Эмансипация в гражданском праве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2010 в 04:59, Не определен

Описание работы

Введение 3
1.История становления института эмансипации 6
1.1 Эмансипация в римском праве 6
1.2 Эмансипация в странах Западной Европы 9
2. Институт эмансипации в Гражданском кодексе РК 12
2.1 Общие положения 12
2.2 Специфика эмансипации в Казахстане 14
3. Правовые последствия эмансипации 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

эмансипация.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

 

Введение 

      Политические  и социально-экономические перемены в нашей стране в последние  годы коренным образом изменили роль человека в обществе. Человек, его  права и свободы признаны высшей ценностью. Именно с человеком, его  предприимчивостью и инициативой  связываются экономическое благополучие как страны, так и его самого. Провозглашенные Конституцией РК частная собственность, свобода предпринимательства создают реальную основу для созидательной деятельности человека, его самореализации.

      Общие конституционные положения, определяющие правовое положение граждан, нашли свою конкретизацию в отраслевых нормах права и в первую очередь в гражданском законодательстве, являющегося правовой основой рыночных экономических отношений.

      Определяя правовое положение гражданина как субъекта гражданских правоотношений, действующий ГК РК содержит целый ряд новых положений, ранее неизвестных не только советскому, но и русскому дореволюционному законодательству. Это, в частности относится к установленной возможности приобретения полной гражданской дееспособности гражданами, не достигших совершеннолетнего возраста. По общему правилу гражданская дееспособность, как и прежде, возникает с достижением гражданином восемнадцати лет. Однако при определенных условиях несовершеннолетний может приобрести полную гражданскую дееспособность по достижении шестнадцати лет. Подросток приобретает полную дееспособность не автоматически, а только по решению органа опеки и попечительства или суда об объявлении его эмансипированным.

      Возможность признания подростка полностью дееспособным (эмансипированным) обусловлена, полагаем, целым рядом причин. Учитывается более быстрое физиологическое созревание подростков (акселерация), стремление подростков казаться старше, прибрести определенную независимость от опекающих их родителей.

      С правовой точки зрения эмансипированный подросток приравнивается к совершеннолетнему  гражданину. В связи с эти возрастает его значимость как личности. Такой  подросток признается достигшим  такой социальной зрелости, которой  обладает взрослый гражданин. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности развития подростка, устраняются препятствия равного участия подростка в гражданских правоотношениях наряду со взрослыми.

      Одинаковое  со взрослыми правовое положение  эмансипированных подростков проявляется и в равной с ними ответственности за свои действия, что требует очень тщательного подхода к признанию подростков эмансипированными, поскольку не все они готовы взвалить на свои еще не окрепшие плечи вместе с самостоятельностью соответствующие ей обременения. В возникающих для несовершеннолетних, признанных эмансипированными, обременениях (в частности, самостоятельной гражданско-правовой ответственности) заложено препятствие, которое могут преодолеть лишь подготовленные для этого подростки. Это обстоятельство должно побуждать лиц, принимающих решение об эмансипации подростка, тщательно относиться к выяснению всех обстоятельств. Необходимо учитывать то обстоятельство, что подростковый возраст имеет такие функциональные особенности, как повышенная возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, быстрая утомляемость. Для подростков характерна двойственность поведения. Отстаивая перед взрослыми свою позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, подросток одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ожидает, что они обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Ошибка может быть чревата как для подростка, так и для других лиц, вступающих с ним в гражданские правоотношения. Значимость эмансипации для подростка заключается, таким образом, в том, что через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

      Отсутствие  жизненного опыта, умения вести дело, азарт, высокая степень подражательства - все это факторы риска не только для подростка, но и для окружающих. Нередко угроза общественным устоям исходит не столько от самонадеянности подростка, сколько от взрослых, стоящих за его спиной и прикрывающихся им в «прокручивании» кредитов, аренды, особенно во взаимоотношениях с государственным сектором, где возможностей «спрятать концы» в современной практике куда больше, чем в иной сфере предпринимательства. Более того, очевидны и криминологические последствия досрочного объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным.

      Эмансипация подростков имеет значение и для  общества. Признание за ним правового  положения, соответствующего его социальной зрелости, способствует более ранней созидательной реализации им своих сил и способностей. Трудовая деятельность подростка, являющаяся необходимым условием эмансипации, отвлекает его от компаний сверстников, ведущих неправильный, порой антисоциальный образ жизни.

