Эволюция бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:11, Не определен

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что мы не так много и знаем, говоря о значимых (достопамятных) событиях, оказавших влияние на становление и развитие учета в России. О его зарождение и эволюции на протяжении всей истории развития нашего государства и по сей день.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по бух.учету.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

     В учете допетровской Руси можно выделить четыре основных момента, препятствовавших развитию учетных знаний и  обусловивших проникновение  двойной записи в  Россию только в XVIII в.:

     1) догматизм мышления: из года в год учетчик-дьяк строго повторял и переписывал без всякого оттенка мысли или сознательного отношения то, что делали его предшественники, руководствуясь правилом: «ничего не претворять по своему замышлению»;

     2) низкий уровень  правосознания. Так, Новгородский архиепископ Геннадий (1484–1504) писал: «Люди у нас просты, не умеют по книгам говорить», отсюда вывод, что на суде «никаких речей не плодить», а «учинить его только для того, чтобы казнить, жечь и вешать»;

     3) низкий уровень  грамотности: «такова земля, господине: не можем найти, кто бы горазд был грамот», – говорил тот же Новгородский архиепископ Геннадий;

     4) низкий уровень  математических знаний. Так, в частности, в России применялись буквенные обозначения цифр, заимствованные из Византии, нельзя было пользоваться – латинскими или арабскими цифрами, чтобы «не сбиться с правого пути». Все это резко сокращало возможности эффективного ведения учета. (Только в XVIII в. появляются арабские цифры.) И, тем не менее, сложившаяся система учета оказала глубокое влияние на последующую эпоху.7 

     1.2. Влияние реформ  Петра I на развитие  учета в России

     Начало XVIII в. было ознаменовано великими реформами  Петра I. До него все были убеждены, что  Запад безнадежно отстал от нас, а Петр, из которого «природа готовила скорее хорошего плотника, чем великого государя»8,  объявил, что мы отстали от Запада. С основанием

     Санкт-Петербурга возникает радикальная задача: догнать  и перегнать экономически развитые страны. Только знаменательные события 1917 года, которые одни именуют Великой  Октябрьской социалистической революцией, а другие - большевистским переворотом, вновь продемонстрировали всему миру, что не мы отстали от Европы, а что она, в сущности, отстала от нас, так как у них еще был капитализм, а у нас уже возник социализм.

     В XVIII в. правительство Петра I решительно признало отсталость России и встало на путь всесторонней реформы, которая затронула многие стороны хозяйственной и социальной жизни страны. Не избежала коренного изменения и постановка учета. У великого преобразователя не сразу до него дошли руки, но уже в 1710 году в правительственной газете «Ведомости о военных и иных делах» появилось загадочное и малопонятное слово «бухгалтер». Радетели чистоты родного языка предложили русское слово - книгодержатель, но оно не прижилось.

     В это время учету и контролю уделяется огромное внимание. Инструкции по организации учета издаются как государственные акты. Первый государственный акт, в котором нашли место вопросы учета, датируется 22 января 1714 года. Эти положения были обязательны для государственного аппарата и государственной промышленности. Они требовали: 1) своевременности записи и чтобы «счет был бы скорый»; 2) ежедневного ведения приходно-расходных книг, 3) строгого персонального подчинения ответственных лиц.

     Крупнейшим  событием в истории русского учета было издание Регламента управления Адмиралтейства и верфи от 5 апреля 1722 года.9 Здесь появились слова: «бухгалтер», «дебет», «кредит». Особым приказом 11 мая 1722 года была подчеркнута необходимость составления регламентов на других крупных предприятиях.10 Причем Адмиралтейский Регламент рассматривался как типовой. Регламент оказался сложным, и 16 декабря 1735 года были введены новые книги для учета в Адмиралтействе.11

