Перспективы развития института опеки и попечительства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в научно-теоретическом осмыслении отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Республике Беларусь, изучении особенностей развития опеки и попечительства над несовершеннолетними как возможности устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, выявлении теоретических и практических проблем регулирования этих отношений, а также в разработке научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………….……...6
1.1 Возникновение и развитие института опеки и попечительства в Республике Беларусь………………………………………………………………..6
1.2 Понятие, цели и значение опеки и попечительства…………….……..16
1.3 Органы опеки и попечительства как субъекты института опеки и попечительства……………………………………………………………………..22
ГЛАВА 2 ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН……………………………………………………………...33
2.1 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства……………………………………………………………………..33
2.2 Особенности установления опеки и попечительства…………………..43
2.3 Основания и порядок прекращения опеки и попечительства…………50
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН…………………………………………………………………………..54
3.1 Актуальные проблемы в деятельности органов опеки и попечительства в Республике Беларусь……………………………………………………………..54
3.2 Перспективы развития института опеки и попечительства на современном этапе…………………………………………………………………59
ГЛАВА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ОТНОШЕНИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА………………………………………………….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

DIPLOMNAYa.docx

— 160.26 Кб (Скачать файл)

3. Попечительство над  безумными и сумасшедшими - известна уже законам XII таблиц, которые постановляли: «если человек впадет в безумие и не будет кому о нем позаботиться, пусть будет власть агнатов и гентилов над его имуществом». Таким образом, попечительство и здесь было делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало ему potestas над личностью и имуществом опекаемого. Разумеется, назначению попечителя предшествовало расследование психического состояния больного со стороны магистрата, от которого зависело установление опеки. В светлые промежутки, когда к сумасшедшим возвращается сознание, они вполне дееспособны.

4. Попечительство над  расточителем - также известна уже  законам XII таблиц. По заявлению лиц  заинтересованных (прежде всего, конечно, ближайших родственников) магистрат, впоследствии претор, производил  расследование и, если признавал  наличность расточительной наклонности, налагал на расточителя запрещение. Обычная формула такого запрещения  гласила: «поскольку ты имущество  отцовское и дедовское расточительством  своим губишь и ведешь детей  своих к нищите, по этой причине запрещаю тебе распоряжаться этим имуществом». Подвергнутый interdictio расточитель ограничивался в своей дееспособности и ставился под надзор куратора. Сам он мог заключать только сделки чистого приобретения, для всех же остальных он нуждается в concensus curatoris (согласие попечителя) [33, с.143].

Институт опеки и попечительства в семейном праве Республики Беларусь возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью этого института было содержание, воспитание, образование этих детей, защита их прав и интересов. Каких-либо специальных актов не издавалось, но первые сведения встречаются в «Русской Правде» пространной редакции. Опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак. Если мать в новый брак не вступала, то она воспитывала и содержала своих детей, которые подчинялись ее воле [3, с.14].

В Соборном Уложении 1649 г. права опекуна и подопечного по сравнению с предыдущим законодательством были расширены, но само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано. Устанавливается предельный возраст подопечного (15 лет), что признается достижением совершеннолетия, и право совершеннолетнего обратиться с жалобой в суд, если опекун ущемляет его интересы [13, с.52].

Значительным шагом в законодательном регулировании института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления опекунской деятельности при Екатерине II.

По закону 1775 г. были созданы дворянская опека, сиротский суд и др. органы [13, с.53]. Опекуны ежегодно давали отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась Верховному земскому суду. По сравнению с предыдущим законодательством опекун осуществлял свою обязанность возмездно, имея право на 5 % от доходов малолетнего, полученных в результате хозяйственной деятельности; на него возлагался учет приходов и расходов средств опекаемого в специальных книгах.

С 1785 г. несовершеннолетним с 17 лет разрешалось вступать в управление своим имением с разрешения Дворянской опеки или сиротского суда, которые назначали им попечителя. Однако до 21 года без согласия попечителя им не разрешалось продавать и закладывать имения, опекунам же продажа и заклады разрешались только с разрешения Сената.

