Право собственности: понятие, ограничение, способы защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:25, дипломная работа

Описание работы

Существует ошибочное представление, будто правовая регламентация может быть построена произвольно, по усмотрению законодателя. Это не совсем так. Право основано на объективных закономерностях, нарушение которых рано или поздно повлечет за собой ответственность. Особенность этих закономерностей заключается лишь в том, что их игнорирование часто сказывается не сразу. Те же последствия влечет за собой нарушение принципа системности законодательства, который тоже есть выражение объективного начала в праве. Закономерности в праве нельзя смешивать со способами их выражения, которые в нормах могут варьироваться

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ПОНЯТИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
8
1.1. Понятие и происхождение права собственности
8
1.2. Право собственности в системе вещных прав
17
1.3. Формы собственности и их соотношение
29
1.4. Переход права собственности и передача вещи
35

ГЛАВА II. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
42
2.1. Понятие и виды ограничения права
42
2.2. Права на чужие вещи
51

ГЛАВА Ш. ВЕЩНО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
63
3.1. Виндикационный иск
63
3.2. Негаторный иск
76
3.3. Иск о признании права собственности
79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
87

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
97

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2014 по собственности смирнов.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Полнота собственности означает, что ее содержание, в отличие от других вещных прав, не может быть исчерпанным перечислением возможных правомочий. Полнота также вводит презумпцию всех правомочий в лице собственника. Эластичность собственности означает восстановление права собственности в полном объеме после отпадения любых ограничений собственности (залога, ареста и др.).

Здесь проявляется верховенство собственности перед любым другим правом, неспособность какого бы то ни было права поглотить право собственности окончательно и навсегда.

Можно также указать на бессрочность собственности, отличающую это право от большинства других. Бессрочность, конечно, никак не связана с вещами, а отражает именно качества лица. Внешним признаком свободы лица является отсутствие преград и во времени и в пространстве. Поэтому и воплощенная в вещи свобода лица, т.е. собственность, действует без границ во времени и в пространстве. Ограничением бессрочности нельзя считать ни истечение исковой давности, ни завладение по давности, поскольку эти сроки текут после оставления вещи собственником, а сам срок права собственности никак не может быть ограничен26.

Весьма характерным для всех вещных прав качеством является то, что в отличие от обязательственных вещными правами признаются только те, которые прямо признаны законом (замкнутый круг вещных прав).

Вещные права имеют абсолютное действие, т.е. известным образом ограничивают всех прочих лиц. Поэтому они не могут быть установлены по соглашению двух, трех или иного определенного числа лиц. Лишь все общество в целом, выступая, как законодатель, может создавать ограничения для себя. Следовательно, вещное право как особый вид прав может с формальной точки зрения устанавливаться лишь законом27.

Понимание автором собственности позволяет считать вещью все, что не является лицом (собственником) или все, что способно к обороту (что при достаточном развитии оборота одно и то же). Но даже такое предельно широкое понимание вещи кладет пределы возможной экспансии вещных прав. Например, результаты творчества не могут быть, с одной стороны, отделены от личности творца, а с другой - (отчасти и поэтому) окончательно отчуждены, т.е. не способны к обороту в его обычном виде.

Отсюда возникает проблема «интеллектуальной собственности», не имеющая удовлетворительного решения в рамках вещных прав.

Свое содержание собственность приобретает за пределами права, (из свойств лица и потребностей оборота), по соображениям правопорядка собственность, так или иначе, ограничивается.

Всякие ограничения права собственности неизбежно порождают весьма острые коллизии. Не может быть ограничений без нежелательных последствий в принципе, ибо ограничение собственности – это ограничение свободы, автономии, самодеятельности лица, которые сами по себе – единственный источник благосостояния человека.

Поэтому проблема ограничений собственности – это проблема выбора наименее худшего, выбора из двух зол. Обоснованием ограничения не может быть простое указание или противоречие права собственности иному праву или интересу. Такое противоречие можно обнаружить всегда. Обычно собственность, как частное право, ограничивают именно из публичных интересов, который более важен чисто количественно, как сумма частных.

