Эмансипация в гражданском праве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2010 в 04:59, Не определен

Описание работы

Введение 3
1.История становления института эмансипации 6
1.1 Эмансипация в римском праве 6
1.2 Эмансипация в странах Западной Европы 9
2. Институт эмансипации в Гражданском кодексе РК 12
2.1 Общие положения 12
2.2 Специфика эмансипации в Казахстане 14
3. Правовые последствия эмансипации 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

эмансипация.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

     Такое положение  завершилось принятием  постановления, в котором патерфамилиас  сохраняет лишь право собственности  лишь на то состоящее в обладании  детей имущество, которое либо приобретено  на средства отца, либо получено от третьих  лиц, желающих создать  известную выгоду для  патерфамилиас, а также на имущество, которое отец передавал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ними и подвластными детьми. Все остальные  имущества, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входившими в состав этого имущества обязанностями [2, c.102].

     Отцовская власть была пожизненной и нормально  прекращалась в следующих случаях:

     1. смертью домовладыки (лица, состоящие  под властью не непосредственно,  например, внуки при живом отце, со смертью домовладыки поступают  под власть того, кто стоял  между домовладыкой  и подвластным; в данном случае под властью отца),

     2. смертью подвластного (достижение  совершеннолетия не прекращало  отцовской власти),

     3.   утратой свободы или гражданства  домовладыки или подвластным,

     4. лишением домовладыки прав отцовской  власти  (за то, что он оставил подвластного  без помощи и т.п.),

     5.  приобретением подвластным некоторых  почетных званий: сыном -flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), консулаили епископа,  дочерью – звания весталки [3, c.43].

     Но  патерфамилиас мог сам положить конец своей власти над сыном или над дочерью путем tmancipatio, т.е. освобождением подвластного из-под власти  по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.

     Формой  эмансипации служило использование  правила Законов XII  таблиц " если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца [4, c.48]". Таким образом, патерфамилиас трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался по власть  патерфамилиас, после третьего раза он становился persona sui iuris. Эта процедура могла применяться также к дочерям и потомкам последующей степени (внуки, правнуки), находившимся  in potestate, для которых было достаточно одной "продажи" с последующей  manumission [5, c.128].

     В праве юстиниановского времени  эмансипация совершалась:

     1. получением императорского рескрипта,  заносившегося в протокол суда,

     2. заявлением домовладыки, также  заносившимся в протокол суда,

     3. фактическим предоставлением в  течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

     После эмансипации отец сохранял право  на пользование половиной имущества  сына.

     Также следует отметить, что в римском  частном праве была предусмотрена  возможность и  отмены эмансипации. Эмансипация могла быть прекращена ввиду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид.

     Таким образом, с помощью института  эмансипации в римском частном  праве дети и внуки освобождались  из-под власти патерфамилиас (главы семьи). Их с помощью применения норм института эмансипации отпускали  на волю, наделяя всеми признаками правоспособности. 

1.2 Эмансипация в  странах Западной  Европы 

      В Западной Европе кризис, последовавший  за крушением саббатианского движения, подготовил почву для возникновения еврейского Просвещения ("Гаскала"), которое все дальше уходило от национально- религиозных традиций еврейства по мере того, как евреи добивались все большего равноправия ("эмансипации"). В конце ХМШ века Великая Французская революция впервые предоставила евреям равные права с другими гражданами национального государства. Но несмотря на все усилия евреев Западной Европы найти свое место в обществе и культуре стран, в которых они жили, вплоть до готовности полностью ассимилироваться и принять христианство, - это общество принимало их с большой неохотой, а зачастую отталкивало. Возникает новый антисемитизм, отличающийся от религиозных преследований средневековья, хотя и связанный с ними преемственной связью. Новые антисемиты видят в евреях "раковую болезнь", разъедающую изнутри европейские страны. Реакцией западноевропейского еврейства на эти социальные и идеологические процессы стало новое политическое движение, предложившее свое решение проблем европейского еврейства: возвращение евреев в ту единственную страну, где они будут дома, где они смогут, наконец, "стать как все народы" [6, c.34].

