Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:25, дипломная работа
Существует ошибочное представление, будто правовая регламентация может быть построена произвольно, по усмотрению законодателя. Это не совсем так. Право основано на объективных закономерностях, нарушение которых рано или поздно повлечет за собой ответственность. Особенность этих закономерностей заключается лишь в том, что их игнорирование часто сказывается не сразу. Те же последствия влечет за собой нарушение принципа системности законодательства, который тоже есть выражение объективного начала в праве. Закономерности в праве нельзя смешивать со способами их выражения, которые в нормах могут варьироваться
Введение
3
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ПОНЯТИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
8
1.1. Понятие и происхождение права собственности
8
1.2. Право собственности в системе вещных прав
17
1.3. Формы собственности и их соотношение
29
1.4. Переход права собственности и передача вещи
35
ГЛАВА II. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
42
2.1. Понятие и виды ограничения права
42
2.2. Права на чужие вещи
51
ГЛАВА Ш. ВЕЩНО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
63
3.1. Виндикационный иск
63
3.2. Негаторный иск
76
3.3. Иск о признании права собственности
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
97
Среди прав на вещи раньше всех оформилось владение, сначала оно возникло в отношении земли. Право владения исторически предшествовало праву собственности как его пролог. Юристы-классики понимали и владение, и собственность как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо участия. Владение есть, прежде всего, реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Это господство распространяется целиком на всю вещь в совокупности всех ее свойств и отношений. По учению классических римских юристов, намерение владельца осуществлять над вещью фактическое господство подобно собственнику отличает юридическое владение от «естественного» держания. В римской доктрине только юридическому владению предоставлялась владельческая защита с помощью интердиктов. В этом заключалось социальное значение различия владения и держания.
Право собственности в Риме (главным образом на землю) принадлежало сначала римскому народу, а затем, в виде права частной собственности, - римским гражданам8.
Безраздельность и неограниченность пользования государственной (общинной) землей отдельными родами превратились в полное правовое господство фактических владельцев сначала над рабами и другими движимыми вещами, а затем над землей и другой недвижимостью. Созданный преторами правовой институт владения предоставил владельцу правовое основание на пользование государственной землей и правовую защиту от посягательств. Появилось представление о некоей юридической связи лица с вещью как признак права собственности. Через некоторое время преторской практикой право частной собственности на землю было передано фактическим владельцам. Таким образом, к концу 2 века частное владение постепенно превратилось в частную собственность на землю.
Древнейшей в Риме была квиритская собственность. Она основывалась на нормах цивильного (квиритского) права, ее субъектами могли быть только полноправные римские граждане. Исключение составляли неримские граждане (латины и перегрины), наделенные правом участия в гражданском обороте римлян. Право квиритской собственности было недоступно для перегринов и не распространялось на провинциальные земли. Кроме правоспособности лица требовалась способность вещи быть объектом гражданского оборота. В классический период понятием «вещи» охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов, но также юридические отношения и права. Самым старым и самым главным было деление вещей на res mansipi и res nes mansipi.
К числу res mansipi относились вещи, которые еще ко времени Законов 12 таблиц рассматривались как наиболее ценные в римском земельном хозяйстве: земли вокруг Рима, затем все италийские земли, построенные на них дома, рабы, тягловые животные, а также сельские предиальные (земельные) институты. В число res nes mansipi входили остальные вещи и вещные права: в частности, провинциальные земли, все движимые вещи, мелкий скот и другие.
Различия между ними заключалось в законном порядке их отчуждения.
Юридическое положение res mansipisi характеризовалось более сложным порядком перенесения права собственности на эти вещи. Для отчуждения вещей, принадлежащих к категории res nes mansipi, была Достаточна простая передача вещи, в то время как для res mansipi требовалось совершение формальных сложных процедур mansipatio или in jure cessio (мнимый судебный процесс). Возможно, это было продиктовано заботой о сохранении крепкого крестьянского хозяйства и в какой-то степени представляло собой пережиток прежнего контроля римской общины за передачей общинной собственности9. Однако в сохранившихся источниках познания римского права нет надежных данных для суждения о происхождении этого деления.
В науке гражданского права на сегодня не существует определения понятия права собственности, которое бы в полной мере отражало сущность данной правовой категории. На протяжении многовековой истории человечества юристами различных поколений было дано великое множество определений права собственности. Как точно подмечено «эта категория исторически конкретна – каждая юридическая традиция, каждая правовая культура наполняет своим содержанием отвлеченное понятие собственности»10.
В связи с этим представляется целесообразным выделить важнейшие этапы становления и развития категории «право собственности». Это позволит выйти на определение данной категории в новых конкретных условиях.