Практика реализации закона 1785 г. была далека от совершенства. Имело место и злоупотребление опекунов, да и опекунами назначались не всегда подготовленные и честные люди. Тем не менее, все последующие попытки создать положения об опеке и попечительстве заканчивались полным провалом. Не утверждается проект положения 1810 г., разработанный законодательной комиссией во главе с М.М. Сперанским, проекты, разработанные в 1847, 1860, 1864, 1891 гг. также по разным причинам отклоняются Государственным советом. Таким образом, вплоть до конца XIX в. в России признавалась необходимость обеспечения детей, оставшихся без родителей, но закон в основном регулировал отношения по конкретным конфликтным делам, а сам правовой институт опеки и попечительства полностью сформирован не был. Несмотря на отсутствие доктрины этого правового института процесс становления правового института опеки (попечительства) продолжался. Гражданское законодательство предусматривало две формы восполнения родительской власти над детьми, оставшимися без попечения родителей: опеку и попечительство. Было выделено три возрастных категории несовершеннолетних: 1) малолетние до 14 лет; 2) лица от 14 до 17 лет; 3) лица от 17 до 21 года. Попечительство устанавливалось над лицами от 17 до 21 года.

Опека устанавливалась над детьми, оставшимися без родителей или одного из них, не достигших 17-летнего возраста. Малолетние, состоящие под опекой, лишались права совершать какие-либо юридические действия, т. е. они признавались недееспособными, а все действия за них совершали опекуны.

Несовершеннолетний, имеющий попечителя, признавался частично дееспособным, поэтому он мог совершать юридические сделки по управлению имуществом, но распоряжаться имуществом мог только с согласия попечителя.

Забота о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагалась на государственные органы. Система опекунских учреждений была сформирована по сословному признаку. Устройством дворянских детей занимались дворянские опеки, купеческих, мещанских, детей разночинцев - сиротские суды. Опека над сиротами - детьми духовенства относилась к ведению епархиального попечительства о бедных духовного звания. Что касается опеки над детьми крестьян, то она возлагалась не на государственный орган, а на крестьянское общество [14, с. 78].

Со времен Петра I на основании Указа о единонаследии 1714 г. и инструкции 1724 г. устанавливалась единая законная опека, которая принадлежала наследнику в недвижимом имуществе и осуществлялась государством. Третий способ устанавливания опеки над несовершеннолетним состоял в назначении опекуна компетентными органами. Опекунами могли быть как родственники, так и посторонние люди. В юридической литературе конца XIX - начала XX в. нет единого мнения по вопросу преимущества определенной категории лиц, назначаемых опекунами. Д.И. Мейер высказывал определенную позицию по порядку установлении опеки: «…опекунские ведомства…прежде всего обращаются к духовному завещанию умершего родителя-завещателя: когда же нет никакого его распоряжения на счет лица-опекуна, к родителю, оставшемуся в живых, и затем уж к тому или другому лицу по своему усмотрению», - но не высказывался о преимущественном праве родственников совершеннолетнего при назначении опекуна.

Действующее в тот период законодательство не предусматривало отказа от опекунства. Трудно не согласиться с мнением К.П. Победоносцева, который считал, что «опекунство - это не право, а обязанность» [15, с.106].

Опекун должен был заботиться о физическом, нравственном и умственном воспитании малолетнего и подготовке его к жизни согласно общественному положению его сословия. При решении вопросов воспитания и образования ребенка опекун действовал по своему усмотрению, но, во избежание злоупотребления правами, опекуны обязаны были представлять отчеты опекунским учреждениям о содержании и воспитании малолетнего. Более жесткие требования предъявлялись к опекуну по управлению и распоряжению имуществом подопечного. Вся деятельность его в этом направлении контролировалась опекунскими учреждениями. Даже право самостоятельного распоряжения денежными средствами малолетнего ограничивалось предписаниями опекунских учреждений - расходовать эти средства только по целевому назначению [3, с.176].

За исполнение обязанностей опекуну выплачивалось вознаграждение в размере 5 % от чистого дохода подопечного.

По окончании каждого года на опекунов возлагалась обязанность представлять отчет о доходах, расходах, содержании и воспитании малолетних, а после прекращения опеки - общий отчет.

Процесс становления института опеки и попечительства в России фактически завершился в XIX в. Основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, практически не изменились вплоть до 1917 г. Основным его недостатком оставалось по-прежнему несоответствие жизненным интересам всех сословий народа.

