Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2016 в 22:35, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование теоретических и практических основ правового регулирования реализации права работников на забастовку с выявлением правовых проблем в этой области и поиском путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ правового регулирования забастовок, в ходе которого изучить становление современного правового регулирование забастовки, исследовать понятие, правовую природу и порядок проведение забастовки, причины и условия ее возникновения; охарактеризовать конституционно-правовой аспект осуществления трудящимися права на забастовку;
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАБАСТОВКИ 7
§1. Становление современного правового регулирования забастовки 7
§2. Право на забастовку и процедура её организации 12
§3. Осуществление трудящимися права на забастовку и его ограничения 20
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАБАСТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
§1. Анализ проблемы законного права трудящихся на забастовку 25
§2. Анализ проблемы ограничения использования забастовки 36
§3. Анализ проблемы правового регулирования голодовки работников и скрытых форм сопротивления 42
ГЛАВА III. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАБАСТОВОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
§1. Рекомендации для решения проблемы правового регулирования забастовок 49
§2. Тенденции развития тематики «Правовое регулирование забастовок» 55
Заключение 64
Библиография 69
Кроме того, работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В процессе проведения забастовки может возникнуть необходимость в ее приостановке. Приостановить забастовку имеет право орган, ее возглавляющий. Для возобновления забастовки при этом не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за
три рабочих дня.
Закрепляя право работников на проведение забастовки, законодатель предусмотрел и возможность его ограничения. В соответствии со ст.55 Конституции РФ и ст.413 ТК РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на
станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей13.
Указанные ограничения связаны непосредственно с высокой степенью общественной и государственной значимости выполняемых обязанностей, даже частичный отказ от исполнения которых может нанести серьезный урон интересам общества и государства, поэтому их наличие представляется нам вполне обоснованным. Никакое право не должно носить абсолютного характера.
Согласно уже рассматриваемому положению части 4 статьи 37 Конституции РФ законодателем признается право «на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».
Таким образом, законодатель определил сущность права на забастовку как право на прекращение трудовых обязанностей с целью разрешения коллективного трудового спора. Факт установления указанного права в Конституции РФ говорит о закрепленной в Конституции юридической возможности временного добровольного отказа коллектива работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях, предусмотренных трудовым законодательством для разрешения коллективного трудового спора.
Указанное конституционное право, являясь неотъемлемой частью конституционного статуса личности, обладает следующими признаками:
- право на забастовку является позитивным правом, его предоставление или установление правового запрета на его применение полностью зависит от соответствующей воли законодателя в лице государства, а также обусловлено существующей в государстве формы правления и действующего политического режима. Так, при монархической форме правления с тоталитарным или авторитарным политическим режимом вряд ли возможно наличие на законодательном уровне права на забастовку;
- право на забастовку по своей природе является социально-экономическим правом, так как связано с деятельностью людей в производственной сфере и является формой защиты социальных и экономических прав работников;
- право на забастовку является правом второго поколения исходя из времени его нормативного закрепления;
- право на забастовку является по современному российскому законодательству является не самостоятельным, а обеспечительным правом, то есть предусмотренным в качестве средства, предназначенного для реализации другого конституционного социально-экономического права на трудовые споры. Международная организация труда рассматривает право на забастовку в качестве меры реализации другого права трудящихся – права на объединения. Само по себе без цели разрешить трудовой спор это право не имело бы никакой смысловой нагрузки и ценности, а напротив, носило бы отрицательный характер, так как подрывало бы функционирование стабильных трудовых правоотношений и институт трудовой дисциплины;
- право на участие в забастовке – индивидуальное право, так как каждый работник принимает решение об участии или неучастии в забастовке самостоятельно, однако коллективным оно признается, потому что реализовано это право может быть только коллективно. Так, право работников на забастовку применяется для реализации общих интересов группы лиц, что позволяет отнести его к категории коллективных прав, признаком которых является их совместное осуществление отдельными субъектами. В отношении индивидуального характера права на забастовку коллективных субъектов трудовых споров среди теоретиков трудового права нет единого мнения. В этом смысле правильнее было бы говорить о его добровольном характере при вопросе реализации данного права или отказа от него.
Однако, этот признак характерен для права на забастовку, так как, с одной стороны, совместная реализация гражданами права на забастовку обусловлена самой природой этого средства разрешения коллективных конфликтов (именно массовость забастовщиков дает им возможность принудить работодателя считаться с их мнением), с другой стороны, заинтересованностью работодателя в том, чтобы указанное право было закреплено за работниками (коллективом работников) во избежание беспорядочного приостановления работы отдельными работниками;
- будучи признанным на самом высоком законодательном уровне, право на забастовку снабжено государственной системой гарантий, которыми это право подкрепляется. Так, само по себе участие работника в забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и выступать в качестве основания для расторжения трудового договора, а также для применения мер дисциплинарной ответственности; в период забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.
Анализируя конституционно-правовой аспект на право на забастовку нельзя пройти мимо существующего и пока игнорируемого законодателем противоречия. Так, Конституция РФ предполагает, что право на забастовку может быть использовано и как инструмент для разрешения индивидуальных трудовых споров. Это прямо вытекает из формулировки части 4 статьи 37 Основного закона при ее буквальном толковании.
