Гражданское право и его место в системе отраслей права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2009 в 19:42, Не определен

Описание работы

Диплом

Файлы: 1 файл

kursovaa_grajdanskomu_pravu.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

      Переход к рыночным отношениям в земельной сфере потребовал еще более тесного взаимодействия земельного и гражданского права. Так, земельные отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах регулируются земельным законодательством, а имущественные отношения — гражданским. [33, с. 43] Имеется определенная специфика осуществления сделок с землей, которая находит отражение и в нормах земельного законодательства. Не может обойтись гражданское право без положений, норм земельного права при установлении круга наследников земельного участка. Институт наследования земельных участков появился сначала в Кодексе о земле и лишь затем был включен в гражданское право.

      Гражданское право содержит общие подходы  к урегулированию сделок с землей. Их конкретизация и наполнение реальным содержанием осуществляются нормами земельного права. Аналогичным образом может быть прослежена связь земельного и гражданского права и в арендных отношениях, наследовании земель и др.

      Земельное право в целом является публичной  отраслью права. Ограниченность земельных  ресурсов, их значение для экономики государства обусловливает публично-правовой характер, как самих земельных отношений, так и метода их правового регулирования. Очевидно, что дальнейшее развитие этих отраслей пойдет по этому пути: гражданского как частного, а земельного - как публичного права.

      На  основании вышесказанного, полагаем, что особенность конкретных земельных  правоотношений, позволяющая отнести  их к предмету регулирования собственно земельным правом, проявляется  в  необходимости регулирования земли  как природного объекта.

      Отметим, что подход к разграничению гражданского и земельного права в регулировании  земельных отношений должен носить комплексный характер и учитывать, прежде всего, особенности земли  как природного объекта. Основываясь  лишь способах регулирования различными отраслями соответствующих отношений, на наш взгляд, невозможно учесть все особенности земельных правоотношений. Так, не совсем верными представляются нам  рассуждения Л.А. Грось, который относит вещные права на землю к объекту регулирования подотрасли гражданского права, нормы которой содержатся в Гражданском Кодексе и Кодексе о Земле.

      «В  предмет регулирования гражданского права, отмечает Л.А. Грось, входят отношения, возникающие в результате совершения сделок с землей. Другие отношения, связанные с отнесением земель к категориям, переводом их из одной категории в другую, охраной земель, ограничением оборотоспособности земельных участков, предоставлением из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель иным субъектам для различных целей, ведением их мониторинга, землеустройством и государственным земельным кадастром, земельным контролем, входят в предмет регулирования административного права. Либо они и есть собственно земельные отношения. Но в любом случае это отношения, основанные на властном подчинении граждан и юридических лиц государственным органам и органам местного самоуправления».

      На  основании вышесказанного, на наш  взгляд, подход к определению границ регулирования земельных правоотношений гражданским и земельным правом должен основываться, в первую очередь, с учетом дифференциации самих земельных отношений, к которым применяются нормы той или иной отрасли, другими словами, полагаем, целесообразно рассмотреть детально отдельные подвиды земельных правоотношений с токи зрения места гражданского и земельного права в их регулировании.

      Земельные отношения, при регулировании которых  есть вероятность соприкосновения (соотношения) нории гражданского права  и норм земельного права, условно  разделим на несколько групп (за основу примем деление всей совокупности правоотношений на институты).

      Первая  группа отношений касается земли  как объекта собственности и  иных вещных прав. Здесь земля выступает  как вещь. Ко второй группе отнесем  отношения, связанные с оборотом земли как объектом частной собственности. В третью группу выделим обязательственные отношения, объектом которых является земля. Большая (основная) четвертая группа отношений возникает по поводу земли как природного объекта.

      Среди объектов вещных правоотношений наука гражданского права называет природные объекты, включая землю, средства производства и результаты труда. На этом основании можно полагать, что земельное право поглощается гражданским, на деле же этого не происходит.

      Понятие права собственности как цивилистической категории и как наиболее широкого по объему вещного права применимо и к земельной собственности, если учитывать особенности. Вместе с тем право земельной собственно центральный институт земельного права, и он имеет право на существование как аналогичный институт права гражданского. Земля - не обычный объект права собственности. В связи с разрешением сделок с землей, формированием права частной собственности на землю не происходит автоматического превращения земли из природного объекта в имущество и товар. Право земельной собственности и право собственности на иное недвижимое имущество имеют как общие черты, так и особенности.

      Земля и имущество, размещенное на ней, - объекты хотя и сходных, но различных  прав. При приватизации зданий, сооружений, расположенных на земле, может возникнуть право собственности на них. Автоматического же возникновения права собственности на землю при этом не происходит. Земельные отношения, связанные с приватизацией земли, регулируются нормами земельного, а не гражданского права.

      Среди объектов права собственности граждан  ГК РБ называет земельные участки. Действующее  гражданское законодательство подчеркивает, что земельные участки передаются в собственность граждан в  случаях и порядке, предусмотренных  земельным законодательством. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК).