В принципе возможны несколько способов ограничения права собственности: технический, общегосударственный, экономический. В нашем недавнем прошлом все три способа ограничения собственности имели самое широкое распространение.

Сегодня проблема состоит в овладении исключительно техническими способами ограничения собственности. Основные сферы здесь – земельная собственность, производство, жилищная сфера, т.е. по существу все важнейшие отношения28.

В п.1 ст.209 ГК РФ29 правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.). Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение).

Владение – это непосредственное фактическое удержание вещи физическим либо юридическим лицом, т.е. обладание вещью30. Гегель писал, что через владение вещь получает предикат «моя». «Вступление во владение вещью делает ее материю моей собственностью, так как материя для себя не принадлежит себе»31. Оно необходимо для его использования и распоряжения в соответствии с назначением. В непосредственном отношении к вещи может находиться как собственник, так и не собственник. Не собственник может владеть имуществом как по праву, производному от права собственности (по договору хранения, найма жилого помещения), так и независимо от права на владение, даже с нарушением права собственности (при хищении имущества, либо истечении срока договора аренды).

Владение по общему правилу есть фактическое господство лица над вещью, соединенное с волей лица иметь вещь вполне для себя. Воля лица иметь вещь вполне для себя бывает только у собственника и так называемых добросовестного и недобросовестного владельцев.

Является ли владение фактом или правом? При решении этого вопроса нельзя исходить из правомерности или неправомерности владения, поскольку закон защищает всякого владельца. В связи с этим нельзя приписывать владению, как таковому, характеристику, свойство или функцию права. То право, которое защищается против насилия и произвола в отношении владельцев есть не владение, а общественный порядок, предполагаемая собственность. «Владение не есть само по себе право, но так ко его нарушение содержит в себе или может содержать нарушение права, то владельцу дается защита для охраны фактического положения»32. Владение можно рассматривать не только как один из элементов триады права  собственности (наряду с пользованием и распоряжением), но и отдельно от права собственности. В этом случае право отдельного владения представляет собой право, основанное на законе или договоре (законное владение) либо факт, не имеющий законного основания, или противоречащий действующему законодательству (незаконное владение). Незаконное владение подразделяется на добросовестное и недобросовестное. Осуществление правомочия владения, не основанного на праве собственности, возможно при наличии прав на чужое имущество. Оно вызывает соответствующие ограничения правомочий собственника в отношении принадлежащего ему имущества.

Право пользования, вторая и самая существенная составная часть права собственности, заключается в употреблении вещи для удовлетворения каких-либо потребностей, в праве использовать ее полезные свойства по своему усмотрению, извлекать из нее доходы. Неважно, сама ли вещь непосредственно служит для удовлетворения потребностей, или она дает произведения, которые служат для этой цели, употребление вещи будет осуществлением права пользования. Равным образом будет ли собственник непосредственно употреблять произведение вещи для удовлетворения своих потребностей, или он распорядится произведениями иначе, в силу своего права собственности на них, все-таки относительно вещи, дающей произведения, это будет правом пользования. Но только те способы удовлетворения потребностей вещью, которые не соединяются с ее уничтожением, входят в состав права пользования, так как уничтожение вещи составляет содержание права распоряжения33.

Право пользования, как и право владения, может выступать как составной элемент содержания права собственности (наряду с владением и распоряжением), так и в виде права, отдельного от права собственности, Право отдельного пользования возникает по двум основаниям: по воле собственника и на основании закона. По воле собственника право отдельного пользования в соответствии с договором, либо без такового может быть полным и неполным, в зависимости от объема получаемых доходов от пользования имуществом. Право участия в пользовании и выгодах чужого имущества может быть установлено законом в пользу всех без исключения людей (право участия общего), либо некоторых известных собственнику частных лиц (право участия частного).

