Выдача лица для уголовного преследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы априори обусловлена избранной темой и заключается в выявлении сущности и содержания института выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, в определении его состояния и основных направлений развития, применительно к особенностям российского уголовного судопроизводства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………
1 Теоретическая часть
1.1 Направление запроса о выдаче лица находящегося на территории иностранного государства……………………..
1.2 Избрание или применение меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица………………………………
1.3 Порядок передачи выдаваемого лица…………………………
2 Практическая часть
2.1 Задача № 1 по дисциплине «Уголовный процесс»………
2.2 Задача № 2 по дисциплине «Уголовный процесс»…………
2.3 Задача № 3 по дисциплине «Уголовный процесс»………
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом готов.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

    Статья 469 УПК РФ предусматривает, что основанием передачи лица, осужденного судом  Российской Федерации к лишению  свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

    Представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и в сроки, которые установлены ст. 396, 397 и 399 УПК РФ, с учетом требований ст. 470 и статей 471 и 472 УПК РФ.

     Если вопрос о передаче осужденного рассмотреть  невозможно, ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений, судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.

    Также в передаче лица, осужденного к  лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, может быть отказано в случаях, если:

    - ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

    - наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие: истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства;

    - от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

    - не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

     - осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации (1.10, ст.471).

    Понимание того, что отбывание осужденным наказания  в государстве, гражданином которого он является, способствует более эффективному достижению целей исправления и перевоспитания правонарушителей, привело к созданию основанного на принципе гражданства нового, близкого по существу к выдаче, института передачи осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Многосторонняя конвенция по данному вопросу, в которой участвовали Болгария, Венгрия, ГДР, КНДР, Куба, Монголия, Польша и Чехословакия, была подписана в Берлине в мае 1978 г. Стороны договорились по взаимному согласию передавать осужденных к лишению свободы в то государство, гражданами которого они являются, если совершенное деяние признается преступлением в этом государстве и там нет законных препятствий для исполнения приговора. Согласно Конвенции суд государства, гражданином которого является осужденный, исходя из вынесенного в другом государстве приговора, принимает решение об его исполнении в соответствии с законодательством своего государства. Подобные договоры на двусторонней основе были заключены между СССР и Финляндией в 1990 г. и между Российской Федерацией и Латвией, Азербайджаном, Туркменией в 1993-1995 гг.

    Взаимные  обязательства по выдаче на основании  договоров Российской Федерации  о правовой помощи наряду с территориальным  принципом и принципом гражданства исходят также из реального принципа действия уголовного закона. В соответствии с этим принципом требование о выдаче иностранца может быть обращено к государству, гражданином которого не является это лицо, даже в случаях, когда преступление совершено не на его территории, но направлено против запрашивающего государства или его граждан и юридических лиц. Такие случаи охватываются емкой формулой договоров, предусматривающих выдачу за деяния, которые считаются преступлениями по законодательству обеих сторон, не делая каких-либо исключений для граждан третьих стран и лиц без гражданства (1.6, ст.5129).

     Минская конвенция 1993 г. и двусторонние договоры Российской Федерации, предусматривающие выдачу обвиняемых и осужденных, содержат определенные предписания, имеющие целью защитить права лиц, в отношении которых поступают требования о выдаче. В качестве обстоятельств, исключающих выдачу, прежде всего предусмотрены признанные национальным уголовно-процессуальным законодательством положения, исключающие возможность привлечения лица к уголовной ответственности. Так, выдача не допускается, если на момент получения требования о ней уголовное преследование, в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны, не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию. Невозможна также выдача лица, в отношении которого компетентным органом запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу. По некоторым договорам выдача не допускается также, если лицо находится под следствием или судом по тому же делу в государстве, к которому обращено требование о выдаче (договоры с Ираком, Алжиром, Тунисом).

    В отличие от договоров с другими  государствами, договор с Китаем содержит перечень обстоятельств, позволяющих запрашиваемой стороне, по своему усмотрению, решить вопрос о выдаче. Отказано в выдаче может быть в том случае, если в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны она обладает юрисдикцией в отношении лица, выдача которого запрошена, или преступления, в связи с которым поступила просьба о выдаче, или если запрашиваемая сторона, принимая во внимание характер преступления и интересы запрашивающей стороны, сочтет, что, исходя из обстоятельств уголовного дела, выдача данного лица не отвечает принципу гуманности ввиду возраста, состояния здоровья и других личностных обстоятельств этого лица. По усмотрению запрашиваемой стороны решается вопрос о выдаче в случае, когда она осуществляет уголовное преследование за то же преступление в отношении лица, выдача которого требуется.

     Характерно, что договор с Китаем, как и  с другими странами, не предусматривает участия лица, в отношении которого запрошена выдача, в рассмотрении вопроса о ней, хотя это, безусловно, позволило бы лучше исследовать обстоятельства, требующие оценки запрашиваемой стороны.

    В качестве гарантий выданному лицу договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны оно не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, и не может быть выдано третьему государству. Эта гарантия действует в течение месяца после окончания уголовного преследования, отбытия наказания или досрочного освобождения.

