Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение института прекращения уголовного преследования.
Задачи курсовой работы следующие:
- рассмотрение понятия и основания прекращения уголовного преследования;
- изучение порядка прекращения уголовного преследования и возобновления производства по прекращенному делу;
- характеристика прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.
Введение 4
1. Понятие и основания прекращения уголовного преследования 7
1.1. Понятие и общая характеристика прекращения уголовного преследования 7
1.2. Основания прекращения уголовного преследования 11
2. Порядок прекращения уголовного преследования. Возобновление производства по прекращенному делу 19
2.1. Процессуальный порядок прекращения уголовного преследования 19
2.2. Возобновление производства по прекращенному делу 22
3. Особенности прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Основанием
прекращения уголовного преследования,
позволяющим сделать вывод о
деятельном раскаянии, является одновременное
наличие следующих
а) лицо добровольно явилось с повинной;
б) способствовало раскрытию преступления;
в) возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления (ч. 1 ст. 75 УК).
Если толковать норму ч. 1 ст. 75 УК буквально, то можно прийти к заключению, что только совокупность названных действий означает деятельное раскаяние.
Действительно, деятельного раскаяния не будет, например, когда лицо явилось с повинной, но категорически отказывается назвать своих соучастников, дать против них показания на очной ставке (опасаясь мести, не желая выглядеть в глазах соучастников предателем и т.д.) или возместить убытки, причиненные преступлением13.
Но если какое-либо из названных в ст. 75 УК действий лицо не совершило по уважительным и объективным причинам, а другие выполнило, то прекращение уголовного преследования в отношении его в связи с деятельным раскаянием, на наш взгляд, иногда все же возможно. Например, если обвиняемый оказал серьезную и активную помощь в раскрытии преступления, полностью возместил причиненный вред, собирался, но в свое время не сумел явиться с повинной, так как был случайно обнаружен и задержан работниками милиции, было бы несправедливо отказывать ему в прекращении уголовного преследования по данному основанию.
То же самое можно сказать и о случаях, когда у обвиняемого отсутствуют средства для возмещения причиненного материального ущерба либо преступление было быстро раскрыто органами предварительного расследования еще до того, как понадобилась его помощь.
Во всяком случае оценка весомости того или иного основания, указанного в ст. 75 УК, и общий вывод о наличии деятельного раскаяния должны быть сделаны по внутреннему убеждению судей, следователя или дознавателя.
Следует помнить, что юридическим фактом, влекущим прекращение уголовного преследования по ст. 28 УПК, является именно деятельное раскаяние, а обстоятельства, указанные в ст. 75 УК, есть лишь доказательственные факты, устанавливающие наличие такого раскаяния.
Явка с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Способствование раскрытию преступления состоит в том, что лицо своими действиями оказывает активную помощь органу дознания, дознавателю, следователю в установлении, поиске, задержании лиц, причастных к совершению преступления; выявлении предметов, орудий и следов преступления, возможных свидетелей и потерпевших; проведении следственных и оперативно-розыскных действий.
Активная роль лица, способствующего раскрытию преступления, может проявляться как в том, что он сам по собственной инициативе выполняет названные выше действия, так и в том, что он добровольно оказывает реальную помощь по предложению следователя, работников органа дознания.
В УПК РФ установлено, что прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя СО и дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.
Преступления иной категории - это тяжкие и особо тяжкие преступления14.
В статьях УК, которые устанавливают ответственность за некоторые из этих преступлений, а также за отдельные преступления средней тяжести, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности при соблюдении определенных условий.
К преступлениям рассматриваемой категории относятся заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК); похищение человека (ст. 126 УК); торговля людьми (ст. 127.1 УК); коммерческий подкуп (ст. 204 УК); терроризм (ст. 205 УК), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК); захват заложника (ст. 206); участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208); организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК); преступления, связанные с изготовлением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222, 223 УК), незаконным оборотом наркотиков (ст. 228 УК); государственная измена, шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти (прим. к ст. 275 УК); участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК); дача взятки (ст. 291 УК); заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК); самовольное оставление части, места службы или дезертирство без отягчающих обстоятельств (ст. 337, ч. 1 ст. 338 УК).
Следует подчеркнуть, что указанные в этих статьях условия освобождения от уголовной ответственности не всегда совпадают с теми, которые названы в ч. 1 ст. 28 УПК и ч. 1 ст. 75 УК, и не обязательно означают наличие фактического раскаяния.
Так, освобождение заложника по требованию правоохранительного органа может объясняться страхом погибнуть в результате штурма, а не добровольным раскаянием.
В подобных случаях освобождение от уголовной ответственности правильнее, на наш взгляд, было бы производить не по ст. 28 УПК, а на основании примечаний к соответствующим статьям УК, причем не обязательно при осуществлении уголовного преследования впервые.
Для наличия признаков деятельного раскаяния необходимо учитывать не только факт покаяния и признания вины на предварительном следствии и в суде, необходимо также сопоставить с ними все поведение лица после совершения им преступления и во время производства по делу, в частности правдивость, полноту и последовательность его показаний, активность в вопросах возмещения причиненного ущерба, способствования раскрытию преступления.
Таким образом, в действующем УПК РФ правовая регламентация института уголовного преследования осуществляется исходя из его двойственной правовой природы.
Рассматривая правовую природу как юридическое выражение сущности института уголовного преследования, необходимо отметить, что у одного явления может быть только одна сущность, или внутреннее предназначение. В противном случае данное явление теряет свое предназначение и становится абстрактным понятием, не обладающим каким-либо практическим значением в системе правового регулирования. Поэтому, оценивая правовую природу уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве, единственным методом познания сущности данной категории представляется определение ее практического значения в системе действующих уголовно-процессуальных институтов и категорий.
Таким
значением категория "уголовное
преследование" обладает в рамках
института прекращения
Посредством категории "уголовное преследование" законодатель разграничивает два возможных варианта прекращения производства по уголовному делу: прекращение уголовного дела (производства по уголовному делу в целом) и прекращение уголовного преследования (процессуальной деятельности в отношении конкретного лица).
При
прекращении уголовного преследования
по уголовным делам о преступлении
небольшой или средней тяжести
в отношении
Исходя из такого, единственного на данный момент практического значения категории "уголовное преследование", необходимо заключить, что юридическая сущность уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве связана исключительно с процессуальной деятельностью в отношении конкретного лица, что законодатель и отразил в определении уголовного преследования, закрепленном в п. 55 ст. 5 УПК РФ.
I. Нормативно-правовые акты
II. Книги
III. Статьи