Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2016 в 22:35, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование теоретических и практических основ правового регулирования реализации права работников на забастовку с выявлением правовых проблем в этой области и поиском путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ правового регулирования забастовок, в ходе которого изучить становление современного правового регулирование забастовки, исследовать понятие, правовую природу и порядок проведение забастовки, причины и условия ее возникновения; охарактеризовать конституционно-правовой аспект осуществления трудящимися права на забастовку;
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАБАСТОВКИ 7
§1. Становление современного правового регулирования забастовки 7
§2. Право на забастовку и процедура её организации 12
§3. Осуществление трудящимися права на забастовку и его ограничения 20
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАБАСТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
§1. Анализ проблемы законного права трудящихся на забастовку 25
§2. Анализ проблемы ограничения использования забастовки 36
§3. Анализ проблемы правового регулирования голодовки работников и скрытых форм сопротивления 42
ГЛАВА III. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАБАСТОВОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
§1. Рекомендации для решения проблемы правового регулирования забастовок 49
§2. Тенденции развития тематики «Правовое регулирование забастовок» 55
Заключение 64
Библиография 69
Обосновывается необходимость дополнить статью 415 ТК РФ положением, исключающим проведение работодателем сокращения численности или штата работников, или реорганизацию предприятия в течение полугода после урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, если иное не предусмотрено коллективным договором (соглашением).
В тесной взаимосвязи с этими положениями находятся несколько других, касающихся реализации права на объединение, в частности, относительно создания иных представительных органов (ст.31 ТК РФ), признания права на ведение коллективных переговоров на уровнях, самостоятельно определяемых социальными партнерами, организациями по выбору самих работников.
Необходимым видится также изменение политики и практики правоприменения. Хотя такие «культурные» моменты трудно поддаются формализации и лежат не вполне в области права, нужно искать возможности для развития социальной ответственности, формирования конструктивных отношений сторон друг к другу. Важными здесь являются: отход от «обвинительного уклона» при рассмотрении дел о признании забастовки незаконной; уважение интересов и потребностей работников, искренняя заинтересованность в разрешении конфликтов со стороны работодателей и государственных органов; отказ от давления на работников и их представителей в ходе трудовых конфликтов; выбор дальновидных стратегий со стороны работодателей, учет влияния принимаемых решений на социальные последствия в будущем, ответственное формирование прогрессивной практики разрешения конфликтов.
Без движения в этих направлениях нет оснований ожидать изменения картины протестов и трудовых конфликтов, разрешаемых в обход законодательных процедур.
В Трудовом кодексе РФ предусмотрен ряд мер для защиты прав работников. Одной из таких мер является забастовка. Данное понятие является правовым. Согласно ст. 398 ТК РФ: «Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора». Трудовым кодексом РФ предусмотрен порядок правового регулирования права на забастовку. Данный порядок не отвечает ни положениям международного права об организации и проведении забастовок, ни конституционным нормам. Соответственно забастовка настоящее время не способствует разрешению возникших споров.
До последнего времени изменения в главу 61 ТК РФ вносились дважды: Федеральными законами №90-ФЗ от 30 июля 2006 год] и №227-ФЗ от 27 июля 2010 года. Из перечисленных выше рекомендаций МОТ, касающихся коллективных трудовых споров и забастовки, была частично реализована одна (при принятии Федерального закона №90-ФЗ) - о понижения кворума при голосовании об объявлении забастовки. Установленный ч.3 ст.410 ТК РФ кворум при проведении собрания (конференции) по вопросу объявления забастовки с не менее двух третей работников (делегатов конференции) был снижен до половины от общего числа работников организации. В то же время кворум для конференций работников остался неизменным – не менее двух третей делегатов конференции.
В первой половине 2008 года, после имевшего широкий резонанс открытого письма Президенту РФ группы известных ученых - социологов о невозможности реализации в России права на забастовку, была создана Экспертная группа при Роструде, которая подготовила объемный и обоснованный пакет предложений о реформировании трудового законодательства в части реализации права на объединение, и в первую очередь – права на забастовку. Предложения были разработаны с учетом и во многом на основании рекомендаций органов МОТ. Они прошли обсуждение с участием представителей Роструда и по абсолютному большинству разработанных положений все участники группы достигли соглашения о целесообразности принятия. Однако далее разработанные поправки не продвинулись.
