Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Правоведение".
Вышесказанное позволяет нам сделать серьезный вывод о возможности различия понятия «правоохранительные органы» в теории и на практике в нормативных актах. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов (иногда включающих даже частные охранные предприятия), а в нормативных актах – крайне узкое. И на наш взгляд такая позиция вполне обоснована, потому что в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов.
Таким образом, на наш взгляд, вполне обоснованным будет использование узкого и широкого понятия правоохранительных органов, а непосредственно в учебном процессе рациональнее использовать расширенное его определение.
При этом важно, что если законодатель пойдет на формулирование легального определения правоохранительных органов, необходимо не только указать перечень органов, но и сформулировать из задачи, чтобы в дальнейшем не возникало беспочвенных споров о том, включать или не включать определенный орган в правоохранительные.
Различные источники научной
и учебной литературы не сходятся
в едином перечне правоохранительных
органов. Для одних правоохранительными
являются только те органы, что непосредственно
ведут борьбу с преступностью, для
других — те, которые искореняют
преступления и иные посягательства,
для третьих — те, которые поддерживают
порядок в общественных местах, суд
и т.д. Поэтому количество правоохранительных
органов в перечнях различных
авторов колеблется в разительном
диапазоне от 5 до 16. Фокин В.М., например,
выделяет кроме специализированных право
Одной из причин количественного разнообразия является вопрос включения или не включения судебных органов в правоохранительные. На это в теории сложились следующие мнения. Большая часть исследователей относит судебные органы к правоохранительным – и не только авторы учебной и научной литературы по предмету правоохранительные органы, но и по конституционному праву. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется логичным хотя бы потому, что осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.
Меньшая часть исследователей[3] не относят судебные органы к правоохранительным, а разделяет рассматриваемые органы на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Из этой модели следует, что авторы не относят судебные органы к числу правоохранительных. Такой подход соответствует смыслу п. «л» ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей понятийный ряд: «судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат»[4].
Третьи хотя и не относят, однако рассматривают их в рамках учебного курса. Мы будем придерживаться распространенного мнения рассмотрения судебных органов в рамках правоохранительных.
С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам по мнению Гуценко и Ковалева можно отнести:
- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
- органы,
осуществляющие
- прокуратуру;
- некоторые
из органов, призванных
следственные аппараты прокурат
учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в плавании, и др.);
органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности, налоговой полиции, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).
- адвокатуру
и другие организации,
Однако в нашей работе мы будем придерживаться системы правоохранительных органов, предложенной Галустьяном, однако оговоримся, что таможенные органы и органы юстиции не являются предметом рассмотрения в данном исследовании.
Итак, к правоохранительным относятся
- судебные; - прокуратура; - органы безопасности; - органы внутренних дел; - органы по контролю за оборотом наркотиков; - таможенные органы; - органы юстиции.
Этот перечень, по мнению автора, является исчерпывающим.
Все иные государственные
и негосударственные органы, занимаются
скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприме
Неискушенные в правовой терминологии обыватели, а также и определенная часть членов законодательного собрания, и непосредственно работающие в данной области служащие (сотрудники) используют понятие «правоохранительные органы» вместо «органы внутренних дел» и наоборот. Более того, на практике часто отождествляются органы внутренних дел, правоохранительные органы и милиция. Конкретизация здесь необходима.
Система органов внутренних дел может пониматься как один из правоохранительных органов (система органов внутренних дел в узком смысле) или как находящаяся вне пределов системы правоохранительных органов (система органов внутренних дел в широком смысле). В систему органов внутренних дел в узком смысле слова (т.е. как элемент правоохранительных органов) включаются два элемента: милиция и внутренние войска. Поэтому обывательское представление, что «органы внутренних дел» это исключительно «милиция» - неверно. И милиция, и внутренние войска в свою очередь могут рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем.
Подытожим: правоохранительные
органы в большинстве своем (кроме
судебных и органов прокуратуры)
принадлежат к органам
35.характеристика информационного права
Существование человечества, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Информация в истории развитии цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основной для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.
Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, ранее применявшиеся в кибернетике и информатике.
В российское законодательство термин «информация» введен в 1995 г. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Этот закон утратил силу. Действующий Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в ст. 2 расширил термин «информация»: «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В этом виде термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. д.
Информационное право — новая, развивающаяся отрасль российского права, которая играет важную роль в развитии общества XXI в.
А. А. Тедеев определяет информационное право как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе экономического и гуманитарного (неэкономического) использования информационной среды глобальных компьютерных сетей.
Таким образом, предметом
правового регулирования
В свою очередь, электронная гуманитарная деятельность представляет собой деятельность неэкономического характера, формирующуюся в информационной среде в процессе обеспечения государством в лице его органов реализации информационных прав и законных интересов граждан и юридических лиц по свободному информационному обороту, в том числе в сфере доступа к государственному и муниципальному управлению.