Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2010 в 02:01, Не определен
Чтобы теоретически правильно подойти к вопросу о государстве и праве, необходимо рассмотреть их историческое происхождение.
Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции. Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть. Получается, что род человеческий произошел от единой праматери. Совсем недавно японские исследователи это успешно подтвердили, то есть, что люди произошли от одной женщины.
Проблема злоупотребления правом имеет давнюю историю. С этой проблемой сталкивались еще римские юристы, когда управомоченный субъект реализовывал предоставленное ему законом право в ущерб другим лицам. Подобное осуществление права с целью причинить вред другому носит название злоупотребление правом («шикана», нем. «придираться, причинять неприятности»). При осуществлении своего права, как говорил древнеримский юрист Цельс, не следует снисходить к злобе, это относится, например, к таким случаям, когда собственник, продав дом, счищает с его стен гипсовые украшения с единственной целью – досадить новому собственнику. Анализ законодательства и практики позволяет заключить, что злоупотребление правом – явление правовое, что предполагает:
Речь может идти только о злоупотреблении объективным правом, а не субъективным правом, так как именно субъективное право является мерой поведения, имеет свои границы, а решение проблемы злоупотребления правом как раз и связано с возможностью выхода управомоченного субъекта в своем поведении за пределы этих границ.
Проблема злоупотребления правом важна и неоднозначна. В связи с ее анализом возникает много вопросов: является ли злоупотребление правом разновидностью правонарушения или это особый правовой феномен? Какова юридическая природа мер, наступающих для субъекта как следствие злоупотребления им своим правом? В чем состоит противоправность злоупотребления субъективным правом? Должен ли существовать в праве общий запрет злоупотреблять правами?
Резко критической отношение к проблеме злоупотребления правом высказывал российский цивилист Агарков. По его мнению, теория злоупотребления правом колеблет прочность гражданского правопорядка, делает неопределенной границу гражданских прав, поскольку граждане узнают о своем действительном праве не из закона, а лишь после совершения определенных действий, уже из судебного решения. Сам термин «злоупотребление правом» лишен смысла, поскольку соединяет исключающие друг друга понятия. Видимо не случайно именно цивилисты выступают против утверждения данного понятия и в теории права и в законодательстве. По мнению других ученых, злоупотребление правом есть такая форма реализации права, противоречащая его назначению, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам правоотношений. Субъектами, злоупотребляющими своими правами, могут быть:
В юридической науке предложено классифицировать различного рода злоупотребления правом на:
В случае правомерного злоупотребления правом субъект не нарушает правовых предписаний и, следовательно, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, а затрудняет их осуществление, ограничивает возможность их реализации другими субъектами. Правомерное злоупотребление правом причиняет вред неохраняемым законом отношениям, поэтому такие злоупотребления в зависимости от конкретных обстоятельств можно рассматривать как аморальные или нецелесообразные (например, заключение брака по расчету).
В случае законодательно
ограничиваемого
Неправомерное
злоупотребление – это форма
противоправного и наказуемого
деяния. Субъектом этих деяний, как
правило, являются сотрудники правоохранительных
органов, руководящие работники, журналисты
и т.д., то есть лица, наделенные законом
властью, специальными правами для осуществления
общественно значимых функций. Выходя
за рамки правовых предписаний, например,
должностное лицо может совершить следующие
преступные деяния: злоупотребление должностными
полномочиями (ст. 285 УК), привлечение заведомо
невиновного к уголовной ответственности
(ст. 299 УК), незаконное задержание и т.д.
Государственное
принуждение и
юридическая ответственность.
Понятие
и признаки принуждения.
