Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:58, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы истории политической мысли, а именно:
политическая мысль в древние и средние века;
политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени;
политическая мысль начала и середины 19 века;
основоположники современной политической мысли.
Введение 3
1. Политическая мысль в древние и средние века 4
2. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени 13
3. Политическая мысль начала и середины 19 века 25
3.1 Политическая мысль в Западной Европе 25
3.1.1 Английский либерализм 25
3.1.2 Немецкий либерализм 28
3.1.3 Французский либерализм 33
3.2 Политическая мысль в России 35
4. Основоположники современной политической мысли 41
Заключение 48
Библиографический список 49
Лоренцу Штейну (1815–1890 г.г.) принадлежит ряд фундаментальных исследований об обществе, государстве, праве, управлении: «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней», «Учение об управлении», «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии».
Либерализм Штейна ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-политической доктрины он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении к самореализации, суть которой – добывание, переработка, изготовление и приумножение благ. Всякое благо, произведенное личностью, принадлежит ей, отождествляется с нею и потому становится столь же неприкосновенным, как она сама. Эта неприкосновенность блага и есть право. Соединенное через право с личностью в одно неприкосновенное целое благо является собственностью.
Самореализовываться, заниматься производственной деятельностью в одиночку, будучи изолированным от других людей, человек не может. Он сплошь зависит от них и вследствие этого вынужден жить с себе подобными, должен взаимодействовать, сотрудничать с ними. Так возникает у Штейна проблема человеческой общности, общества. Он рисует общество определенным порядком социального общения, в пределах которого вечно решается свойственное бытию человека фундаментальное противоречие: с одной стороны, неодолимое стремление к полному господству над внешним миром (над материальными и духовными благами), с другой – очень скромные возможности отдельного конкретного индивида как ограниченного в своих потенциях существа.
Взгляды Штейна на общество и государство, и их соотношение находятся под заметным влиянием соответствующих идей Гегеля.
В
концепции Штейна общество предстает
как некое самостоятельное и
по-своему персонифицированное социальное
образование. От простого аморфного
множества индивидов его
Высшей формой общества является государство, которое вместе с тем имеет иную организацию и совсем другие цели, нежели общество. В нем устанавливается органическое единство самых разных индивидуальных воль и действий людей, образующих общество. Государство, считает Штейн, есть персонифицированный организм всеобщей воли и потому должно служить только всеобщему.
Общество и государство (поскольку они базируются на диаметрально противоположных принципах) противостоят друг другу и постоянно друг на друга воздействуют.
Свою главную роль государство сможет выполнить, по убеждению Штейна, тогда, когда исполнительная власть в государстве будет верно и надежно служить власти законодательной. В этой субординации – гарантия превращения просто государства в государство правовое и залог сохранения им данного качества. Штейн – сторонник правового государства, в котором «право управления опирается на конституцию, и имеются правовые разграничения между законом и распоряжениями». Оптимальную форму правового государства Штейн видит в конституционной монархии.
В
такой конституционной
Идеи
Штейна относительно проведения государством
социальных реформ в пользу трудящихся
с целью улучшения их материального
и культурного положения, вызвали
негативную реакцию со стороны приверженцев
революционного пути удовлетворения интересов
пролетарских масс [7].
3.1.3
Французский либерализм
Падение Наполеона и его режима, возвращение на трон династии Бурбонов не остановило той классовой борьбы, которая развернулась во Франции с 1789 г. за утверждение в стране новых, капиталистических отношений. Дворянская аристократия продолжала отстаивать феодальные начала, хотя была вынуждена пойти на установление конституционной монархии, на признание основных экономических и политико-юридических завоеваний революции. Промышленная и торговая буржуазия упорно боролась против реставрации старых порядков, сословных привилегий, настойчиво защищала свободу индивида и равенство всех перед законом. Антифеодальную идеологию французской буржуазии в первой половине XIX в. выражали многие талантливые политические мыслители. Среди них своей значительностью явно выделяются Б. Констан и А. Токвиль.
Большую часть работ по вопросам политики, власти государства Бенжамен Констан (1767–1830 гг.), которого исследователи считают даже духовным отцом либерализма на Европейском континенте, написал в период между 1810-1820 гг. Затем он их собрал и свел в "Курс конституционной политики", излагавший в удобной систематической форме либеральное учение о государстве. Правда, увидел свет этот "Курс" уже после смерти самого автора.
Стержень
политико-теоретических
Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом (в особенности – правовая защищенность частной собственности) стоят у Констана на первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически-политическом плане. С его точки зрения, этим ценностям должны быть подчинены цели и устройство государства.
Современное государство должно быть по форме, как полагал Констан, конституционной монархией. Предпочтение конституционно-монархическому устройству отдается не случайно. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, "нейтральную власть". Она – вне трех “классических” властей (законодательной, исполнительной, судебной), независима от них и потому способна обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность.
