Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Актуальность научного исследования обусловлена: потребностью в объективном подходе к оценке современных форм осуществления парламентского контроля.
Объектом исследования стал парламент в зарубежных странах.
Предмет исследования: формы контроля парламенты за деятельностью правительства.
Исходя из актуальности цель нашей работы: исследовать формы контроля парламента за деятельностью правительства в западных странах.
Расследование Главным ревизионным управлением (ГРУ) США в 2002 г. законности предоставления щедрых пожертвований энергетическим концерном Enron в фонд республиканцев также получило огласку не только в самих Соединенных Штатах, но и за пределами страны. Более того, Руководитель Главного ревизионного управления Дэвид Уокер в открытом письме уведомил Президента, Вице-президента и лидеров обеих палат Конгресса о своем намерении подать в суд на Вице-президента Дика Чейни и его коллег по рабочей группе, занимавшейся вопросами энергетики США, за то, что ему отказали в предоставлении материалов неофициальных встреч. С первых дней скандала вокруг Enron ГРУ заинтересовалось, не являлись ли щедрые пожертвования компании в фонд республиканцев платой за предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Джордж Буш в ответ объявил, что действия его администрации не нуждаются в оправдании.
Пример осуществления парламентского контроля с применением санкций в отношении высшего должностного лица — импичмент Президенту Литвы Роланду Паксасу, обвиненному, в частности, в финансировании его предвыборной кампании якобы российскими спецслужбами. Причем в ряде случаев парламент расследует поведение должностных лиц, когда они уже оставили высокие посты в государственных органах, т.е. контроль носит ретроспективный характер.
2.2. Классификация
форм парламентского контроля
Формы парламентского контроля можно классифицировать по-разному. Так, А.А. Корнилаева выделяет:
I. В зависимости от органов, осуществляющих парламентский контроль:
II. По времени осуществления парламентского контроля:
Указанные виды эффективны, если, вслед за вскрывшимися правонарушениями, следует своевременное реагирование правоохранительных органов. В некоторых странах это закреплено даже на конституционном уровне. Так, согласно ст. 58, § 3 Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. выводы следственных парламентских комиссий, если дело того заслуживает, направляются в прокуратуру для возбуждения уголовного преследования или предъявления гражданского иска.
III. По содержанию (перечень открытый): парламентский контроль в сфере соблюдения прав человека, в финансовой сфере, в сфере обороны и безопасности государства. Сюда же можно добавить контроль за делегированным законодательством и средствами массовой информации.
1. Парламентский контроль в сфере соблюдения прав человека. В Литве контролеры вправе принимать жалобы граждан относительно не только злоупотреблений, но и бюрократизма со стороны государственных должностных лиц (ст. 73 Конституции Литовской Республики 1992 г.). В Украине также действует Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, осуществляющий парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101 Конституции Украины 1996 г.) [Приложение 2].
4. Контроль за делегированным законодательством (ст. 59 Конституции Княжества Андорры 1993 г.).
5. Парламентский контроль за средствами массовой информации (согласно ст. 20 испанской Конституции — над СМИ, зависимыми от государства или от государственных учреждений; в соответствии со ст. 31 Конституции Румынии — за деятельностью всех публичных радио- и телевизионных служб) [Приложение 3].
Кроме того, необходимо назвать, опираясь на мировой опыт, и другие классификации. Прежде всего, исходя из задач парламента, можно сделать вывод, что формы парламентского контроля носят информативный (консультативный), санкционирующий (резолютивный или решающий) и бюджетно-финансовый характер (хотя основания деления здесь разные, что делает спорной данную классификацию). Представляется, что отсюда вытекают и все остальные формы, так как данная классификация дает наиболее полное представление об институте парламентского контроля и его возможных последствиях.
К информативному (консультативному) контролю относятся:
Схожую классификацию форм парламентского контроля можно встретить как у зарубежных, так и российских исследователей. Например, Г. Кляйн и В. Цее считают, что средства, которыми Бундестаг обладает при осуществлении контрольной деятельности, носят санкционирующий и информационный характер.
В.В. Маклаков подразделяет все формы контроля во Франции на две большие группы:
Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента. Вторая — только Национальным собранием [5; 103].
— открытые и закрытые заседания постоянных комитетов в ФРГ; во Франции — постоянных и специальных комиссий, а также парламентских делегаций; в США — комитетов, связанных с осуществлением контроля парламентов указанных стран над правительствами;
— расследования, проводимые следственными комитетами (ФРГ), специальными расследовательскими комиссиями (Франция), а также комитетами и подкомитетами Конгресса США.
— парламентские вспомогательные службы и органы;
Санкционирующий (резолютивный) или решающий контроль: выработка парламентом определенной позиции по тому или иному вопросу или принятие на основе полученной информации решения, например в области внешней политики:
— одобрение Конгрессом решений Президента относительно вопросов войны и мира, заключения международных договоров (США);
Следует, однако, отметить, что утверждение парламентом бюджета и контроль над его исполнением не носят ни информативный (консультативный), ни санкционирующий (резолютивный или решающий) характер, а представляют собой отдельную форму парламентского контроля, а именно бюджетно-финансовый контроль. О важности этой формы контроля свидетельствует то, что из 30 конституций произвольно выбранных стран в 18 есть нормы, прямо предусматривающие наличие бюджетного контроля (Австрия, Алжир, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Италия, Йемен, Казахстан, Литва, Лихтенштейн, Молдова, Португалия, Румыния, Словения, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция).
IV. В
зависимости от формы правления, существующей
в
той или иной стране: парламентский контроль
в президентской,
полупрезидентской (президентско-парламентарной
и парламентарно-президентской) и парламентарной
республиках, а также в
конституционной монархии (представляется,
что в абсолютной
монархии парламентского контроля по
определению нет и быть
не может, так как вся полнота государственной
власти сосредоточена в руках монарха,
примером могут служить Саудовская
Аравия, Оман).
V. В
зависимости от возможности парламента
на практике
осуществлять контроль над исполнительной
властью, т. е. в зависимости от политического
и государственного режима.
Политический режим — система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Его разновидности: демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный [11; 230 — 233].
Государственный режим — реальный порядок функционирования и взаимодействия высших государственных органов (парламентарный, министериальный, дуалистический и абсолютизм). Абсолютизм характерен для абсолютной монархии, дуализм — для дуалистической монархии и президентской республики, для парламентарной монархии и парламентарной республики — парламентаризм или система кабинета (министериализм) — зависит от существующей в стране партийной системы, полупрезидентская республика моальный и спящий. Разумеется, в странах с недемократическим режимом, если даже в законодательстве и предусмотрен парламентский контроль, данный институт не будет эффективен, осуществление его затруднено.
Демократический режим — условие осуществления парламентского контроля. Реализация указанного контроля также зависит и от государственного режима, а именно — от реального баланса власти высших государственных органов. Так, во Франции в период так называемого сожительства «правого» президента Ж. Ширака, с одной стороны, и «левого» премьер-министра Л. Жоспена и парламентского большинства — с другой, имевшего место с 1997 по июнь 2002 г., большинство в правительстве и Национальном собрании (в последнем большинство абсолютное) принадлежало одному блоку партий (Французской социалистической партии и Французской коммунистической партии).