Соучастие в преступлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее изучение института соучастия, раскрытие форм соучастия в преступлении путем обобщения результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также имелась цель выявить особенности соучастия по ныне действующему российскому законодательству.

Содержание работы

Введение.............................................................................................. 3

1.Понятие соучастия в преступлении............................................... 5

2. Формы соучастия и виды соучастников...................................... 12

2.1. Формы соучастия.................................................................... 12

2.2. Виды соучастников................................................................. 17

3. Ответственность участников. Эксцесс исполнителя.................. 21

Заключение......................................................................................... 26

Список литературы............................................................................ 29

Файлы: 1 файл

СОУЧАСТИЕ.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      Названные два субъективных признака соучастия  в преступлении, то есть взаимная осведомленность и согласованность в указанном понимании, непосредственно и однозначно вытекают из закона (ст.25, ст. 32 УК) и предопределяются своеобразием причиняющего фактора при каждой конкретной форме проявления такой преступной деятельности. Это в полной мере   согласуется   с   взаимоотношением   философских   категорий

9

объективного  и субъективного, а также с  взаимоотношением уголовно-правовых понятий  деяния и виновного отношений  к нему (УК РФ, ст. 14,25,32)

      В связи с изложенным нельзя признать обоснованными попытки иной трактовки субъективных признаков соучастия в преступлении. Это прежде всего касается концепции так называемой минимальной (односторонней) субъективной связи, согласно которой для наличия соучастия в преступлении достаточно того, что подстрекатель и пособник знают о преступной деятельности исполнителя, и вовсе не обязательно, чтобы исполнитель знал об их деятельности.

      К сожалению, эта концепция периодически появляется в учебниках по Общей  части уголовного права (учебники 1988 и 1994 годов. Эта концепция имела определенные основания в уголовном законодательстве до 1958 года. Однако в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1958 году. и в изданных вслед за ними Уголовных кодексах союзных республик, а также в ныне действующем уголовном законодательстве она не имеет достаточного основания.

      В законодательном определении понятия  соучастия как умышленного совместного  участия двух и более лиц в  совершении преступления термин «умышленное» вовсе не случайно помещен на первом месте.

      Это означает, что он имеет вполне определенное отношение к каждому из последующих  терминов этой формулы закона, в  том числе и к указанному в  законе минимуму соучастников, состоящих  из двух лиц. Отсюда с очевидностью следует, что предписание закона об умышленной совместности участия в преступлении в равной мере относится к каждому из них, в том числе и к исполнителю преступления, ибо он по прямому указанию закона (ст. 33 УК) тоже является соучастником преступления.

      Это в свою очередь, должно означать только одно: в каком бы сочетании с  другими соучастниками ни выступал исполнитель, для него остается единое и непреложное требование закона, чтобы он действовал так же умышленно 

10

совместно, как и иные соучастники. Поэтому признаки взаимной осведомленности и согласованности в очерченном выше смысле не могут не быть на стороне исполнителя преступления.

      Характерно, что при изложении приведенной  концепции ее сторонники пользуются либо надранными примерами, либо вообще их не приводят. Это вполне естественно, ибо судебно-следственная практика исходит и основана на действующем уголовном законе, которому эта концепция не соответствует.  Другое дело, что ситуации, на которых основываются сторонники концепции «минимальной» субъективной связи, конечно, не всегда и во всем безразличны для уголовного закона, однако даже значительное их сходство в отдельных случаях с соучастием в преступлении не должно служить основанием для их отождествления.4

        Квалификация таких случаев, как соучастие в преступлении, свидетельствовала бы о возрождении аналогии уголовного закона, о переносе специальных положений закона об ответственности за соучастие в преступлении на деятельность, специально и прямо им не предусмотренную. Поэтому становится очевидно, что усилия сторонников рассматриваемой концепции должны быть нацелены не на отождествление случаев с соучастием в преступлении, на которых они основываются,  а  на  создание  в  законе  специальной  нормы, предусматривающей ответственность в таких случаях (вне рамок института соучастия).                                                                                       

      Соучастие в преступлении исключается, если один из участников заблуждается относительно обязательных признаков, характеризующих  субъект преступления, описанных в Особенной части УК. Содеянное неудавшимся соучастником должно квалифицироваться как покушение на соучастие в преступлении по ст. 30 и 32 УК и по соответствующей статье Особенной части УК.

      Требования  ст. 32 УК не распространяются на статьи Особенной части УК, содержащие признаки преступления, совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) (ст. 35 УК). В этом случае содеянное должно квалифицироваться только по данной статье Особенной части.

2.Формы  соучастия и виды соучастников

2.1 Формы  соучастия

      Нормы Общей и Особенной частей УК РФ предусматривают различные варианты связи между двумя и более  лицами, совместно совершающими умышленное преступление. Это зависит от характера объединения соучастников, способа их взаимодействия, степени организованности, роли, которую выполняет каждый из них. Наиболее типичные варианты связи между соучастниками, т.е. сходные по существенным признакам, образуют формы соучастия.

      Умение  определять формы соучастия имеет  большое практическое значение, так  как позволяет правильно квалифицировать  преступные действия каждого соучастника  и индивидуализировать его ответственность.