      Как видно, при регулировании отношений первой группы нормы земельного и гражданского права находятся в соотношении при регулировании земельных отношений, возникающих по поводу земли как объекта вещного права наряду с другими объектами. Здесь нормы гражданского права определяют понятие и содержание права собственности, в том числе собственности на землю, виды вещных прав, пределы правомочий собственника и обладателей других вещных прав и т.д. Другими словами, указанная группа норм гражданского права регулирует земельные отношения в той мере и постольку, в какой мере и поскольку земля выступает как объект вещного права наряду с другими объектами. За этими пределами земельные отношения регулируются нормами земельного права (включение земли как объекта вещного права в гражданский оборот, основания возникновения и прекращения прав на землю, права и обязанности обладателей вещных прав по использованию и охране земель, привлечение к ответственности и т.д.), поскольку в таких отношениях решается судьба земли как природного объекта, хотя объективно она продолжает оставаться недвижимым имуществом (вещью).

      Таким образом, регулирование данной группы отношений находится как бы в  совместном ведении гражданского права  и земельного права. В компетенцию  гражданского права входят земельные  отношения, в которых земля выступает как вещь, объект вещных прав. Компетенцию земельного права составляют отношения, в которых земля, оставаясь вещью, выполняет роль природного объекта. Там, где кончается вещно-правовой аспект в земельных отношениях, прекращает свое действие гражданское право и начинается сфера действия земельного права. [34, с. 36] Каждая отрасль права в данном случае как бы имеет свой предмет ведения, определяемый характером земельных отношений.

      Поэтому нельзя полностью согласиться с  высказываниями о том, что нормы гражданского права в регулировании земельных отношений носят общий характер. Если и можно говорить об общем характере норм гражданского права в этой области то только в том смысле что они регулируют земельные отношения наряду со всеми другими отношениями как отношения,  возникающие по поводу объектов гражданских прав безотносительно к тому, какие специфические свойства имеет тот или иной объект. Только в этом выражается общий характер норм гражданского права. В случае регулирования земельных отношений, в которых земля проявляет себя как природный объект, нормы гражданского права приостанавливают регулирование таких отношений часто путем отсылки к земельному законодательству.

      Владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается, осуществляется собственниками свободно. Это – вещно-правовой аспект. Но поскольку оборот касается земли как природного объекта, то он может осуществляться только по принципу рациональности и природоохранительного использования.

      В доказательство вышесказанному отметим, что статьи главы 17 ГК РБ содержат отсылочные нормы, т.е. ГК прямо предусматривает, что при регулировании определенной группы земельных правоотношений подлежат применению именно нормы земельного законодательства:

      Земельные участки могут находиться в собственности в соответствии с земельным законодательством. [4, п.1 ст. 262]

      Земельным законодательством определяются земли  сельскохозяйственного или иного  назначения, использование которых  для других целей не допускается  или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. [4, п.5 ст. 262]

      При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом  земельном участке, к другому  лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, если иное не установлено земельным законодательством. [4, ч.1 п.2 ст. 265]

      Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

      Такая баланкетность многих норм еще раз  подтверждает, что гражданское право  регулирует вещные отношения не учитывая особенности объекта вещного права.

      Однако, применительно к нормам гражданского права, регулирующим земельные отношения, в которых земля выступает  как природный объект, полагаем можно  говорить не об общем характере этих норм, а скорее об их первичной природе.

      Таким образом, и гражданское, и земельное  право в регулировании рассматриваемой  группы отношений имеют свой предмет  ведения, как и в предыдущем случае.

      Рассматривая  отношения связанные с оборотом земли, целесообразно, на наш взгляд, разграничить вышеуказанные отношения на основании критерия вида собственности на землю.

      Если  земельный участок не приватизирован, оборот земли осуществляется в административном порядке, в ином случае оборот регулируется нормами гражданского и земельного права. [34, с. 37]

      Вышеуказанную группу земельных отношений гражданское  и земельное право регулируют также по принципу разграничения  предмета ведения. Однако здесь следует  отметить следующее: статья 1150 ГК РБ предусматривает, что нормы  Кодекса в части, касающейся сделок с земельными участками, применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством. Т.е. толкуя буквально вышеуказанную статью можно говорить о том, что ГК в случае регулирования оборота земли отдает приоритет нормам земельного права

      Касаясь соотношения норм гражданского и  земельного права в регулировании  обязательственных отношений также  можно сказать о совместном регулировании  этими отраслями земельных отношений. Особенности земли как природного объекта, как и критерий вида собственности на землю приобретают в вышеуказанных отношениях существенное значение, как и в случае с оборотом земли.

      Отметим, что некоторые обязательственные  отношения в настоящее время  регулируются исключительно нормами  земельного права (доверительное управление имуществом, рента).

      Четвертую группу отношений полагаем, возможно назвать собственно земельными отношениями. Это отношение по предоставлению и изъятию земель, ведению земельного кадастра и осуществлению земельного контроля, использованию и охране земель. Например, статья 271 ГК РБ «Изъятие земельного участка у собственника (владельца, пользователя)» предусматривает следующее:

      Земельный участок может быть изъят у  собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотренных  земельным законодательством.

      Вопрос, касающийся случаев и порядка  изъятия земельных участков полностью  находится в ведении земельного права (см. главу 7, статьи 52, 53, 68 Кодекса  о земле от 04.01.1999 N 226-З, Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 N 58).

      Как видим, эта группа отношений гражданским правом вообще не регулируется. 

      Полагаем, рассмотрение особенностей правового  регулирования отдельно каждой из групп  земельных правоотношений позволило  нам более детально изучить и  исследовать вопрос определения  границ регулирования земельных правоотношений гражданским и земельным правом. 
 

Информация о работе Гражданское право и его место в системе отраслей права