Очередная и последняя попытка реформирования опекунского права, предпринятая в 1915 г. Межведомственным совещанием под председательством министра юстиции И.Е. Ильяшенко, закончилась разработкой нового проекта опекунского устава. По проекту высшими опекунскими начальниками становились участковые мировые суды, а в качестве высших опекунских установлений - съезды мировых судей. Новацией проекта явилось осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетия (21 г.), а также отобрание детей от порочных родителей для помещения их на воспитание в добропорядочную семью, приют или иное соответствующее учреждение. Проект принят не был, а, следовательно, он не оказал влияния на формирование института опеки и попечительства над несовершеннолетними в России.

Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Возникновение института приемной семьи в России неразрывно связано со становлением государственной системы общественного призрения в целом. Для объективного установления того пункта, в котором начинается подлинная история рассматриваемого предмета, необходим содержательный анализ форм защиты детей, оставшихся без попечения родителей, складывавшихся в рамках названной системы [15, с. 110].

Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России:

1. Для отечественного  права характерно разграничение  опеки и попечительства. В России  разграничение опеки и попечительства  берет свое начало от екатерининского  Учреждения о губерниях (1775 г.). «Опека  может быть окончена в 14-летнем  возрасте опекаемого, который может  просить о назначении себе  попечителя; совершеннолетие и вступление  в управление имением отнесены  к 17 годам, но с ограничением права  продажи и залога недвижимого  имущества без согласия попечителя  до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается. В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества».

2. Имущественная заинтересованность в установлении опеки. При установлении отношений опеки у опекуна зачастую имелся имущественный интерес. Как уже было отмечено, в древнем праве опека в большей степени предназначалась для охраны имущества, нежели личности. Это обстоятельство побуждало опекунов использовать свои права в целях обогащения.

3. Опека и попечительство  над взрослыми появляется значительно  позже, чем опека и попечительство над детьми. Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «госпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола)».

4. До начала XX в. в России  отсутствовало «социальное сиротство»  В истории отечественного права  проблема создания правовых форм  устройства детей, оставшихся без  попечения родителей, возникла с  особой остротой только в современный  период. Длительное время не существовало  такого правового понятия, как  «ребенок, оставшийся без попечения  родителей».

5. Нормы об опеке были  систематизированы только в XVIII в. В древнем праве нормы об опеке и попечительстве, как и нормы, регулирующие многие другие отношения, носили фрагментарный характер и не были оформлены институционально. Впервые у государственной власти в России возникло намерение упорядочить эти нормы во второй половине XVIII в., когда в 1754 г. была учреждена комиссия о сочинении проектов нового уложения. О появлении в отечественном праве системы норм, регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда Учреждением о губерниях были установлены правила об опеке над лицами дворянского и городского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства в дальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение к довольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение в мнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Свод законов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные «установления».

Во второй половине XX века в связи с дальнейшим экономическим развитием государство стало перекладывать устройство сирот на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году все дети признавались детьми государства и находились под его защитой и вплоть до 1989 года расширялась сеть разнообразных форм детских домов.

В Советский период шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. После войны, в 1945 г., было создано более 200 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах находилось более 600 тысяч детей по СССР, а в Беларуси - 250 тысяч детей. С 1960 г. стали активно внедряться школы-интернаты для детей-сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы-интернаты [14, с.90].

В 1987 году произошло событие, открывшее новую страницу в практике защиты детей-сирот: 14 октября Всесоюзная учредительная конференция образовала Советский Детский фонд имени Ленина, который в 1991 году был преобразован в Российский детский фонд. Его отделения были созданы во всех союзных республиках, краях, областях. Не исключением была и Республика Беларусь. Миссией Фонда являлась защита прав ребенка, укрепление социальной базы воспитания, образования, досуга и общения детей, повышение ответственности всех граждан перед обществом за факты негативного отношения к детям, подросткам. Советский детский фонд имени В.И. Ленина осуществлял возложенные на него функции во взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами, местными советскими органами, а также общественными организациями и учреждениями, деятельность которых связана с обучением, воспитанием и материальным обеспечением детей и подростков, прежде всего детей - сирот.

Информация о работе Перспективы развития института опеки и попечительства на современном этапе