Обеспечить
индивидуальную свободу всеми правомерными
средствами для ее полнокровного
осуществления и прочной защиты
стремился и знаменитый соотечественник
Констана, его младший современник Алексис
де Токвиль (1805–1859 гг.). Политическая концепция
Токвиля сложилась в изрядной степени
под влиянием идей Констана и взглядов
еще одного видного французского либерала
– Пьера Руайе-Коллара. Немалую роль в
ее формировании сыграл выдающийся
историк Франсуа Гизо, лекции которого
Токвиль слушал в молодые годы. Две яркие
работы Токвиля "О демократии в Америке"
и "Старый режим и революция" создали
ему авторитетное имя в науке о политике
и государстве.
Предмет его наибольшего интереса составили теоретические и практические аспекты демократии, в которой он усматривал самое знаменательное явление эпохи. Демократия трактуется им широко. Она для него олицетворяет такой общественный строй, который противоположен феодальному и не знает границ (сословных или предписываемых обычаями) между высшими и низшими классами общества. Но это также политическая форма, воплощающая данный общественный строй. Сердцевина демократии –принцип равенства, неумолимо торжествующий в истории.
Если перспективы демократии и равенства у Токвиля никаких особых забот не вызывали, то судьбы индивидуальной свободы в условиях демократии очень волновали его. Он считал, что торжество равенства как такового не есть стопроцентная гарантия воцарения свободы. Другими словами, всеобщее равенство, взятое само по себе, автоматически не приводит к установлению такого политического строя, который твердо оберегает автономию индивида, исключает произвол и небрежение правом со стороны властей.
Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы. В конечном итоге лишь благодаря ей индивид получает возможность реализовать себя в жизни, она позволяет обществу устойчиво процветать и прогрессировать.
Токвиль тонко исследует и
тщательно описывает
3.2
Политическая мысль
в России
В начале и середине XIX века в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:
- либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы соответствующих западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии;
- радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы;
- консерватизм (часто в облике славянофильства) отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России;
К числу первых ярких представителей официального российского либерализма относится М.М. Сперанский (1772–1839 гг.), статс-секретарь Александра I, составивший по его поручению план государственных преобразований – “Введение к Уложению государственных законов”, а также руководивший созданием “Полного собрания Законов Российской империи”. М.М. Сперанский считал, что крепостное право необходимо отменить, но постепенно, “сверху”. Он предлагал проект конституционной монархии: учреждение выборной Государственной Думы, системы представительных органов: губернских, волостных, окружных дум. При этом власть сохранялась в руках императора. Государственная Дума могла вносить свои предложения в проект законов, на обсуждение. Для урегулирования отношений между Государственной Думой и императором предлагалось создать также Государственный совет из назначаемых императором лиц.
В основу новой государственной системы у Сперанского был положен принцип разделения властей. В соответствии с ним закон вверялся Государственной Думе, управление – правительству, министерствам, а суд – Сенату. Действие этих трех учреждений, по замыслу Сперанского, “соединяется в Государственном совете и через него восходит к трону”.
С реформаторскими идеями М.М. Сперанского перекликались идеи “Государственной Уставной грамоты Российской империи”, представляющей собой конституционный проект для России, разработанный в 1818–1819 гг. по поручению Александра I его другом и сподвижником Н.Н. Новосильцевым. Наличие проекта свидетельствует об определенных намерениях Александра I относительно конституционного переустройства Российской империи “сверху”. Однако в дальнейшем эти, как впрочем и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра I, реализованы не были. Государственная Уставная грамота Российской империи представляет научный интерес в плане историко-политологического и правового анализа проектов конституционного переустройства России. Особенностью этого проекта являлось то, что он, при сохранении монархии и монарха как главы государства и исполнительной власти, предусматривал создание парламента – Государственной Думы, или Сейма. Существенный интерес представляет глава Уставной грамоты “О народном представительстве”, в которой определялись функции Государственной Думы, или Сейма. Употребление термина “сейм” в Грамоте свидетельствует об использовании польского опыта. Предполагалось, что парламент будет состоять из двух палат: высшей – сенатский департамент, в который на время заседания Сейма входило определенное количество сенаторов, назначенных государем, и палаты земских послов.
Проекты М.М. Сперанского и других реформаторов его времени во многом так и остались на бумаге [7].
Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.), Н.В. Станкевич (1813-1840 гг.), Т.Н. Грановский (1813-1855 гг.), П.В. Анненков (1812-1887 гг.) и другие. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России.
Радикальные теории и методы переустройства российского общества в начале XIX в. были предложены декабристами – представителями революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель (1793–1826 гг.) изложил свои республиканские взгляды в работах “Конституция. Государственный завет” и “Русская Правда”. По сути, это конституционные проекты республиканского устройства государства: в них обобщались такие политические понятия, как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков и предлагалась система мер для перехода к Республике.