Соучастие в преступлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы являются общественные отношения в сфере правильной квалификации соучастия в преступлении
В задачи работы входит:
- изучение взглядов известных ученых–юристов на понятие соучастия, виды и формы соучастия, виды соучастников преступления;
- определение критериев выделения видов, форм соучастия и видов соучастников;
- определение роли соучастников в совершении преступления и их ответственности.

Файлы: 1 файл

курсовая УП.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)
 

КАФЕДРА Уголовного права и процесса 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По Уголовному праву

на тему  «Соучастие в преступлении» 
 
 

                      Выполнил: студент 2 курса:

                                                    .

                                                   группа

                                                    Проверил:  .  
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 г

    Оглавление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Институт  соучастия в преступлении является одним из самых важных и сложных  в теории уголовного права. Изучение преступности как социального явления показывает, что в большинстве случаев наиболее опасные посягательства совершаются не в одиночку, а путем объединения усилий нескольких лиц, сообща ставших на путь нарушения закона. Более 40 % всех преступлений и до 80–90 % имущественных преступлений совершается двумя или большим количеством лиц. Поэтому вопрос об уголовной ответственности соучастников имеет большое практическое значение. Правильное его решение, с одной стороны, позволяет обезвредить всех тех, кто принимал участие в совершении преступлений, а с другой избежать необоснованного привлечения к ответственности лиц фактически преступления не совершивших, но ошибочно рассматриваемых как соучастники.

      В то же время уголовная ответственность  соучастников одна из наиболее сложных  проблем в науке уголовного права, еще в 1902 году видный русский ученый профессор Н. С. Таганцев писал, что учение о соучастии находится в хаотическом состоянии и является одним из наиболее запутанных учений в теории преступления. Здесь тесно переплетаются вопросы общих оснований уголовной ответственности, вины, причинной связи и т. д.1

      Более чем через 80 лет профессор Ф. Г. Бурчак констатирует, что вопрос о  понятии соучастия, несмотря на многочисленную литературу, относится к числу  спорных. Почти каждый автор, касавшийся проблемы соучастия, предлагал свое, пусть немного да отличающееся от других определение соучастия 2. Таким образом, на протяжении многих лет соучастию в преступлении уделялось большое внимание в науке уголовного права, однако и до настоящего времени вопрос о понятии соучастия нельзя назвать окончательно решенным.

      Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего нормы о соучастии, именно это является главной целью работы.

      Объектом  данной работы являются общественные отношения в сфере правильной квалификации соучастия в преступлении

      В задачи работы входит:

      - изучение взглядов известных  ученых–юристов на понятие соучастия, виды и формы соучастия, виды соучастников преступления;

      - определение критериев выделения видов, форм соучастия и видов соучастников;

      - определение роли соучастников  в совершении преступления и  их ответственности.

      Основными источниками сведений, необходимых  для выполнения данной работы, являются Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г., а также работы отечественных ученых – юристов Бурчака Ф.Г., Ковалева М.И., Тельнова П.Ф., Трайнина А.Н. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  и признаки соучастия.

   1.1 Понятие соучастия.

    Законодательная конструкция большинства статей УК РФ такова, что предполагает совершение преступления одним лицом. Однако преступление может быть совершенно двумя или более лицами. В последнем случае при наличии определенных признаков возникает соучастие в преступлении. При соучастии преступники объединяют усилия свои усилия, часто заранее распределяют между собой роли. Все это облегчает совершение преступления, позволяет идти на него с большей уверенностью и меньшим риском разоблачения, что и делает такие преступления более опасными.

    Соучастие обычно рассматривается как особая форма совершения преступления, которая во всех случаях повышает общественную опасность деяния, являясь либо квалифицирующим признаком, либо обстоятельством, отягчающим наказание.

    Соучастие в преступлении как особую разновидность  преступной деятельности следует отличать от простого случайного совпадения преступной деятельности нескольких лиц, хотя одновременно и посягающих на один и тот же объект, но действующих отдельно друг от друга. Например, расхищение товаров из неопломбированного вагона случайными прохожими, не договорившимися об этом друг с другом

      По  уголовному законодательству соучастием в преступлении признается “умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления”3 (ст. 32 УК). В этой законодательной формуле, следуя принятому в теории уголовного права методу разделения объективного и субъективного, выделяются две группы признаков:

      а) объективные;

      б) субъективные.

   1.2 Объективные признаки  соучастия.

      Соучастие прежде всего предполагает не просто участие нескольких (двух и более) лиц в совершении преступления, а наличие двух или более субъектов преступления, т.е. вменяемых (ст. 21 УК РФ)  и достигших возраста уголовной ответственности (ст.20).

      В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст.20 УК РФ) или невменяемости (ст.21 УК РФ), не создаёт соучастия4.

      Этот  фундаментальный признак соучастия  не соблюдается при квалификации группового изнасилования: в силу п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №4 от 22 апреля 1992 года «О судебной практике по делам об изнасиловании» юридическим соучастием признаётся фактическое совершение этих преступлений двумя и более лицами, из которых только один может подлежать уголовной ответственности5.