      Лаконичность  ст. 22-1 ГК РК, предусматривающей эмансипацию, порождает множество вопросов теоретического и практического характера. В частности, отсутствует правовая регламентация процедуры объявления несовершеннолетнего эмансипированным органом опеки и попечительства. Отсутствуют рекомендации относительно тех требований, которым должен соответствовать подросток, желающий стать эмансипированным. Ничего не сказано о социальной зрелости такого подростка и относительно того, кто должен ее определять. Полагаться только на родителей в таком случае не всегда правильно. Для некоторых родителей эмансипация ребенка может быть выгодной.

      Сегодня эмансипация подростков не носит  массового характера. Такое положение  объясняется тем, что трудовая и  предпринимательская деятельность несовершеннолетних не стала обычным явлением казахстанской действительности. Определенная категория молодежи, в частности проживающая в детских домах, приютах и интернатах, безнадзорные и беспризорные дети, дети, проживающие в зонах военных и межнациональных конфликтов, подростки, содержащиеся за различные правонарушения в воспитательных колониях, в местах лишения свободы, реально воспользоваться имеющейся у них возможностью быть эмансипированными не смогут.

      Указанные обстоятельства, а также отсутствие полного теоретического исследования по проблеме эмансипации несовершеннолетних в Республике Казахстан обусловили выбор темы курсовой работы.

      В  курсовой работе исследуется правовая природа эмансипации, необходимые  для этого условия. Выясняется влияние  эмансипации на правовое положение подростка, как участника различного рода правовых отношений.

      Целью данной курсовой работы является исследование феномена эмансипации в аспекте  гражданско-правового положения  несовершеннолетних граждан.

      Исходя  из этого ставятся следующие задачи:

      - обобщение истории становления института эмансипации;

      - исследование правовой природы  эмансипации по гражданскому законодательству РК;

      - анализ правовых последствий  эмансипации несовершеннолетнего  гражданина в частно-правовых  и публично-правовых отношениях.

      Предметом исследования является изучение гражданско-правового  положения несовершеннолетних граждан  через призму их правосубъектности.  

 

1.История  становления института  эмансипации 

1.1 Эмансипация в римском праве 

     Эмансипация  (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти  ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане." [1, c.83]

     Институт  эмансипации возник в римском  праве как антипод манципации, т.е. обряду,  с помощь которого римские  граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена  она служила также процедурой, заменявшей завещание.

     Нормы института эмансипации в римском  частном праве следует рассматривать  в совокупности с нормами, которые  регулировали отношения между отцом  и детьми. В римском гражданском  праве дети всегда находятся под власть отца, in patria potestate, и для таких отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu  (брак, устанавливающий власть, мужа над женой)   или sine manu (брак, не порождающий власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий  вообще юридической связи меду мужем и женой).

     Отцовская власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи  с развитием рабовладельческих  хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

     В древнейшее время отцовская власть над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии  с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав  патерфамилиас (главы семьи) на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось  только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей.

     Императорский указ IV  в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium (убийство патерфамилиас). Согласно другого, более раннего (II в. н.э.) указа, власти могли принудить отца освободить сына от patria potestate. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem (вне порядка судопроизводства по частным делам)  с жалобами на патерфамилиас, а также право требовать алименты [2, c.137].

     В сфере имущественных отношений  подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени, но все права от таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершившихся ex persona domini) возникали для патерфамилиас. Обязанности же этих сделок для патерфамилиас не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для   actionts noxales (ноксальный иск, иск к домовладыке о компенсации ущерба, нанесенного подвластным или выдаче нарушителя головой) против патерфамилиас о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

     Одновременно  с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой стороны, осуществлялся и процесс постепенного признания  имущественной право – и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против  патерфамилиас такие же actiones adiecticiae gualitatis (иск "добавленного свойства") из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, а iure civili. 

     В тоже время, если пекулий, который нередко  выделялся подвластному сыну, продолжал  признаваться имуществом патерфамилиас, так называемый  peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не патерфамилиас, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа или Цезаря (точно не установлено) под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество сына, приобретенное им в связи с его военной службой. Сын не только свободно пользовался этим имуществом, но и распоряжался им, в частности завещал (с начала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако, в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом, без обременения отца обязательствами умершего сына. Эти правила действовали и в период империи, но в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, были перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных и церковных должностях.

     С признанием права наследования детей  после смерти матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны патерфамилиас и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом патерфамилиас на пожизненное пользование и управление им.

Информация о работе Эмансипация в гражданском праве Республики Казахстан