      Ради  эмансипации евреи Западной Европы готовы поступиться своей национальной самобытностью, вплоть до полного усвоения культуры общества, в котором они живут (такова тенденция еврейского Просвещения - Гаскалы). Они готовы изменить содержание молитв и традиционный порядок синагогальной службы, приблизив ее к христианскому церковному обряду; они готовы внести "реформы" в самые основы еврейской религии - отсюда название этого течения: "реформизм". В конечном итоге эта тенденция ведет к принятию христианства: этот акт служит как бы "пропуском" в европейское общество. Но это уже крайность: в основном евреи придерживаются принципа, который еврейский просветитель Йегуда Лейб Гордон, живший в России в XIX веке, сформулировал так: "Будь евреем в своем шатре и человеком на улице".

      Однако  подъем национальных движений, последовавший  за Великой Французской революцией, поставил "либеральных" и "просвещенных" евреев перед трудной проблемой. Оказалось, что недостаточно быть "евреем дома и человеком на улице"; надо еще решить: каким человеком? Англичанином, французом, немцем, поляком, литовцем? Что, к примеру, должны отвечать французы "моисеева вероисповедания" на вопрос, кто им ближе: их сограждане-французы или их собратья по "моисееву вероисповеданию", имеющие английское подданство? Именно в такой формулировке Наполеон задал этот вопрос еврейскому Синедриону (Сангедрину) - конгрессу французских раввинов, собранному им во время войны с Англией. Возникла проблема "двойной лояльности" - для либерально-реформистского еврейства она интерпретировалась также как проблема личностной идентификации. Именно она - а не погромы и не крестовые походы - стала самой страшной опасностью для самого существования остатков западноевропейского еврейства. Она должна была привести его к медленному и постепенному исчезновению - если бы не препятствие извне: европейское общество отталкивало евреев, которые хотели теперь стать его частью.

      Очень скоро евреям Западной Европы стало  ясно, что именно падение старого  гетто, так же как сближение с  их братьями христианами увеличило  издавна существовавшее напряжение между горожанами- христианами и  чужаками-евреями, которые теперь использовали все свои преимущества - стойкость, терпение, способность быстро приспосабливаться к изменениям и находить новые нетрадиционные решения проблем, гибкость, аналитический склад ума, быстроту реакции, силу интеллекта - чтобы с необыкновенной быстротой занять ключевые позиции в новых сферах, открывшихся для них в ходе эмансипации (науке, искусстве, политике), в дополнение к торговле и финансам, которые издавна считались "еврейской" сферой. "Горячие точки" медленно тлеющего конфликта между евреями и христианами постепенно увеличивались; особенно это было заметно в больших западноевропейских городах, куда в XVIII и XIX веках начинает стекаться все больше евреев из стран Восточной Европы [7, c.24].

      То, что происходит с евреями в XIX веке, называют "демографическим чудом". За сто лет, несмотря на волну крещений (около 200.000), и на немалое количество смешанных браков, еврейское население Европы увеличивается с 2,5 до 7,5 миллионов. "Демографическое чудо" обостряет проблему, доводя ее до масштабов, сравнимых с тем, что произошло в христианской Испании. "Еврейский вопрос", который еще недавно, казалось, не выходил за рамки юридической проблематики - получат ли евреи равные гражданские права? - вновь, как в эпоху средневековья, стал социально-психологической проблемой: можно ли терпеть присутствие евреев в обществе? Новый антисемитизм был направлен против "еврейского характера" - в отличие от средневекового антисемитизма, отрицавшего еврейскую религию. Поэтому новый антисемитизм не ограничивается презрением к евреям, непризнанием их за людей, как это было в Средние века: он требует искоренить "еврейскую заразу" из христианского общества. Такова почва, на которой впоследствии произрастет такое поразительное явление, как участие поляков, украинцев, литовцев и отчасти французов в нацистском "окончательном решении еврейского вопроса" во время Второй мировой войны.