Показательно развитие истории с запретом права на забастовку на федеральном железнодорожном транспорте. ТК РФ и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установили запрет на проведение забастовок на железнодорожном транспорте. Рекомендации о снятии этого ограничения были сформулированы КСО по жалобам КТР по делам №2244 и №2251, а также впоследствии неоднократно КЭ. Поскольку изменения в законодательство законодателем не были внесены, РПЛБЖ обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ. 8 февраля 2007 года Конституционный Суд РФ вынес определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы заместителя председателя РПЛБЖ на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Конституционный Суд РФ в определении не упомянул рекомендации КСО и КЭ, на которые ссылался заявитель. В определении указано, что в сфере регулирования трудовых отношений ТК РФ имеет приоритетное значение; федеральный законодатель вправе предусмотреть запрет на проведение забастовки…, когда ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Посчитав, что железнодорожный транспорт относится к числу жизненно важных отраслей экономики страны … КС РФ указал, что «любые обстоятельства, которые могут нарушить нормальное функционирование железнодорожного транспорта, затрагивают интересы как каждого человека, так и государства, что дает основание для введения ограничений в реализации права на забастовку отдельными категориями работников железнодорожного транспорта…».
В течение последнего года вопрос об изменении норм ТК РФ в этой части стал предметом повышенного интереса законодателей. В конце 2010 – начале 2011 года в Государственную Думу были внесены три законопроекта по этому вопросу, один из них в кратчайшие сроки обрел статус закона.
22 ноября 2011 года Президент РФ подписал и 26 ноября 2011 года был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» №334-ФЗ. Наиболее значимые положения этого закона можно объединить в несколько групп.
Во-первых, сокращены сроки разрешения коллективного трудового спора, а также для большинства процедур введена градация сроков по продолжительности в зависимости от уровня, на котором возникает коллективный трудовой спор, – локального или иного уровня социального партнерства. Соответственно во всех случаях в отношении коллективного трудового спора на локальном уровне устанавливаются более короткие сроки, чем на иных уровнях. При этом сохраняется существовавшая ранее возможность в случае необходимости продлить сроки проведения примирительных процедур.
Так, сроки рассмотрения работодателем (объединением работодателей) требований, выдвигаемых работниками, сокращаются с трех до двух рабочих дней на локальном уровне и с месяца – до трех недель – на иных уровнях. Сроки создания примирительной комиссии (ст.402 ТК РФ) и рассмотрения ею коллективного трудового спора на локальном уровне сокращаются соответственно на один и два дня. Сокращены основные сроки при объявлении и проведении забастовки: срок предупреждения работодателя о забастовке (до пяти или семи рабочих дней в зависимости от уровня), о предупредительной забастовке, о возобновлении забастовки; срок отложения забастовки по решению; период согласования минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки. Процедура принятия решения о разрешении спора с участием посредника и в трудовом арбитраже, кроме того, разделяется на два этапа: принятие решения о рассмотрении спора с использованием соответствующей процедуры и собственно само рассмотрение спора (ч.1 ст.403, ч.5 ст.404 ТК РФ). Эти шаги позволяют действительно существенно сократить период с момента выдвижения требований работниками до момента объявления забастовки. Например, разрешение спора на локальном уровне с использованием всех примирительных процедур сократится с 39 дней до 24 рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства в такой же ситуации – с 70 до 39 дней.
Во-вторых, предусматривается возможность создания наравне с временным - постоянно действующих трудовых арбитражей по решению трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, при этих комиссиях (ч.1 ст.404 ТК РФ).
В-третьих, сделаны некоторые шаги, направленные на упрощение процедур: исключена обязанность указывать предполагаемую продолжительность забастовки при уведомлении работодателя (ч.9 ст.410 ТК РФ); решение о выдвижении требований по коллективному трудовому спору может быть принято путем сбора подписей более половины работников при невозможности проведения собрания (конференции) (ч.3 ст.399 ТК РФ).