Право распоряжения заключается в праве прекращения и разъединения права собственности, разъединения навсегда или на известное время. По праву распоряжения собственник может уничтожить вещь, подвергнуть ее отчуждению, заключить относительно нее ту или другую сделку и т.д. Право распоряжения составляет, как бы венец права собственности: в распоряжении представляется наибольшее напряжение права собственности – напряжение, которое может стоить жизни самому праву собственности, и конечно, право, предоставляющее лицу возможность уничтожить вещь, сильнее того права, по которому лицо может лишь подчинить вещь своему фактическому господству. Как автор уже сказал, тот способ пользования вещью, который предполагает ее уничтожение, относится к праву распоряжения. Однако, если сама вещь не уничтожается, а только от употребления изменяется ее вид, то нет здесь распоряжения относительно вещи, а есть пользование.

Здесь довольно трудно провести определенную границу между случаями, где проявляется право пользования, и случаями, где проявляется право распоряжения.

Попытка определить эту границу таким образом: если есть возможность обратить вещь к прежнему виду, то в употреблении вещи проявляется только право пользования, если же нет, и вещь безвозвратно перешла в другой разряд, то проявляется право распоряжения.

В практическом отношении иногда очень важно определить, какое именно право проявляется в данном случае – право ли пользования или право распоряжения; в особенности это важно в ограничениях, допускаемых или определяемых для права собственности. Например, у должника описано имущество, но, по снисхождению, кредитор предоставляет должнику или его родственникам пользоваться имуществом, не предоставляя при этом распоряжения: если должник будет пользоваться имуществом так, что оно не изменит своего вида, по крайней мере, невозвратно, то должник не выйдет из своего права; но если он будет распоряжаться вещью, то тем самым нарушит право верителя и подвергнется ответственности34.

Право распоряжения также может существовать вне права собственности. Это возможно как по воле собственника путем предоставления доверенности на совершение сделок по распоряжению имуществом третьими лицами, так и по закону. Закон предусматривает право опекунам и попечителям на распоряжение имуществом, принадлежащего опекаемым собственникам. Имущество, обремененное залогом, либо принадлежащее предприятию, признанному арбитражным судом банкротом также ограничивает право собственника на его распоряжение. В этом случае залогодержатель, либо кредитор по решению суда вправе распоряжаться имуществом собственника.

Таким образом, собственник осуществляет свои правомочия:

    • собственной властью;
    • по собственному усмотрению;
    • в собственном интересе;
    • независимо от других лиц.

Он связан и подчиняется только закону.

Проблема триады имеет чрезвычайно большое значение. Многие ученые ищут в ней смысл собственности. Часто цитируется и высказывание А.В. Венедиктова: «традиционный перечень правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению его имуществом представляет выражение того общего, что свойственно праву собственности ... во всех формациях»35.

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. Теоретические попытки дополнить эту «триаду» другими правомочиями, например правомочием управления, оказались безуспешными. При более тщательном рассмотрении такие «правомочия» оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.

М.М. Сперанский, давая определению права собственности как триаде правомочий владения, пользования и распоряжения вещью, понимал, что триадой не исчерпывается содержание права собственности. От права собственности может быть отделено и владение и пользование и распоряжение, но право собственности остается36.

Объем права собственности всегда остается неизменным в границах, установленных законом. Неполным может быть лишь осуществление права собственности, но не само право собственности. Осуществление права собственности может быть неполным вследствие наложенных на него ограничений, при устранении которых осуществление права собственности становится возможным в полном объеме.

У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия.

Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе «триада» правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

Возможны и ограничения (пределы) осуществления права собственности, предусмотренные законом или договором. Так, права приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивением (ст.601 ГК) исключают для него возможность отчуждать или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты). Это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательства из-за серьезного нарушения обязанностей плательщиком ренты (ст.604, 605 ГК). В такой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог вещи, но по общему правилу лишенный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержателя (п.2 ст.346 ГК).

Информация о работе Право собственности: понятие, ограничение, способы защиты