Изначально право собственности выступало как коллективное право рода, племени на природные объекты, орудия труда и вещи, созданные людьми в процессе совместной деятельности. Разделение труда на земледелие и скотоводство, появление ремесел и торговли способствовали росту производительности труда и развитию отношений собственности. Ф. Энгельс справедливо отмечал, что «различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, то есть каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продукту труда»11. Развитие земледелия способствовало выделению из родоплеменной семейной собственности.
По мнению большинства историков, появление института права частной собственности связано с периодом республики в Риме. По мнению И.С. Перетерского «генезис римских учений о собственности следует искать в отношениях рабовладения. Если учение о собственности занимает центральное место в любой правовой системе, то в центре римского учения о собственности находится собственность на раба, так же как в центре феодальной собственности находится собственность на землю (и вообще права на землю), а в центре буржуазной собственности – частная собственность на средства производства»12. Римская правовая школа не дала точного определения права собственности, вместе с тем она разработала широкий спектр правомочий частного собственника, который нашел применение в современной цивилистике. Собственнику принадлежало прав о пользования вещью, право извлечения плодов, доходов, право распоряжения, право владеть вещью, право истребовать вещь из рук каждого ее фактического обладателя. По мнению римских юристов, частный собственник вправе делать со своей вещью все, что ему прямо не запрещено.
В период феодализма в качестве основного объекта права собственности выступала земля. В условиях авторитарных политических режимов того периода институт собственности не получил существенного развития. Академик А.В. Венедиктов писал, «что в течение ряда столетий феодальное право обходилось без специального термина, обозначающего право собственности»13. В наиболее развитой в правовом отношении Германии соответствующая терминология «eigentum» - «собственность» появилась лишь в 13-14 вв.
Согласно Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года собственность представляет собой «естественное» и «неотчуждаемое» право14. Конституционный совет Франции трактует понятие «собственность» не как благо или право, регулирующее пользование им, а как определенный тип экономической организации общества. Такой подход имел место в ст.18 Жирондистской декларации, согласно которой «право собственности состоит в том, что каждый человек является хозяином, могущим распоряжаться по своему усмотрению своим имуществом, своим капиталом и своими доходами и своим производством». Как известно производство не является ни имуществом, ни правом, оно представляет собой хозяйственную деятельность. Если понимать собственность по ст.2 Декларации как право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом, то оно не является неотчуждаемым и естественным. Право собственности нельзя считать неотчуждаемым, оно может переходить от одного субъекта к другому посредством продажи, приватизации, национализации, конфискации и других юридических фактов. Право собственности на определенные объекты не является естественным как свобода и равенство, поскольку оно не дается от природы, а «приобретается, передается (между живыми людьми и вследствие смерти), следовательно, оно утрачивается, размывается или преобразуется», - считает Франсуа Люшер15. Таким образом, ст. 2 Декларации 2 закрепляет не право собственности как естественное и не отчуждаемое субъективное право, а право на собственность, как и право на свободу и на безопасность.
В России термины «собственность» и «право собственности» появились лишь в 18 веке. Термин «собственность» появился при Екатерине «в ее Наказе генерал-прокурору 1767 года», термин «право собственности» - в ее же манифесте 1782 года. Отсутствие ранее специального понятия, не означало отсутствия самого института права собственности. Сергеевич В.И. писал: «Самое слово собственность в древнее время не было известно. Вместо него употреблялись описательные выражения: моя, твоя земля, моя купля, купил в прок, в дернь»16. Герцен А.И., обращая внимание на особенности представления русских о праве и законности, писал: «Самое отсутствие точных установленных юридических понятий, неопределенность прав тем более не позволяли утвердиться идеям собственности, принять четкую форму. Русский народ жил только общинной жизнью, свои права и обязанности он понимает лишь по отношению к общине. Вне ее он не признает обязанностей и видит только насилие. Подчиняясь ему, он подчиняется лишь силе: вопиющая несправедливость одной части законов вызвала в нем презрение к другой»17. К феодальному обществу вполне применимо известное положение К. Маркса: «ни о каком производстве, а стало быть, ни о каком обществе, не может быть и речи там, где не существует никакой формы собственности»18. Главная особенность феодального права заключается в теории разделенной собственности. Появление, этой теории было обусловлено необходимостью развести интересы различных управомоченных субъектов в отношении земельных участков.
В отличие от классического римского права с четким разделением права собственности и права на чужую вещь в феодальном обществе имели место различные формы связанной, обремененной собственности. Управомоченное лицо имело возможность лишь ограниченного пользования вещью в определенных пределах. Эти пределы были обусловлены необходимостью недопущения вмешательства в права другого носителя тоже связанной и ограниченной собственности на ту же вещь19.