Обратим внимание, что в пояснительной записке к законопроекту указывается, что в нем учтены некоторые замечания экспертов МОТ. К сожалению, из рассмотренных выше рекомендаций контрольно-ревизионных органов МОТ в законопроекте учтено лишь одно замечание - об отмене обязанности работников указывать продолжительность забастовки при ее объявлении.
Оценивая эти изменения, следует признать, что хотя положения о сокращении сроков и упрощения некоторых процедур заслуживают одобрения (само по себе ускорение разрешения коллективного трудового спора позволит не терять темп в ходе коллективного трудового спора и сохранять определенный накал эмоций; снизит вероятность признания забастовки незаконной в судебном порядке до ее начала), предложенные в нем меры не смогут стать достаточными для превращения «запретительных» процедур разрешения коллективного трудового спора в эффективно работающие.
В конце 2010 – начале 2011 годов в Государственную Думу были внесены еще два других законопроекта, касающихся процедур разрешения коллективного трудового спора и проведения забастовок, которые также обосновывались целью приведения закона в соответствие с международными нормами.
16 февраля 2011 года депутатами Государственной Думы Беляковым А. В., Левичевым Н.В., Михеевым О.Д., Шеиным О.В. в Государственную Думу был внесен законопроект №502335-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации «Об изменении порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, включая организацию забастовок». Законопроектом предлагалось расширить сферу применения права на забастовку в соответствии с трактовкой органов МОТ: признать возможность проведения забастовок «для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления». Предлагалось установить, что объявление таких забастовок происходит на условиях и в порядке, установленным ТК РФ, за исключением прохождения примирительных процедур. Также предлагалось снизить с двух третей до половины делегатов кворум, необходимый для признания состоявшейся конференции по выдвижению требований по коллективному трудовому спору и по объявлению забастовки, и исключить требование указывать предполагаемую продолжительность забастовки.
Правительство РФ на законопроект представило отрицательное заключение. Его аргументация исключительно интересна с точки зрения сопоставления с рекомендациями органов МОТ, рассматриваемых в данной статье. В заключении, в частности, отмечается: «Забастовка является крайней и нежелательной для всех сторон трудовых отношений формой разрешения уже возникшего коллективного спора, в связи с чем предоставление профсоюзам права проведения забастовок в целях признания их прав при отсутствии какого-либо спора между сторонами трудовых отношений представляется излишним. Что касается проведения забастовок в целях поддержки законных требований других бастующих, то… отказ от работы работников одного работодателя в целях поддержки работников, бастующих у другого работодателя, по существу, не является забастовкой в том смысле, который придает этому понятию трудовое законодательство. По этому же основанию также не поддерживается предложение о возможности проведения забастовки в целях критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления. Исключение обязанности по указанию предполагаемой продолжительности забастовки в решении о ее проведении, как представляется, может повлечь ущерб правам и законным интересам работодателя, поскольку отсутствие предполагаемого срока окончания забастовки не позволит ему планировать свои действия, в том числе направленные на замещение бастующих работников иными лицами».
Высказанные аргументы находятся в прямом противоречии с рекомендациями органов МОТ, обязательство реализовывать которые приняло на себя Правительство РФ. Тем не менее, по-видимому, это заключение сыграло свою роль, 6 июля 2011 года постановлением №5696-5 ГД было принято решение отклонить законопроект.
19 ноября 2010 года группой депутатов в Государственную Думу был внесен законопроект №458192-5 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части приведения норм трудового права по совершенствованию регулирования социального партнерства в соответствие с решениями Международной организации труда)». В нем следует обратить внимание на предложения по предоставлению профсоюзам более широких прав по участию в разрешении коллективного трудового спора. В частности, было предложено предоставить права на выдвижения требований по коллективному трудовому спору на локальном уровне не только работникам, но также и их представителям в порядке, предусмотренном уставами профессиональных союзов, а также аналогичным образом наделить профсоюз, помимо общего собрания (конференции) работников организации, правом на принятие решения об объявлении забастовки, т.е. вернуться к концепции, существовавшей до принятия ТК РФ. Однако этот документ до сих пор находится в Государственной Думе на стадии предварительного рассмотрения без движения.