Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями адекватного научного анализа трансформационных политических процессов в современной России. Понимание и объяснение политических изменений в постсоветской России способствует определению путей и возможностей дальнейшей демократизации и стабилизации политической системы. Проблема политического преобразования российского государства и общества продолжает оставаться достаточно значимой, так как многие вопросы реформирования политической системы до сих пор сохраняют свою остроту. К тому же процесс её институционального становления ещё не завершен.

Содержание работы

Введение
§ 1. Особенности формирования политической системы России в 90-е годы
§ 2. Модернизация политической системы России XXI века
§ 3. Отличительные особенности современной российской политической системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

полит система1.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

     Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие». «Входящие» функции: политическая социализация и вовлечение в политику; артикуляция (выражение) интересов; агрегирование (интеграция) интересов; политическая коммуникация. «Исходящие» функции: нормотворчество; использование правил и норм; контроль за соблюдением правил и норм.4

     Будучи  чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию, политические системы могут  классифицироваться по различным основаниям. В отечественной науке критерием типологии политических систем считался экономический базис общества. Соответственно выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Не отрицая этого критерия, следует отметить чрезмерную абсолютизацию экономического фактора. Из истории известно, что однотипный экономический базис породил различные типы политических систем накануне второй мировой войны (фашистская Германия, Франция, Великобритания, США).

     С современной политической науке критериями типологии политических систем являются:

     характер  взаимодействия со средой: открытые и  закрытые;

     тип политической культуры и ее выражение  в формах организации власти: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная, доиндустриальная, частично-индустриальная;

     ориентация  на стабильность или перемены: традиционные, модернизированные демократии и  тоталитарные;

     участие граждан в политической жизни;

     социальная  основа;

     характер  и способы взаимоотношения власти, общества и личности (политический режим) и др.

     Таким образом, политическая система предстает  перед нами как огромное количество постоянных и переменных величин, процессов, структур, идей, которые движутся в  разных направлениях, в разных измерениях и с разной скоростью. Для каждого элемента есть свое место в системе в целом или в подсистеме, все элементы оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости.

     Категория «политическая система» имеет два  взаимосвязанных значения: первый – политическая система представляет собой искусственно созданный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений, то есть является средством системного анализа политики; второй – политическая система как механизм власти, который включает государство, партии, политические ассоциации и объединения различных политических субъектов (групп и индивидов), средства массовой информации, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы, Конституцию. Несмотря на разные подходы к пониманию политической системы, ее структуры, функций, типологии, общее есть: политическая система ассоциируется с применением узаконенного подчинения, принуждения, наказания.

     Результаты  многочисленных исследований последних  лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.

     Верхний уровень включает в себя как официальные  партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".

     Нижний  уровень российской политической системы во многом теневой, нелеги-тимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

     Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы.

     С одной стороны, по своим формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты и государственные органы в массе своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного государства и распределительной экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических методов и механизмов управления.

     Противоречие  между двумя уровнями российской политической системы настолько  серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные взгляды  или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях в виде конфликтов интересов - между исполнительной и законодательной властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...

     Двухуровневая политическая система - наследие преимущественно  советского времени, с тем лишь отличием, что в СССР верхний этаж советской политической системы — институт советов народных депутатов, профсоюзов и общественных организаций - был не просто формальной, но абсолютно формальной частью политической системы; основным полем продвижения групповых интересов и субъектом-объектом давления со стороны различных группировок были в то время органы КПСС и отраслевые министерства, тогда как в настоящее время - в основном структуры. исполнительной власти.

     Процесс модернизации постсоветской политической системы предполагает снятие, минимизацию названного выше противоречия посредством постепенного размывания нижнего, теневого ее уровня и укрепления верхнего этажа - собственно партийно-профсоюзной системы и институтов представительной власти.

     Основные  критерии и ожидаемые направления изменения баланса названных двух уровней российской политсистемы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:

     а) возрастание роли партий в организации  избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, и не только на уровне центрального телевидения, но и в избирательных округах - даже если парламентские выборы будут проходить исключительно по мажоритарной системе;

     б) формирование органов исполнительной власти федеральным парламентом и законодательными собраниями субъектов Федерации - в результате межпартийных и межфракционных соглашений;

     в) перенос, таким образом, конкуренции  и борьбы различных "групп интересов" из коридоров исполнительной власти в публично-правовое пространство: прежде всего - в политические партии и парламент, поскольку решающим условием влияния на процесс принятия решений должны стать не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых в ходе выборов голосов избирателей;

     г) возрастание роли общественных организаций, а также независимых от ведущих "групп интересов" средств массовой информации.

     Важным  условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

     Радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули  необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы  переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно… Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года. Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Второй шаг был сделан в результате силового разрешения конфликта между законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент, Правительство) ветвями власти в октябре 1993 года.

     Состоявшиеся  затем в декабре этого года выборы Федерального собрания (законодательная  ветвь власти) и принятие Конституции  РФ фактически означали ликвидацию советской политической системы и начало формирования политической системы авторитарного типа с широкими полномочиями Президента. В связи с этим встает вопрос о критериях политической оптимальности проводимых в России преобразований и трансформации политической системы, ее отдельных подсистем. Совокупность критериев оптимальности предлагает американская политическая наука:

     устойчивость  или продолжительность существования  системы во времени;

     адаптивность (приспособляемость) системы, способность  адекватно реагировать на изменения во внешней среде;

     продуктивность  означает соотношение между проблемами «на входе» и решениями «на  выходе» системы;

     эффективность понимается как поддержка гражданами существующего политического режима, конституционного порядка, принятие и одобрение решений и деятельности системы, уровень влияния системы на ход событий;

     рентабельность (стоимость решений и их реализации) измеряется своевременностью формирования и достижения целей, результативностью  выработанных решений, затратами на их реализацию.5

     Анализируя  состояние политической системы  России в 90-е годы ХХ века с точки зрения перечисленных критериев оптимальности, следует заметить, что в рамках системы возможен переворот, быстрая или даже резкая смена характера власти, лидеров высшего уровня, элиты, отмена старых и введение новых норм. Это и произошло, собственно говоря, в России. Последовательное формирование качественно новой политической системы возможно при наличии научно обоснованной концепции реформирования и участия в этом процессе большинства населения.

     Становление политической системы России методом  проб и ошибок, слепого подражания Западу имеет дорогую цену: потеря управления экономикой, падение объемов  производства, перешедшее в депрессию, дифференциация и поляризация идей по уровню доходов, идеологическим ориентациям, межнациональные конфликты, преступность, разрастание и коррумпированность бюрократического аппарата, падение престижа и легитимности власти, политических институтов, борьба за выживание науки, культуры, образования и здравоохранения, угроза потери государственной безопасности и др. Политическое развитие России остается сложным и труднопредсказуемым. 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Модернизация политической системы России XXI века 

     Многообразие  политических систем, существующих в  современном мире, свидетельствует о том, что их  формирование и функционирование происходит под влиянием  целого комплекса факторов (исторических традиций, культуры, экономического развития, геополитических условий и т.д.).  С этим связаны их особенности и неповторимость. Вместе с тем существуют  универсальные признаки и закономерности  функционирования политических систем, которые их сближают и позволяют выделить их основные типы.   

Информация о работе Политические системы