     Адмиралтейский  Регламент 1722 года предусматривал довольно строгую систему натурально-стоимостного учета материалов. В управлении Адмиралтейства велась «Приходная материалам по алфабету книга», в которой «прописывается всякого звания провиант по алфабету». Учет вели по наименованию, количеству, цене и сумме. На складе магазин-вахтер (кладовщик) вел две магазин-вахмистрские (материальные) книги. Обе они были прошнурованы, листы пронумерованы, опечатаны и подписаны кладовщиком и контролером. Первая книга - журнал хронологической записи, в ней записывались приходные и расходные операции. При оприходовании материалов сдатчику нужно было «дать квитанцию за руками всех, кто засвидетельствовал прием в книге». Отпуск материалов был возможен только при наличии приказа на отпуск, который должен был быть «подписан от контролера». В журнале и в приказе кладовщик и получатель расписывались. Офицер магазина (зав. складом) «должен о всем расходе подавать ведомость в контору по вся недели на осьмой день». Специальная книга открывалась для учета выполнения договоров с подрядчиками. «Сперва, на листе дебет пишется; сколько обязался подрядить, а справа (кредит) оставляется свободное место, где по мере выполнения договора пишется, сколько и когда поставлено». Таким образом, мы можем считать этот документ первым в России, где появились признаки линейного метода учета поступления материалов.

     Адмиралтейский  Регламент оказал огромное влияние  на всю систему бухгалтерского учета  в России, в частности на общегосударственную  методику учета на материальных складах, где последовательно проводится принцип оформления всех фактов хозяйственной жизни с помощью первичных документов. Записи, не оправданные документами, не принимались.12

     В системе учета центральное место  приобретает учет запасов на складах, так как снабжение материалами  армии, строительства и промышленности строжайше регламентировалось. В военных интендантских складах провиантмейстер (заведующий) вместе с камериром (воинским инспектором) ежемесячно сдавали в штатс-конторколлегию (интендантское управление) ведомость о наличии остатков.

     Огромное  развитие учет получает на уральских металлургических заводах. Они были созданы крупнейшим металлургом века В.И. Генниным (1676-1750), голландцем, находящимся на русской службе с 1698 года. Им была разработана законченная система учета на уральских металлургических заводах. Так, учет выработки предусматривал вывешивание у каждой домны табельной доски, на которой отмечалась мастерами выработка готовой продукции, а также количество идущего в переработку сырья. «И в каждую субботу, списав со оных досок таблицами на полулистах, рапортовать ему, мастеру, в припасную контору для записи и с того в приход и расход и лучшего порядка в щетах. А в припасной конторе, те подаваемые от мастера табели содержать особливо книгою, собирая их в столпы»13. Для учета проработанного времени мастер должен был «...записывать, кто в который день, у какой работы был, а по прошествии месяца оную роспись мастеру или кому приказано будет, заруча, подать ему, управителю, а он должен свидетельствовать, ежели исправно, писать в Сибирской Обербергамт для заплаты денег». 14

     При передаче дел одним мастером (старостой) другому находящиеся на ответственности  первого мастера ценности должны были передаваться после инвентаризации. Под инвентаризационной описью расписывался принявший дела мастер.

     На  государственных металлургических уральских заводах (1735) материальный учет велся в книгах «С» и «D» (кредит, дебет). Таких книг велось двенадцать - по числу групп материалов. В книгах надо «записывать каждую вещь по содержанию своему щетом, мерою и весом и по цене».15 Книги должны были быть прошнурованы, листы в них пронумерованы и скреплены печатью.

     Учет  тесно переплетался с планированием, причем вся ответственность за простои  в производстве возлагалась на управляющих. За несвоевременную подачу заявок на уральских заводах на виновных налагался штраф.

     Порядок отпуска и оприходования материалов должен был быть строго документирован. Это положение сохранялось и  при отпуске материалов своим  заводам.

     При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики.16 Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны.

     Промышленный  учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые  были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составления отчетности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия. Вместе с тем промышленный учет не знал системы двойной записи, ибо психологически бухгалтерам были более понятны натуралистические учетные идеи, когда все затраты фиксируются в том измерении, в котором они возникают.