      Новый антисемитизм стал идеологией В Англии он был более "деликатным", во Франции  он был теснее связан с политикой, в Германии приобрел наукообразную  форму. Евреи Западной Европы видели это - и предпочитали не обращать внимания Они хотели верить в то, что это временное явление, что в ходе общественного прогресса современная культура преодолеет этот пережиток средневековья. Они не видели признаков надвигающейся катастрофы Некоторые из тех, кто задумывался о будущем, возлагали надежды на радикальное решение проблемы путем социалистической революции. Они были уверены, что как только им удастся переделать общество, проблема национальных меньшинств решится сама собой, а тогда избавление придет и к еврейскому народу. Революционными настроениями была охвачена весьма небольшая часть западного еврейства; но и это, разумеется, добавляло красок к тому портрету еврея, который рисовали антисемиты: вдобавок ко всему евреи оказывались бунтовщиками, угрожавшими законности и порядку.

      Иную  реакцию встретил антисемитизм в  немногочисленной группе евреев, которые  с его появлением почувствовали  себя "по ту сторону ассимиляции". Это были выходцы из богатых и  уважаемых еврейских семей, которые на протяжении нескольких поколений вросли корнями в европейскую культуру и постепенно утратили всякую связь с еврейством. Разочарованные в западном либерализме, который весьма вяло реагировал на растущую волну антисемитизма, эти люди стали заново искать свою национальную сущность.

      В этих кругах в конце XIX века рождается  идея "политического сионизма" как единственно возможного решения "еврейского вопроса"; причем эта  идея пока еще очень слабо связана  с религиозными корнями еврейской  традиции. "Политический сионизм" предлагает, в качестве альтернативы реформистскому еврейству, находящемуся в состоянии безболезненной агонии и отталкиваемому европейским обществом, национальное самоопределение и свободу в Стране Израиля, на исторической родине еврейского народа, где он наконец-то сможет "нормализовать" свою жизнь и "стать как все народы". В этом была принципиальная разница между "политическим сионизмом" и движением "Хибат-Цион", движимое мечтой возродить Страну Израиля и построить там "идеальное общество" в духе Торы [7, c.23].

      Надо  сказать, что ни революционные идеи, ни "политический сионизм" не нашли  массовой поддержки среди евреев Западной Европы. Те, кто способен был  различить на фоне материального  благополучия признаки надвигающейся  опасности, искали свое будущее в Америке. Страна Израиля представлялась им отсталой во всех отношениях и не принималась в расчет как страна возможной эмиграции для людей европейской культуры. Но для евреев Восточной Европы, пока еще более тесно связанных с еврейской традицией, идеи "политического сионизма", значили очень много.

 

2. Институт эмансипации в Гражданском кодексе РК 

2.1 Общие положения 

     Эмансипация является новым основанием для признания  несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

     Гражданская дееспособность гражданина, т. е способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности в полном объеме, возникает по общему правилу с наступлением совершеннолетия, а именно  по достижении 18 лет.

     С наступлением совершеннолетия предусмотренные законом права во всей сфере гражданско-правовой жизнедеятельности гражданина (гражданская правоспособность) могут самостоятельно им  осуществляться в имущественных, трудовых, семейных и иных правоотношениях с физическими и юридическими лицами.

     Независимо  от возраста каждый гражданин обладает определенной законом правоспособностью, которая возникает в момент его  рождения и прекращается со смертью.

     По  казахстанскому гражданскому  законодательству (ст. 14 ГК РК) содержание правоспособности граждан объемно: они могут иметь на праве собственности имущество, в том числе иностранную валюту, как в пределах Республики Казахстан, так и за ее границами; наследовать и завещать имущество; свободно передвигаться по территории республики и выбирать место жительства; свободно покидать пределы республики и возвращаться на ее территорию; заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не запрещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах; иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности; требовать возмещения материального и морального вреда; иметь другие имущественные и личные права [8].

     Всеми этими правами гражданин  может  воспользоваться самостоятельно только при достижении им 18 лет. Однако это  не означает, что принадлежащие несовершеннолетнему права остаются лишь его потенциальной возможностью и при необходимости не могут быть приведены в действие в его интересах.

     В целях обеспечения защиты и реализации прав несовершеннолетних граждан закон  вводит институт их законных представителей, которыми являются их родители, усыновители или попечители, а также по мере формирования личности, ее способности совершать разумные действия, осознавать их значение и отвечать за последствия казахстанский законодатель снижает возрастной минимум, допуская ограниченную дееспособность, а в определенных случаях устанавливает их дееспособность в полном объеме.

Информация о работе Эмансипация в гражданском праве Республики Казахстан