В Русской Правде нашло отражение укрепление феодальной собственности на землю. В Судебнике 1497 года есть некоторые постановления относительно обязанностей в отношении чужого имущества. По Соборному Уложению 1649 года право собственности бывает или полное, на вотчины или неполное, на поместья. Вотчинное право охватывает право заклада, продажи, отдачи в приданное, на прожиток и в наследство. Относительно права распоряжения имуществом на случай смерти имения разделялись на купленные, и на родовые и выслуженные вотчины.
В условиях современной России с принятием нового Гражданского кодекса получили закрепление такие вещные права как право хозяйственного ведения и право оперативного управления в отношении государственного и муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями. Правомочия собственника в отношении передаваемого им имущества четко обозначены Гражданским кодексом РФ (ст.295, 296) . Вне этих пределов собственник не вправе вмешиваться в деятельность титульного владельца. В свою очередь, титульный владелец также имеет специальную правоспособность, обусловленную интересами собственника. В пределах этой специальной правоспособности титульный владелец может свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Получается, что здесь пучок правомочий разделяется между собственником и титульным владельцем, мы имеем как бы двух собственников. Один (официально признанный) является обладателем определенного имущества, другой (фактический) – обеспечивает его наиболее эффективное использование в сфере производства и обращения товаров в интересах первого и собственных интересах. Таким образом, наблюдается тенденция «расщепления» права собственности на один и тот же объект20.
Совершенствование общественного производства привело к уменьшению роли индивидуальной собственности и появлению так называемой «коллективной» собственности в виде собственности юридических лиц различных организационно-правовых форм, выступающих в качестве самостоятельных субъектов этого права.
Широкое распространение в настоящее время получили акционерные общества и товарищества. К наиболее развитым по степени обобществления производства формам «коллективной» собственности можно отнести государственную и муниципальную собственность. В условиях общественного разделения труда субъективное право собственности уже не может служить исключительно собственнику. Право собственности должно обеспечивать интересы не только собственника, но и общества в целом21.
Развитие субъективного права собственности от неограниченного, абсолютного к праву ограниченному породило потребность в теоретических исследованиях и поисках новых конструкций права собственности. Наибольшее распространение получила концепция собственности как социальной функции. Теоретики цивилистской мысли западноевропейских государств, склонны считать, что современное субъективное право собственности все в большей мере подчиняется «социальной функции».
Социальная функция права собственности обеспечивается ограничениями правомочий собственника социальными интересами.
Современное понимание содержания права собственности нельзя уже представить как исключительную совокупность правомочий собственника, предусмотренных законодательством. При реализации своих правомочий собственник обязан учитывать не только собственный интерес, но и руководствоваться интересами общества в целом. Принцип социального ограничения права собственности предполагает наличие у собственника определенных обязанностей. Собственность по своей сущности является социально связанной; такая связанность относится к внутренней структуре этого основного права22. Социальная связанность или обусловленность собственности вызвана необходимостью, например, архитектурно-строительного планирования, обеспечения охраны окружающей природной среды в сфере земельной собственности, регулирующей ролью государства в сфере экономики, обеспечения безопасности государства, развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности на товарных рынках и т.п.
1.2. Право собственности в системе вещных прав
Право собственности является наиболее полным вещным правом. Согласно своему назначению право собственности дает над вещью всю полноту власти, совместимую с законом, природой и правом. Его исключительность означает, что никакое иное лицо не может иметь на ту же вещь того же права – права собственности. Собственник всегда исключает всех других от собственности на данную вещь23.
Вещь принадлежит собственнику даже в том случае, если она оказалась в чужом владении и пользовании. За собственником даже в этом случае остается вся полнота этой собственности. Здесь просматривается какая-то невидимая юридическая связь между вещью и субъектом права. Право собственности не прекращается, даже если собственник отказался от своего имущества (ст. 236 ГК РФ) до тех пор, пока оно не перешло в собственность другому лицу вследствие приобретательской давности (ст.234 ГК РФ), либо по другим основаниям24. Исключительность характеризует самую суть собственности.
Абсолютный характер права собственности означает, что это право защищается в отношении всех иных лиц, которые должны воздерживаться от любых нарушений этого права. Если говорить о собственности, то под абсолютностью следует понимать признание всеми иными лицами данного лица в качестве собственника и соответственно возможность предъявления к каждому такого требования. В этом понимании собственность очень близко соприкасается с некоторыми неимущественными правами, наибольшая ценность которых состоит именно во всеобщем их признании (авторство и т.п.). На этой почве возникла концепция так называемой интеллектуальной собственности. Полнота господства собственника над вещью означает возможность совершать с вещью любые действия. Полнота в наибольшей степени отражает свободу собственности, как и свободу собственника25.
Информация о работе Право собственности: понятие, ограничение, способы защиты