     Не  меньшие достижения были в учете  и контроле государственных хозяйств. И может быть, успехи промышленного учета связаны именно с тем, что промышленность была государственной, индустриализация страны и учет в ней были делом надежным, государственным, ибо «идеи инициируются и внедряются сверху». Принуждение становится основным и определяющим фактором экономического и социального прогресса.  

     
    1. «Тройная» русская бухгалтерия (Ф.В. Езерский). 

     Тройная русская бухгалтерия появилась  в 1869 году. Ее автором был бухгалтер  Федор Венедиктович Езерский (1835–1915). Свою теорию он изложил в книге «Теория торгового счетоводства по новой системе». В ней Езерский критикует традиционную итальянскую бухгалтерию и противопоставляет ей свое детище. Он пишет, что несовершенство терминологии приводит к тому, что убыток (дебет) называется приходом, прибыль (кредит) — расходом, а для учета собственных средств вводятся подставные счета. Совпадение итогов в регистрах двойной бухгалтерии создает иллюзию безошибочности работы счетоводов. «Двойная система замазывала глаза этим дебетом и кредитом и подставными счетами» - уверяет он. По Ф.В. Езерскому, учет искусственно делится на «мертвый» (синтетический) и «живой» (аналитический): «Оказывается, что первые книги служат, так сказать, только для парада: пиши в них верно, пиши в них неверно, все равно – баланс получится. 
            Однако самые существенные ошибки, связанные с отнесением сумм не на те счета, а также ошибки в натуральных единицах не раскрываются через механизм двойной записи. Поэтому, считал Езерский, «двойной системе нельзя дать другого характера, другого названия, как системы воровской. Это не литературно, не учтиво, но правдиво».17

     Ф.В. Езерский и взялся за создание формы, которая, по его представлению, должна была обеспечить исчисление прибыли  после каждой хозяйственной операции. Это доминирующая задача русской бухгалтерии. Из нее вытекали следующие требования к учету:

  1. использование в оценке только себестоимости учетных объектов и хозяйственных операций;
  2. слияние синтетического и аналитического учета;
  3. создание условий для автоматического контроля разноски данных - Езерский внес 19 признаков верности (контрольных сумм);
  4. проведение ежедневных инвентаризаций по 2-3 наименованиям;
  5. в форме последовательно проводился кассовый принцип признания доходов и расходов: доход возникает не тогда, когда перешло право собственности (не по отгрузке), а когда поступили деньги; расход возникает не тогда, когда образуется долг, а когда долг оплачивается. Отсюда дебиторская задолженность - это просто изъятие капитала, а кредиторская - его привлечение;
  6. нахождение «мертвой точки», то есть момента, с которого начинается прибыль. Вот как красочно и сегодня звучит его речь из старой стенограммы: «Я печатаю книгу. Я продаю первые экземпляры; это не есть еще моя прибыль; это есть покрытие моей стоимости. Значит, прибыли и убытки отвалятся, как листок с чайного дерева, только тогда, когда я продам столько экземпляров, что они покроют мою затрату»18. Это была, по мысли ее создателя, форма здравого смысла.

     Предложенная  Езерским форма счетоводства названа  им русской из чувства патриотизма и по аналогии с итальянской, немецкой, французской, английской и американской; название «тройная» вызывалось тремя обстоятельствами:

     1) регистрация велась по трем группировочным совокупностям: приход, расход, остаток; Езерский называл их «тремя укупорочными ящиками»;

     2) регистрами выступают три книги: журнал, некоторые сторонники «обрусения счетоводного языка» назовут его скаской, Главная, по терминологии Езерского, книга учета и отчетная, заменяющая баланс; Езерский считал, что эти три последовательные книги делают счетоводство «трехэтажным»;

      3) используются только три счета: «Касса», «Ценности», «Капитал»; на этом основании Езерский называл форму «трехоконной». Оппоненты Езерского, присмотревшись к этой форме, вскоре отметили, что речь идет не о новой системе учета, а только об одной из новых форм той же двойной бухгалтерии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эволюция бухгалтерского учета в России