В системе средств обеспечения охраны интересов личности, общества, законности и правопорядка в стране важное место наряду с убеждением принадлежит и государственному принуждению, как одному из методов государственного руководства обществом и правового регулирования общественных отношений. Государственное принуждение – это сложное правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков:
Государственное
принуждение реализуется в
Физическое воздействие всегда связано с правоограничениями возможностей свободы субъекта. Оно заключается в реальном применении принудительных мер к виновной личности. Физическое воздействие используется, в основном, против правонарушителей в целях их исправления и перевоспитания. Психическое принуждение – это угроза неблагоприятных последствий в случае нарушения требований норм права. Психической принуждение заключается в воздействии на волю субъекта путем указания на неблагоприятные последствия в целях подавления им своей воли и подчинения воли властвующего. Его суть состоит в угрозе реального применения физического принуждения. Перед принуждаемым стоит альтернатива: или выполнить волю принуждающего или допустить наступление определенных нежелательных последствий в виде физического принуждения.
Отрицательные правоограничения государственного принуждения могут быть различного характера, но их наличие необходимо, так как иначе принуждение потеряло бы всякий смысл. В зависимости от свойства применяемых мер отрицательные правоограничения могут быть морального, личного, имущественного или организационного характера. Так, отрицательные последствия в виде правоограничений личного характера могут проявляться непосредственно при применении к лицу такой меры наказания, как административный арест. Примером имущественного правоограничения может служить конфискация имущества, штраф и другие меры. В качестве примера, связанного с правоограничениями организационного характера, можно назвать меры воздействия, связанные с расформированием организационно-структурных подразделений, например, воинских частей при утрате знамени частью, ученые советов по присуждению ученых степеней и званий при незаслуженном присуждении этих званий.
Нельзя согласиться со многими учеными, считающими, что меры принуждения применяются только в связи с правонарушениями. Однако в законодательстве можно встретить множество указаний на возможность государственно-принудительного воздействия и при отсутствии правонарушения. Это, например, различного рода принудительные меры медицинского характера.
Порядок применения различного рода мер государственного принуждения неодинаков, но во всех случаях он строго регламентирован.
Основной целью применения принуждения в нашей стране является упрочение режима законности и правопорядка в стране, всемерная охрана прав и законных интересов личности, общества и государства.
Указанные признаки
позволяют нам сформулировать определение
понятия этого правового
Виды
принуждения.
Принуждение как
сложное явление характеризуется различными
формами своего проявления со свойственным
им специфическим и разнопорядковым содержанием.
Под формой или видом
государственного принуждения
следует понимать объединенные
общностью целей, оснований,
правовых последствий
процедуры применения
специфически обособленные
группы мер принуждения,
которые можно отграничивать
друг от друга и классифицировать.
Любому виду государственного принуждения
присущи свои конкретные меры принудительного
воздействия, которые в рамках своей обособленности
внешне могут быть самыми разнообразными.
Виды государственного принуждения по
российскому законодательству различны,
что отражается в отдельных критериях
его классификации:
Предупреждение (превенция) – это самостоятельных вид государственного принуждения, в основном присущ административному праву, и данные меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях обеспечения правопорядка, охраны общественных отношений, общественной безопасности и прав личности. Почему эти меры наибольшее распространение имеют в сфере административно-правового регулирования? Это объясняется особенностями административно-правовых методов регулирования этих отношений, которые в основном регулируются властью компетентных органов управления и должностных лиц. В случае необходимости эти органы и должностные лица вправе без обращения за содействием к судебным органам принять меры принуждения. Например, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы проводят работу по предупреждению распространения инфекций, соблюдению санитарно-гигиенических правил.
Суть этой меры – прекратить налично возникшее или длящееся противоправное действие. В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления.
Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением или иными действиями законным интересам или правам личности либо нейтрализовать эти последствия. Нормативной основой этого вида принуждения служат так называемые правовосстановительные санкции – это действенное средство, с помощью которого государство охраняет нормальное развитие общественных отношений в обществе путем, например, законодательного определения обязанности возместить причиненный вред личности или имуществу гражданина, отмена незаконных актов и сделок и так далее. Главное назначение этой меры принуждения – защита права, принадлежащего управомоченному лицу, восстановление его имущественных и других интересов.