      Представляется, что подобное указание Пленума Верховного Суда РФ противоречит действующему законодательству.

      Другим  объективным признаком соучастия  является “совместность участия” двух или более лиц в совершении преступления.

      С позиций уголовного закона (ст. 14 и  ст. 32, 33 УК) участие лица в преступлении может означать только образ преступного  поведения, выражающегося в двух его внешних, то есть объективирующихся вовне, формах (действии или бездействии). В то же время и совместность участия в теории уголовного права обоснованно рассматривается в качестве своеобразного причиняющего фактора. Этими моментами объясняется, почему деяние лица, причинная связь и последствие в рамках учения о составе преступления относятся к объективной его стороне, несмотря на присутствие в деянии (действии или бездействии) лица субъективных признаков осознанности и волимости.

      Из  сказанного также следует, что принципиальная характеристика деяния соучастника независимо от его видовой принадлежности аналогична деянию индивидуально действующего лица (за изъятием особенностей в образе преступного поведения и в способе воздействия на объект охраны, имеющих место при соучастии в преступлении). Однако эти и другие особенности поведения соучастников преступления не препятствуют рассмотрению признака “совместности участия” целиком в плоскости объективной, то есть как объективного признака соучастия. Поэтому представляются излишними существующие в теории уголовного права споры относительно объективной  или субъективной природы этого признака, а вводимые при этом в терминологический оборот такие понятия и выражения, как “определенная психическая общность”, предполагающая “знание о присоединяющейся деятельности других лиц и стремление достигнуть определенного результата путем объединения усилий”, “умышленная координация общественно опасных действий двух или более лиц” и т.п. оправданны лишь в той мере, в какой они отражают особенности сознания и воли в деянии соучастника. Вместе с тем они ведут к смешению объективных и субъективных признаков соучастия в преступлении  и поэтому методологически совсем неоправданны.

      Подытоживая эту сторону характеристики признака “совместности участия”, необходимо еще раз подчеркнуть, что осознанность и волимость являются, так сказать, начинкой, зарядом в деянии соучастника так же, как и в деянии индивидуально действующего лица, приобретая при соучастии в преступлении несколько иное содержание. За счет последнего деяние соучастника в изначальной своей заданности как раз и приобретает внешние, зримые черты и значение одного из слагаемых в сумме преступных усилий двух или более лиц.

      В случаях индивидуально совершаемого преступления преступник-одиночка включает свое деяние в данную совокупность объективно сложившихся обстоятельств — условий (иногда это может быть подготовлено с его участием), создающих для него возможность достичь определенного преступного результата.

      Несколько иное положение возникает в случаях соучастия в преступлении, когда на месте, как минимум, двух из указанных факторов оказываются люди, обладающие сознанием и волей, а точнее, их преступное поведение. В уголовном законе (ст. 33 УК РФ) оно предусмотрено как исполнение  преступления,  подстрекательство  к  его  совершению, пособничество совершению преступления, организация и руководство совершением преступления.

      Не  столь явно выражены признаки указанной  объективной взаимосвязи между  поведением соучастников при молчаливом согласии на соединение усилий. Тем не менее они всегда есть и могут выразиться в характерных особенностях внешнего проявления поведения соучастника как при непосредственном исполнении преступления, так и перед этим, в направленности действий на один и тот же объект и предмет и т.п.

      Благодаря возникающей при соучастии в  преступлении объективной взаимосвязи  между поведением соучастников последнее  образует совокупно действующий  причиняющий фактор. Вместе с тем  и поведение каждого соучастника  не растворяется в поведении других, а остается относительно обособленным причиняющим фактором по причине особенностей характера внешнего своего проявления и степени участия в совершении преступления, то есть с качественной и количественной его сторон.

      Применительно к преступлениям с формальным составом совместность заключается во взаимной обусловленности поведения соучастников, при которой действия одного соучастника являются необходимым условием действий другого (других) соучастника. Действия каждого соучастника дополняют действия другого, преступление совершается их общими, соединенными усилиями, хотя вклад того или иного участника в содеянное ими различен.

      Так, например, в соответствии с п.10 постановления  Пленума Верховного Суда РФ №29 от 27 декабря 2002г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»6 по признаку совместной деятельности образуют соучастие не только действия лиц, непосредственно изъявших чужое имущество, но и содействие исполнителю в совершении преступления в виде во взломе дверей, запоров, решёток, заранее оговоренном вывозе похищенного, подстраховке других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления.

      В теории уголовного права выделяется также третий объективный признак  соучастия: участие двух и более  лиц в совершении “одного и того же преступления”. Параметрами (признаками) единства преступления называются: единство объекта преступления, единство формы вины, единство посягательства в его первооснове.

      Однако  тремя названными признаками не исчерпывается  содержание понятия “соучастие в преступлении”. Не менее важное значение для отграничения этой формы проявления преступного поведения от смежных форм индивидуально совершаемых преступлений (прикосновенности к преступлению, так называемого посредственного исполнения преступления, простого стечения нескольких лиц при совершении преступления) имеют субъективные признаки соучастия в преступлении.

Информация о работе Соучастие в преступлении