Астрономические обсерватории мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2010 в 16:01, Не определен

Описание работы

Реферат повествует об астрономических обсерваториях мира, а также об учёных, которые в них трудились...

Файлы: 1 файл

Астрономические обсерватории мира.doc

— 6.10 Мб (Скачать файл)

    Никола  Луи де Лакайль, сотрудник этой обсерватории с 1736 года, организовал экспедицию в Южную Африку. Там, на мысе Доброй На-дежды, были проведены наблюдения звёзд Южного полушария. В результате на звёздной карте появились названия более 10 тысяч новых светил. Лакайль завершил деление южного неба, выделив 14 созвездий, которым дал названия. В 1763 году был опубликован первый каталог звёзд Южного полушария, автором которого считается Лакайль.

      Единицы измерения массы (килограмм) и длины (метр) были определены в Парижской обсерватории.

    В настоящее время обсерватория имеет  три научные базы: Париж, астрофизический отдел в Медоне (Альпы) и радиоастрономическую базу в Нанси. Здесь работают более 700 учёных и техников. 

    Королевская Гринвичская обсерватория в Великобритании – самая известная в мире. Этому  факту она обязана тем, что  через ось пассажного инструмента, установленного на ней, проходит «гринвичский меридиан» -  нулевой меридиан отсчёта долгот на земле.

    Основание Гринвичской  обсерватории было положено в 1675 году указом короля Карла II,которым предписывалось построить её в королевском парке близ замка в Гринвиче «на самом высоком холме». Англия в XVII веке становилась «королевой морей», расширяла свои владения, основой развития страны были завоевания далёких колоний и торговля, а стало быть – мореплавание. Поэтому строительство Гринвичской обсерватории обосновывалось прежде всего необходимостью определять долготу места при навигации.

     Король поручил столь ответственное  дело замечательному архитектору и астроному – любителю Кристоферу Рену, который активно занимался перестройкой Лондона после пожара 1666 года. Пришлось Рену прервать работу по реконструкции знаменитого собора Святого Павла, и буквально за год он спроектировал и построил обсерваторию.

     Согласно указу  короля, директор обсерватории должен был носить  титул Королевского астронома, и эта традиция сохранилась до сих пор. Первым Королевским астрономом стал Джон Флемстид. С 1675 года он руководил работой по оборудованию обсерватории, а также выполнял астрономические наблюдения. Последнее было более приятным занятием, поскольку денег на приобретение инструментов Флемстиду не выделяли, и он тратил полученное от отца наследство. Помогали обсерватории меценаты – богатые друзья директора и любители астрономии. Огромную услугу оказал Флемстиду друг Рена, великий учёный и изобретатель Роберт Гук, - он изготовил и подарил обсерватории несколько приборов. Флемстид был прирождённым наблюдателем – упорным, целеустремлённым и аккуратным. После открытия обсерватории он начал регулярные наблюдения объектов Солнечной системы. Начатые Флемстидом в год открытия обсерватории наблюдения длились более 12 лет, а последующие годы он работал над составлением звёздного каталога. Около 20 тысяч измерений было проведено и обработано с небывалой точностью – 10 угловых секунд. Кроме имевшихся в то время буквенных обозначений, Флемстид ввёл и цифровые: всем звёздам каталога были присвоены номера в возрастания их прямых восхождений. Эта система обозначений дожила до нашего времени, она используется в звёздных атласах, помогая отыскать нужные для наблюдений объекты.

    Каталог Флемстида вышел в свет в 1725 году, уже после смерти замечательного астронома. Он содержал 2935 звёзд и полностью занял третий том издаваемой Флемстидом «Британской истории неба», где автор собрал и описал все наблюдения, сделанные до него и за всю его жизнь.

    Вторым  Королевским астрономом стал Эдмунд Галлей. В «Очерке кометной астрономии» (1705г.) Галлей рассказал о том, как его поразило сходство орбит комет, сиявших на небе в 1531, 1607 и 1682 годах. Подсчитав, что появляются эти небесные тела с завидно точной периодичностью – через 75-76 лет, учёный сделал вывод: три «космические гостьи» на самом деле являются одной и той же кометой. Галлей объяснил небольшую разницу в промежутках времени между её появлениями возмущениями от больших планет, мимо которых комета проходила, и даже отважился предсказать следующее появление «хвостатой звезды»: конец 1758 г. – начало 1759 года. Астроном умер за 16 лет до этого срока, так и не узнав о том, как блестяще подтвердились его расчёты. Комета засияла на Рождество 1758 года, а потом её наблюдали ещё много раз. Астрономы по справедливости присвоили этому космическому объекту имя учёного – она называется «кометой Галлея».