Трудовой кодекс РФ, вразрез с позицией, заложенной в Конституции РФ, исключил из предусмотренных право участников индивидуальных трудовых споров на забастовку и допускает ее проведение исключительно как способ разрешения только коллективного трудового спора.
Из такого восприятия института забастовки исключительно как средства урегулирования коллективного трудового спора в самом его узком понимании напрашивается вывод: если нет коллективного трудового спора — нет и права на забастовку, что прямо противоречит конституционным положениям, обладающим высшей юридической силой.
Одним из путей разрешения указанного противоречия, минуя сложную
процедуру внесения изменений в Основной закон государства, может выступить принятие Конституционным Судом РФ акта толкования, который должен занять такую же позицию и в отношении понимания федеральным законом права каждого работника на индивидуальные трудовые споры, включая право на забастовку.
В науке трудового права уже подвергалась критике трактовка права на забастовку как чисто коллективного права, реализуемого профсоюзами или трудовыми коллективами (коллективных субъектов), которая не учитывает современной концепции права на забастовку как права личности, как индивидуального права каждого отдельного работника самому решать вопрос о выборе способа воздействия на работодателя, включая приостановку работы. Именно такой позиции придерживается Международная организация труда, определяющая право на забастовку одним из основных средств, с помощью которых трудящиеся или организации могут защищать свои экономические и социальные интересы.
Абсурдным представляется и тот факт, что даже вопиющие и массовые нарушения работодателем прав отдельных работников не признаются российским трудовым законодательством в качестве предмета коллективного трудового спора. Такие явления традиционно считаются не более чем совокупность индивидуальных трудовых споров между работодателем и каждым из работников, а значит, не подлежат разрешению способом забастовки.
Таким образом, современное российское трудовое законодательство не допускает проведение забастовок как способа коллективной защиты индивидуальных прав работников вопреки не исключаемой на это возможности, закрепленной в Конституции РФ. Это обстоятельство негативным образом влияет на весь правовой механизм защиты трудовых прав работников, ограничивая их в применении всего спектра способов защиты, и в конечном итоге несколько обесценивает значение и роль права на забастовку, наделенного Основным законом государства конституционным статусом. Некоторые исследователи в области забастовочных процессов усматривают в этих обстоятельствах сохранившееся и дошедшее до настоящего времени негативное отношение законодателя к праву на забастовку в то время, как международным опытом доказана положительная роль применения забастовок в урегулировании трудовых и социально-экономических отношений. Очевидно, что отечественному законодателю необходимо идти по аналогичному пути, занимая адекватную сбалансированную позицию в отношении права на забастовку, не переоценивая и не умаляя его правового и практического значения.
Как правило, неурегулированные разногласия, предшествуют трудовым спорам, которые протекают в пределах установленной процедуры, регламентированной трудовым законодательством. Существование трудового спора будет свидетельствовать о том, что попытки сторон, имеющих право проведения примирительных процедур, не удались, а трудовым спором сменяется этап рассмотрения разногласий. Разумеется, если работодатель согласен с требованиями, выдвинутыми работниками, удовлетворяет их, то и разногласия заканчиваются, а трудовой спор не возникает.
При полном или частичном отклонении требований, выдвинутых работниками, работодатель должен изложить собственную позицию в письменном виде. Если примирительные процедуры не повлекли разрешения коллективного трудового спора или работодатель (его представители) либо работодатели (их представители) не исполняют соглашения, достигнутые субъектами коллективного трудового спора в процессе разрешения данного спора, или не выполняют решение трудового арбитража, работники либо их представители правомочны приступить к организации забастовки15. Исключение составляют случаи, когда согласно ч. 1, 2 ст. 413 ТК РФ забастовка не может проводиться в целях разрешения коллективных трудовых споров.
В нормах Трудового законодательства РФ не полностью отражено право работника на забастовку, провозглашаемую в Конституции РФ и ряде международных актов, к примеру, в Международном пакте об экономических, культурных и социальных правах16, Европейской социальной хартии17 и др. Данное обстоятельство отмечено было Комитетом экспертов по применению рекомендацией и конвенций МОТ, к полномочиям которого относится: анализ докладов правительств об использовании конвенций; вынесение рекомендаций по устранению несоответствий национальных законодательств требованиям международно-правовых актов. Комитет не раз выносил рекомендацию о приведении норм законодательства РФ в части требований к проведению и объявлению забастовок в соответствие с Конвенцией МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" 1948 года18, еще в 1956 г. ратифицированной СССР и имеющей важнейшее значение для установления цивилизованных форм трудовых правоотношений. Комитет экспертов, в частности, отметил, что процедура разрешения коллективных трудовых споров, проведения и объявления забастовок, предусмотренная ТК РФ, не способствует нормальному разрешению возникающих проблемных или спорных конфликтов и ситуаций в области социально-трудовых правоотношений, вынуждает работников отступаться от разрешения спорных проблем из-за сложностей в их рассмотрении, длительности во времени, невысокой эффективности и ограничительно-запретительной направленности процедур установленных законом.