      Соучастие дифференцируется на формы по объективному критерию – характеру объективной связи между соучастниками, т.е. по характеру объединения и способу взаимодействия между ними, с учетом особенностей квалификации деяний соучастников и потребностей преодоления организованной преступности. Этот критерий позволяет на основе положений УК РФ выделить следующие четыре формы: 1.Простое соучастие (соисполнительство), именуемое также соисполнительством, характеризуется тем, что каждый участник группы является исполнителем преступления (Ч.1 ст.35 УК РФ). Он полностью или частично осуществляет действия, образующие объективную сторону преступления, либо по-иному непосредственно участвует в совершении преступления. Например, один из соучастников угрожает потерпевшему ножом, а другой – срывает с руки потерпевшего часы. Каждый из них – исполнители разбоя.

      12

      Простое соучастие может возникнуть как  по предварительному сговору, так и  по сговору в процессе совершения преступления, т.е. после начала действий, образующих его объективную сторону, от момента покушения на преступление до его окончания. Сам по себе момент сговора для данной формы соучастия значения не имеет. Отсутствие сговора вообще, хотя бы в процессе совершения преступления, означает отсутствие согласованности и, следовательно, соучастия.

      Совершение преступления при простом соучастии представляет собой совершение преступления группой лиц без предварительного сговора или с предварительным сговором.

      При простом соучастии действия соисполнителей – членов группы квалифицируются  по статье Особенной части УК РФ, устанавливающей ответственность за совершенное преступление, без ссылки на ст.33 УК РФ, так как каждый соисполнитель непосредственно «выполняет» состав преступления.

      2.Сложное соучастие характеризуется тем, что действия (или бездействие), образующие объективную сторону преступления, совершаются непосредственно не всеми соучастниками, а лишь одним или некоторыми из них. Другие же вообще не выполняют даже частично объективную сторону преступления и не участвуют непосредственно в процессе его совершения. При сложном соучастии в отличие от простого имеет место распределение ролей, т.е. иной способ взаимодействия между соучастниками, иной характер объединения: одни являются исполнителями преступления, другие организуют его совершение, либо склоняют исполнителя к этому, либо содействуют совершению им преступления.

      При сложном соучастии только исполнитель (соисполнители) выполняет действия, образующие объективную сторону  преступления. Другие соучастники их непосредственно не осуществляют.

      Действия организатора, подстрекателя и пособника, взятые сами по себе, вне связи с деятельностью исполнителя, не причиняют непосредственного

13

вреда объекту посягательства.

      Но  действия подстрекателя опасны тем, что вызывают действия исполнителя  и преступный результат. В преступном результате реализуются замыслы и инициатива подстрекателя, осуществляемые через исполнителя и совместно с ним. Еще в большей степени это относится к организатору.  Деятельность пособника опасна тем, что исполнитель при помощи этой деятельности совершает преступление и причиняет вред объекту посягательства.

      Пособник  делает возможным наступление преступного  результата, который достигается  через исполнителя и совместно  с ним. Таким образом, организатор, подстрекатель и пособник создают реальные условия для совершения преступления и реализуют через исполнителя свои преступные намерения. Они прямо причастны к преступлению, совместное совершение которого и составляет основание их ответственности.

      Сложное соучастие возможно как по предварительному сговору, так и по сговору в процессе совершения преступления, но до его окончания. Сговор в процессе совершения преступления при сложном соучастии возможен лишь тогда, когда организатор преступления или руководитель его исполнением, подстрекатель либо пособник являются одновременно соисполнителями преступления. Предварительность сговора – не обязательный признак сложного соучастия и не влияет на его форму.

      При сложном соучастии действия соучастников, не являвшихся соисполнителями преступления, квалифицируются по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за данное преступление, со ссылкой на ст.33 УК РФ.

      3.Организованная  группа. В соответствии с ч.3 ст.35 УК РФ «преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений». От группы лиц по предварительному

14

сговору  организованная группа отличается оценочным  признаком устойчивости, одним из элементов которой является наличие  организатора группы. Именно организатор, включая руководителя, разрабатывает план преступных действий, распределяет роли между членами группы, направляет и корректирует их действия, поддерживает дисциплину в группе и т.д.

      Отличие состоит и в квалификации преступных действий членов  группы лиц по предварительному сговору и организованной группы. Если при совершении преступления группой лиц по предварительному сговору соисполнителями, т.е. лицами, действия которых квалифицируются только по статье Особенной части УК РФ без ссылки на ст.33 УК РФ, признаются лишь лица, непосредственно участвовавшие в процессе совершения преступления, то при совершении преступления организованной группой таковыми считаются все члены этой группы независимо от того, какова была роль каждого из них при совершении преступления – исполнителя (соисполнителя), организатора, подстрекателя или пособника

      4.Преступное  сообщество (или преступная организация) – это наиболее опасная форма соучастия. Определение преступного сообщества содержится в ч.4 ст.35 УК РФ, на основании которой «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях».

      Согласно  ч.5 ст.35 УК РФ  «лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом.

      15

      Другие  участники организованной группы или  преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность  за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали».

      В соответствии с ч.6 ст.35 УК РФ только «создание организованной группы в  случаях, не предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет уголовную ответственность  за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана».

      Преступным  сообществом (преступной организацией) признается также объединение организованных групп. Такое объединение должно состоять из двух или более групп  и характеризоваться сплоченностью. Момент окончания преступления в этом случае – создание объединения, а цель – совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Информация о работе Соучастие в преступлении