    Уже в конце XIX – начале XX в. Английские астрономы поняли, что климатические условия страны не позволят им удержать высокий уровень наблюдений в Гринвичской обсерватории. Начались поиски других мест, где можно было бы установить новейшие мощные и высокоточные телескопы. Прекрасно работала обсерватория близ мыса Доброй Надежды в Африке, но там можно было наблюдать исключительно южное небо. Поэтому в 1954 году при десятом Королевском астрономе – а им стал замечательный учёный и популяризатор науки Хэролд Спенсер-Джонс – был осуществлён перевод обсерватории в Херстмонсо и начато строительство новой обсерватории на Канарских островах, на острове Ла-Пальма.

    С переводом в Херстмонсо славная история Гринвичской Королевской обсерватории закончилась. В настоящее время она передана Оксфордскому университету, с которым была тесно связана все 300 лет своего существования, и является музеем истории мировой астрономии.

    После создания Парижской и Гринвичской обсерваторий государственные обсерватории стали строиться во многих странах Европы. Одной из первых была построена прекрасно оснащённая обсерватория Петербургской академии наук. Пример этих обсерваторий характерен тем, что наглядно показывает, насколько задачи обсерваторий и само их возникновение было обусловлено практическими потребностями общества.

    Звёздное  небо было полно нераскрытых тайн, и оно постепенно раскрывало их терпеливым и внимательным наблюдателям. Происходил процесс познания окружающей Землю Вселенной.

    Начало  XVIII века – переломный момент в русской истории. В это время усиливается интерес к вопросам естествознания, обусловленный экономическим развитием государства и ростом потребностей в научных и технических знаниях. Интенсивно развиваются торговые связи России с другими государствами, укрепляется сельское хозяйство, возникает потребность в освоении новых земель. Путешествия русских землепроходцев способствуют подъёму географической науки, картографии, а следовательно, и практической астрономии. Всё это в совокупности с проводимыми реформами подготовило интенсивное развитие астрономических знаний в России уже в первой четверти VIII века, ещё до учреждения Петром I Академии наук.

    Стремление  Петра  к превращению страны в сильную морскую державу, к увеличению её военной мощи стало дополнительным стимулом развития астрономии. Следует заметить, что перед Европой никогда не стояли такие грандиозные задачи, как перед Россией. Территории Франции, Англии и Германии не шли ни в какое сравнение с пространствами Европы и Азии, которые предстояло освоить и «положить на карту» русским исследователям.

    В 1690 году в Холмогорах на Северной Двине, вблизи Архангельска, возникает первая в России астрономическая обсерватория, основанная архиепископом Афанасием (в миру Алексеем Артемьевичем Любимовым). Алексей Артемьевич был одним из образованнейших людей своего времени, знал 24 иностранных языка и обладал огромной властью в своей вотчине. В обсерватории имелись зрительные трубы и угломерные инструменты. Архиепископ лично производил астрономические и метеорологические наблюдения.

    Пётр I, много сделавший для развития наук и искусства в России, интересовался и астрономией. Уже в возрасте 16 лет русский царь практически овладел навыками измерений с помощью такого инструмента, как астролябия, и хорошо понимал значение астрономии для мореплавания. Ещё во время своего путешествия по Европе Пётр посетил Гринвичскую и Копенгагенскую обсерватории. В «Истории неба» Флемстида сохранились записи о двух посещениях Петром I Гринвичской обсерватории. Сохранились сведения о том, что Пётр I, будучи в Англии, вёл длительные беседы с Эдмундом Галлеем и даже приглашал его в Россию для организации специальной школы и преподавания астрономии.

    Верным  сподвижником Петра I, сопровождавшим царя во многих военных походах, был один из самых образованных людей своего времени Яков Брюс. Он основал первое учебное заведение в России, в котором начали преподавать астрономию, - «навигацкую школу». Находилась школа в Сухаревой башне, которая, к сожалению, была беспощадно снесена в 30-е годы XX века.

        

     В 1712 году в школе обучалось  517 человек. Перед первыми русскими  геодезистами, постигавшими тайны  наук в «навигацкой школе», стояла  огромная задача. Предстояло обозначить на карте точное положение населенных пунктов, рек и гор не только пространства центральной России, но и обширных территорий, присоединённых к ней в XVII веке и начале XVIII века. Эта трудная работа, выполненная  в течение нескольких десятилетий, стала значительным вкладом в мировую науку.

