Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить принцип разделения властей в теории государства и права и обосновать его значение в организации государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: во-первых, рассмотреть историю зарождения и развития концепции разделения властей; во-вторых, посмотреть, как осуществляется принцип разделения властей в государствах различной формы правления; в-третьих, проследить воплощение данного принципа в законодательстве Республики Беларусь.
Введение................................................................................................3-4
1. История концепции разделения власти............................................5-12
2. Принцип разделения власти в государствах различной формы
правления.................................................................................................................13-17
3. Принцип разделения властей в процессе формирования правового
государства в Республике Беларусь.......................................................... …...30-32
3.1. Законодательная власть в Республике Беларусь………………
3.2. Исполнительная власть в Республике Беларусь……………….
3.3. Судебная власть в Республике Беларусь ............................................18-28
Заключение...............................................................................................................33-34
Список использованной литературы...................................................................
План
Введение....................
правления.....................
3. Принцип разделения властей в процессе формирования правового
государства
в Республике Беларусь......................
3.1. Законодательная власть в Республике Беларусь………………
3.2. Исполнительная власть в Республике Беларусь……………….
3.3. Судебная
власть в Республике Беларусь ..............................
Заключение..................
Список
использованной литературы....................
Введение
Один из принципов правового государства – разделение власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения её в одних руках – был сформулирован в XVIII веке. Прошло достаточно много времени, но тема "Разделение властей" по-прежнему является достаточно актуальной. В особенности для Белорусского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции. Более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, с выдвижением общегосударственной цели создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в Республике Беларусь приобретает пристальное внимание со стороны теоретиков права.
Цель настоящей работы – изучить принцип разделения властей в теории государства и права и обосновать его значение в организации государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: во-первых, рассмотреть историю зарождения и развития концепции разделения властей; во-вторых, посмотреть, как осуществляется принцип разделения властей в государствах различной формы правления; в-третьих, проследить воплощение данного принципа в законодательстве Республики Беларусь.
Для решения вышеперечисленных задач использовались научно-учебные пособия: М.Н. Марченко “Теория государства и права”, В.Н.
Хропанюка “Теория государства и права”, З.М. Черниловского “Всеобщая
история государства и права” и др.; нормативные акты, а также материалы периодических изданий.
В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Кроме того, в работах З.М. Черниловского, В.Н. Кивеля, В.В. Лузина, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира. Нормативные акты, в частности Конституция Республики Беларусь, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.
Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Эпикура (ок. 341-ок. 270 гг. до н.э.), Полибия (ок. 201-ок. 120 гг. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени предвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755 гг.). Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей в главном его труде" Два трактата о государственном правлении", а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения – в романе "Персидские письма", историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян " и основном его произведении "О духе законов" (1748). Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и в настоящее время. Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 года и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
Особый интерес для выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип разделения властей, представляет ст. XVI Декларации независимости. "Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, – гласит эта статья, – не имеет конституции".
Проблема существования прав и свобод граждан и принцип разделения властей тесно связаны между собой. В определенном смысле можно даже говорить об их органичном единстве. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность – это своеобразный внешний механизм, препятствующий чрезмерной концентрации власти, чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считалась ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный принцип разделения властей.
Проблема соотношения свободы и власти привлекала внимание мыслителей во все последующие века. "Особо престольный интерес она вызывала у выдающихся представителей эпохи Просвещения. Именно в этот период получает всестороннюю и глубокую разработку концепция договорного происхождения государства".1
Главной
целью и назначением
Таким образом, общественный договор служит основанием возникновения и существования государства и власти. Но этот договор не только не упраздняет личную свободу в пользу государства, но, напротив, служит ее ограждению и защите. В результате общественный договор становится гарантией личной свободы, а общая воля, выражаемая властью, есть лишь сложение индивидуальных воль и интересов. Свобода, полученная по соглашению, ради которой человек отказался от естественной, обеспечивает верховенство народа. Только он может быть источником власти и становится как бы гарантом своей собственной свободы.
Идея
свободы как естественного
"Абсолютная
деспотическая власть или
Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и был сторонникам монархии. Но эта последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть. Именно она, по Локку, и образует "первую ветвь власти", поскольку "тот выше, кто может предписывать законы"5. Он не выделяет отдельно судебною власть, считая ее основным элементом исполнительной власти.
Политическая свобода существует лишь в странах, как правило, умеренных, в которых не злоупотребляют властью. Между тем, вековой опыт подтверждает, что всякий человек, обладающий властью, склонен к злоупотреблению ею. Монтескье в своей работе отмечает, "чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет".6
Идея, сформирования Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание – гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода понимается в прямом соотношении с законом. Свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель, а средство осуществления правомерного правления, а, следовательно, обеспечение свободы. Каковы же те власти, которые должны быть взаимно сбалансированы?
"В каждом государстве, – пишет Монтескье, – есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского".7 Приведенная формулировка несколько отличается от той, которая употребляется в современной теории государства чем, и сам создатель доктрины разделения властей дает необходимые пояснения, не оставляющие места для кривотолков. "Первая власть, объясняет он, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать – судебной".8
На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, то же по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом посредством судебной деятельности. В этом смысле можно говорить о том, что и та и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их, конечно, недоступно.
Указание на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их".9
Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины – рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы. Предотвратить подобное развитие событий могут, по Монтескье, согласованность и взаимодействие властей.
Конкретные рецепты организации власти, предлагаемые Ш. Монтескье, ограничены доступными ему знаниями и представлениями. Многие из них сегодня не могут быть восприняты иначе как анахронизм, как нечто устаревшее. Но положение о том, что плохо организованная и плохо осуществляемая власть не менее опасна, чем ее отсутствие, остается весьма актуальным и в наши дни.
“У доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно – правовой теории”.10 Наконец, “она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня (особенно после краха тоталитарных режимов) стала ведущим конституционным принципом практически всех государств мира”.11
Но не стоит, пожалуй, и чрезмерно идеализировать ситуацию. Далеко не сразу даже записанные в Основном законе государства принципы реализуются на практике. История той же Франции, где родилась и восторжествовала эта теория, убедительно показывает, сколь сложен был пройденный путь. За два столетия, прошедшие после Великой французской революции, в стране изменились две империи, две цензовых монархии, пять республик, не считая всякого рода переходных и временных режимов.