    Договоры  определяют взаимные обязательства, связанные  с выдачей, но не устанавливают порядка  их исполнения, поскольку предполагается, что это уже дело каждой из сторон. С заключением первых договоров о правовой помощи не было издано законодательного акта, определяющего порядок исполнения обязательств по выдаче. В 1958 г. на основании поручения Президиума Верховного Совета Генеральный прокурор утвердил инструкцию о порядке исполнения поручений об оказании правовой помощи в соответствии с заключенными договорами, которая, в частности, определяла правила рассмотрения поступающих требований о выдаче и правила, относящиеся к требованиям о выдаче. Постановлением Президиума Верховного Совета от 21 июня 1988 г. были уточнены функции центральных органов по выполнению договоров о правовой помощи. При этом прямо указано, что вопрос о выдаче для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение решается Генеральным прокурором, к ведению которого было отнесено также утверждение по согласованию с МВД и КГБ инструкции о порядке исполнения договоров о правовой помощи органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Таким образом, решение вопроса о выдаче или отказе в выдаче и соблюдение условий, порядка выдачи и прав выдаваемых лиц были возложены только на органы прокуратуры. Эти полномочия сохраняются в настоящее время за Генеральной прокуратурой РФ, хотя за последние четыре десятилетия существенно изменились права иностранцев и лиц без гражданства. Если действовавшая во время заключения первых договоров о правовой помощи Конституция 1936 г. предусматривала лишь их право политического убежища, то уже в последние годы был принят общесоюзный закон об иностранцах, закрепивший значительное расширение их прав.

     В Конституцию  включен ряд норм о правах человека и гражданина, в равной мере относящихся к любым лицам, независимо от их гражданства или его отсутствия. В частности, ст. 22 Конституции закрепляет право каждого на свободу и личную неприкосновенность и допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению; ст. 27 разрешает каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться; ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина и допускает возможность каждому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными в законе; ст. 49 закрепляет принцип невиновности обвиняемого до вступления в силу обвинительного приговора; ст. 50 предоставляет осужденному право ходатайствовать о пересмотре приговора, помиловании и смягчении наказания. В силу ст. 55 права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, как и граждан Российской Федерации, могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (1.9, ст. 22, 27, 45, 49, 50, 55).

    Защите  иностранцев и лиц без гражданства  специально посвящена ст.63 Конституции, предусматривающая предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными нормами международного права и допускающая выдачу обвиняемых и осужденных другим государствам только на основании закона или международного договора Российской Федерации.

     Федеральный закон о выдаче обвиняемых и осужденных в нашей стране пока не принят, а  договоры о правовой помощи, заключенные  до принятия Конституции, и исполнение предусмотренных ими обязательств в ряде случаев не соответствуют требованиям Конституции. В частности, они допускают выдачу для осуществления уголовного преследования до предъявления обвинения, предусматривают заключение под стражу до получения требования о выдаче даже без обращения другой стороны по этому вопросу. Фактически выдаваемое лицо не может пользоваться защитой своих прав наравне с гражданами Российской Федерации, подвергающимися уголовному преследованию за такие же деяния. Нельзя считать нормальным осуществление выдачи без какого-либо участия суда в решении этого вопроса, без предоставления возможности передаваемому лицу обращаться в суд за защитой, пользоваться помощью адвоката, обжаловать решение даже при наличии оснований оспаривать правильность требования о выдаче (2.4, с.43) .

    Помимо  обязательств по выдаче на основании  Минской конвенции и двусторонних договоров, Российская Федерация связана взаимными обязательствами по выдаче в соответствии с многосторонними международными конвенциями по борьбе с преступлениями против мира и человечности. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН содержались настоятельные рекомендации государствам - членам ООН принять все необходимые меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы для суда и наказания в те страны, где они совершили преступления. Требования о выдаче военных преступников были включены в мирные договоры с Болгарией, Финляндией, Венгрией, Италией, Румынией.

    Вопросы выдачи виновных лиц предусмотрены  в Конвенции по предупреждению преступлений геноцида и наказанию за него 1948 г., Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и других международных договорах, в которых участвует Российская Федерация как правопреемник СССР. В международных актах отсутствуют четкие правила, определяющие порядок выдачи на основании таких конвенций и договоров. Представляется, что это должно быть восполнено внутренним законодательством.

     Следует особо  рассмотреть вопрос о выдаче ввиду  подписания в 1995 г. Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам. Соглашение предусматривает возможность оказания правовой помощи в связи с расследованием, уголовным преследованием и предупреждением преступлений, указанных в Приложении к Соглашению, и перечисляет виды действий, осуществляемых в порядке правовой помощи. В их числе выдача обвиняемых и осужденных не названа, но предусмотрена любая иная помощь, не запрещенная законами запрашиваемой стороны. Поскольку ст. 63 Конституции РФ допускает выдачу только на основании Федерального закона или международного договора Российской Федерации, для осуществления выдачи необходимо, чтобы она была прямо предусмотрена в международном договоре. Применительно к соглашению с США она возможна за преступления, предусмотренные в многосторонних договорах, допускающих выдачу, если участниками этих договоров являются Российская Федерация и США. Такие международные договоры охватываются Приложением к указанному соглашению(2.6, с. 138).

    В связи с принятием в Совет  Европы Российской Федерации предстоит  подписать и ратифицировать ряд  конвенций Совета Европы по сотрудничеству в уголовно-правовой сфере, и в частности в первую очередь присоединиться к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., основополагающие принципы которой в соответствии с условиями, установленными Парламентской Ассамблеей, Россия обязана соблюдать с момента вступления в Совет Европы.

Информация о работе Выдача лица для уголовного преследования