УПК РФ), однако данные участники не упоминаются в ч. 4 ст. 354 УПК РФ. Предлагается изложить её в следующей редакции: «Право обжалования судебного решения принадлежит подозреваемому, обвиняемому (осуждённому, оправданному) их защитникам и законным представителям, потерпевшему и его представителю. Представление вправе вносить государственный обвинитель, прокурор района, города, субъекта РФ и их заместители, приравненные к ним прокуроры военной прокуратуры и других специализированных прокуратур и их заместители, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители».
Прокурор имеет право внести дополнительное представление до начала судебного заседания. Если оно подано по истечении срока обжалования, то в нём не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальном представлении.
Кроме дополнительного представления УПК РФ предусматривает право прокурора на заявление об изменении представления.
Уголовное преследование прокурор осуществляет и путём принесения письменных возражений на поданную стороной защиты жалобу, в которой оспаривается законность, обоснованность и справедливость вынесенного обвинительного приговора (ст. 358 УПК РФ). Затем эти возражения он будет поддерживать непосредственно в апелляционной инстанции.