Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:58, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы истории политической мысли, а именно:
политическая мысль в древние и средние века;
политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени;
политическая мысль начала и середины 19 века;
основоположники современной политической мысли.
Введение 3
1. Политическая мысль в древние и средние века 4
2. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени 13
3. Политическая мысль начала и середины 19 века 25
3.1 Политическая мысль в Западной Европе 25
3.1.1 Английский либерализм 25
3.1.2 Немецкий либерализм 28
3.1.3 Французский либерализм 33
3.2 Политическая мысль в России 35
4. Основоположники современной политической мысли 41
Заключение 48
Библиографический список 49
Консерватизм
исходил из отрицания идеалов
свободы, равенства, разума и прогресса,
выдвинутых эпохой Просвещения и
Французской революцией 1789 года. Существующие
в обществе политические институты, прежде
всего семья и государство, по мнению консерваторов,
являются отражением естественного хода
событий. Следовательно, чтобы не допустить
разрушения общества как жизнеспособной
системы, не следует вмешиваться в самореализацию
жизненного опыта. Э. Берг в работе «Размышления
о французской революции», критикуя идею
естественного права и общественного
договора, считал, что государство есть
результат естественной эволюции. Ж. де
Местр и Л. де Бональд называли революцию
сатанинским делом, так как она, по их мнению,
только разрушает, а не создает. В качестве
идеала правления де Местр рассматривал
абсолютную монархию.
3.
Политическая мысль
начала и середины 19
века
3.1
Политическая мысль
в Западной Европе
3.1.1
Английский либерализм
Последняя треть XVIII в. – время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому обстоятельству, и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т. п.
Возобладало
убеждение, что поступками индивида,
как частного собственника, движут как
спонтанные импульсы, так и преднамеренный
трезвый расчет на извлечение из своих
действий максимальной личной пользы.
Расчет мог иметь широкий диапазон: от
стремления удовлетворить сугубо эгоистический,
исключительно индивидуальный интерес
до желания разумно сочетать собственную
позицию с позицией других индивидов,
других членов общества с тем, чтобы в
рамках достижения совместного, общего
блага добиваться удовлетворения собственных
потребностей.
В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748–1832 гг.). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе:
1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности;
2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений;
3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей;
4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
Эти
постулаты служили Бентаму
Давно и прочно Бентам числится в ряду столпов европейского либерализма XIX века. И не без основания. Но у бентамовского либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, самоутверждения индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, "не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества".
Что касается категории "свобода", то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием.
Свобода и права личности были для Бентама истинными воплощениями зла, потому он не признавал и отвергал их, как отвергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Права человека, по Бентаму, суть чепуха, а неотъемлемые права человека – просто чепуха на ходулях. Французская Декларация прав человека и гражданина, согласно Бентаму, "метафизическое произведение", части (статьи) которого возможно разделить на три класса:
а) невразумительные;
б) ложные;
в) одновременно и невразумительные и ложные.
Резко критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различения права и закона. Причина такого отрицания данной идеи скорее не столько теоретическая, сколько прагматически-политическая. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл.
Не разделял он также мнение о том, что общество и государство возникли в истории посредством заключения, между людьми соответствующего договора. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис, как фикцию. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он – за их кооперацию, взаимодействие.
Назначение правительства, по Бентаму, гарантировать в первую очередь безопасность и собственность подданных государства, то есть выполнять по преимуществу охранительные функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направлениях и границах. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Однако в принципе он склонялся к тому, что, во всяком случае, прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, поскольку может привести к весьма негативным результатам.
Заслуга
Бентама – в его стремлении
освободить законодательство от устаревших,
архаических элементов, привести его в
соответствие с происшедшими в обществе
социально-экономическими и политическими
переменами; он хотел упростить и усовершенствовать
законодательный процесс, предлагал сделать
судебную процедуру более демократичной,
а защиту в суде доступной также беднякам.
Главная общая цель всей общественной
системы, по Бентаму, – наибольшее, счастье
наибольшего числа людей [6].
3.1.2
Немецкий либерализм
Либеральное движение на немецкой земле началось в первые десятилетия XIX в. В преддверии революции 1848–1849 гг. в Германии оно достигло значительной высоты. Как с точки зрения масштабов и организованности, так и с точки зрения идейно-теоретической зрелости. Ранний немецкий либерализм – тот, который зародился и утверждался в дореволюционный период,– был по преимуществу «конституционным движением». В его рамках разрабатывались и предлагались различные модели желательных для германских государств политико-юридических порядков. Такие модели, призванные модернизировать, осовременить эти государства, содержали разные комбинации уже заявивших о себе тогда в Западной Европе либеральных принципов и норм. Подобно английским и французским либералам, их немецкие единомышленники искали социальную опору в буржуазных средних слоях. Но в немалой степени рассчитывали они и на здравый смысл монархов, которые были бы способны внять велениям времени и стать не выразителями партикулярных интересов, а радетелями общего блага.
Немецкий либерализм первой половины XIX века представляют Фридрих Дальман, Роберт фон Моль, Карл Роттек и Карл Велькер, Юлиус Фрёбель и другие. Их взгляды и деятельность ощутимо влияли на политический и духовный климат Германии той поры. Общеевропейскую известность приобрели же в первую очередь пронизанные либеральными идеями труды Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца Штейна.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835 гг.) наряду с И. Кантом, творчество которого оказало на него сильное воздействие, стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства». Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству, – позиция гуманистического индивидуализма. Не столько собственно государство занимает его, сколько человек в соотношении с государством. Основная задача, решаемая в этом сочинении, состоит в том, чтобы «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Таковым, по мнению ученого, может быть включенность всесторонне развитой индивидуальности, самобытнейшего «я» человека в разнообразные и притом тесные связи между людьми.
Гумбольдт придерживается начатой социальной наукой XVIII в. линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства. Гранями этой дифференциации у него выступают различия между:
1)
системой национальных
2) «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно государством;
3) «человеком» и «гражданином».
Проводя границу, разделяющую общество и государство, Гумбольдт не считает их равноценными величинами. С его точки зрения, общество принципиально значимее государства, а человек есть нечто гораздо большее, чем гражданин – член политического («государственного») союза. По той же причине «естественное и общее право» должно быть единственной основой для права позитивного, руководящим началом при разработке и принятии государственных законов. Цель существования государства как такового – служение обществу.
Государство, которое правильно реализует предначертанную ему роль, в своей деятельности не должно преследовать ничего иного, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности граждан. Гумбольдт – твердый приверженец типичной для европейского раннебуржуазного либерализма концепции «минимального государства». Он совершенно непримирим к идее и факту государственного попечения о положительном благе граждан, т.е. об их хозяйственном преуспевании и общественной карьере, об их нравственности, физическом здоровье, образе жизни, личном счастье.
Диапазон активности функций государства должен быть, по Гумбольдту, резко сужен.
По представлению Гумбольдта, чем значительнее и шире диапазон действия государственной власти, тем меньшей свободой располагают индивиды, их объединения. Суть усилий государства и его слуг он усматривает в создании препятствий возвышению нации, вызреванию ее к свободе, хотя именно это есть самое важное в судьбах человечества.
Результат наблюдений Гумбольдта над государством таков: поскольку государственное устройство всегда связано с ограничением свободы, на него нельзя смотреть иначе, как на «зло, пусть и необходимое».
К
чести Гумбольдта, его позиция, как
она дана в «Опыте», все же учитывает
полезность и нужность (при известных
обстоятельствах) некоторых социально-