      Начало  нового периода в развитии астрономической  науки тесно связано с учреждением  Академии наук. Она была создана  по инициативе  Петра I, но открылась только в 1725 году, уже после его смерти.

      В 1725 году из Парижа в Петербург прибыл французский астроном Жозеф Никола Делиль, приглашенный в качестве академика по астрономии. В башне здания академии наук, расположенного на набережной Невы, Делиль устроил обсерваторию, которую оборудовал приборами, заказанными ещё Петром I. Для наблюдений небесных светил использовались квадранты, секстант, a также отражательные телескопы с зеркалами, зрительные трубы для наблюдений Луны, планет и Солнца. В то время обсерватория считалась одной из самых лучших в Европе.

      Делиль  положил начало систематическим наблюдениям и точным геодезическим работам в России. За 6 лет под его руководством было составлено 19 больших карт Европейской России и Сибири, основанных на 62 пунктах с астрономически определёнными координатами.

       Известным любителем астрономии петровской эпохи был вице-президент Синода архиепископ Феофан Прокопович. Он имел свои собственные инструменты – квадрант радиусом 3 фута и секстант в 7 футов. А также, пользуясь своим высоким положением, в 1736 году брал себе на время телескоп из обсерватории Академии  наук. Наблюдения Прокопович проводил не только на своей усадьбе, но и на обсерватории, устроенной  А. Д. Меньшико-вым в Ораниенбауме.       

      На  рубеже ХIХ-ХХ веков неоценимый вклад  в науку сделал любитель астрономии Василий Павлович Энгельгардт, уроженец Смоленска, юрист по образованию. Он с детства увлекался астрономией, а в 1850-м начал самостоятельно изучать ее. В 70-х годах ХIХ века Энгельгардт уехал в Дрезден, где не только всячески пропагандировал музыку великого русского композитора Глинки и издавал партитуры его опер, но в 1879 году построил обсерваторию. Он имел один из крупнейших - третий в мире в то время - рефрактор диаметром 12" (31 см) и за 18 лет один, без помощников, провел огромное число наблюдений. Эти наблюдения на его же средства обрабатывались в России и были изданы в трех томах в 1886-95 гг. Перечень его интересов очень обширен - это 50 комет, 70 астероидов, 400 туманностей, 829 звезд из каталога Брадлея.

       Энгельгардт был удостоен званий члена-корреспондента Императорской Академии Наук (в Петербурге), доктора астрономии и почетного члена Казанского университета, доктора философии университета в Риме и др. В конце жизни, когда ему было уже под 70, Энгельгардт решил передать все инструменты на родину, в Россию - Казанскому университету. Обсерватория под Казанью строилась при его активном участии и была открыта в 1901 году. Она до сих пор носит имя этого любителя, стоявшего вровень с профессиональными астрономами  своего времени.            

          

      Начало  XIX века ознаменовалось в России основанием ряда университетов. Если до этого в стране действовал один университет, Московский, то уже в первой половине столетия  открылись Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский. Именно университеты сыграли решающую роль в развитии российской астрономии. Но самое почётное место эта древнейшая наука заняла в Дерптском университете.

       Здесь начиналась славная деятельность выдающегося  астронома XIX века Василия Яковлевича Струве. Вершиной его деятельности является создание Пулковской обсерватории. В 1832 году Струве был произведён в действительные члены Академии наук, а годом позже стал директором задуманной, но ещё не созданной обсерватории. Местом для будущей обсерватории Струве выбрал Пулковскую гору, холм, расположенный в непосредственной близости от Петербурга, немного южнее города. По требованиям, предъявляемым к условиям астрономических наблюдений в Северном полушарии Земли, южная сторона должна быть «чистой» - неподсвеченной городскими огнями. Строительство обсерватории началось в 1834 году, и через 5 лет, в 1839 году, в присутствии видных учёных и иностранных послов состоялось её торжественное открытие.

       Прошло немного  времени, и Пулковская обсерватория стала образцовой среди подобных астрономических заведений Европы. Сбылось пророчество великого Ломоносова о том, что «славнейшая из

муз Урания утвердит преимущественно жилище своё в нашем Отечестве».

      Главной задачей, которую ставили перед  собой сотрудники Пулковской обсерватории, было существенно повысить точность определения положения звёзд, то есть новая обсерватория задумывалась как астрометрическая.

      Выполнение  программы наблюдений было возложено  на директора обсерватории, Струве, и четырёх астрономов, в том  числе и на сына Василия Яковлевича – Отто Струве.

Информация о работе Астрономические обсерватории мира