Становление и развитие блогосферы в российском сегменте рынка Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Специфика современного информационного общества заключается в том, что подавляющее количество свободного и рабочего времени затрачивается на производство и потребление знаний и информации. Одним из важнейших источников информации сегодня является Интернет, а в рамках интернет-пространства блогосфера. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью, представляя собой важную социальную среду.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАСООБЩЕСТВЕ
СТАНОВЛЕНИЕ и РАЗВИТИЕ БЛОГОСФЕРЫ
Текущий уровень развития социальных сетей и блогосферы в российском сегменте Интернета
БЛОГОСФЕРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ.
ЧИНОВНИКИ И БЛОГОСФЕРА
ОППОЗИЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЕ. КРЕМЛЕВСКИЙ ОТВЕТ БЛОГГЕРАМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

курсовая(2).doc

— 4.11 Мб (Скачать файл)

 По мнению учёных  из Гарварда  исследование российской  блогосферы стало очередным этапом  в последовательном анализе различных национальных сегментов социальных медиа. Портрет блогосферы — это портрет общества и социально-политической реальности, в контексте которого эта блогосфера живёт. Создание карт блогосфер позволяет исследовать, как сетевые структуры отражают роли социальных, культурных и политических сил в конкретном обществе. Сравнительный анализ позволяет лучше осознать то, насколько структура национальной блогосферы является особенной и характерной для конкретного общества. Исследование, проведённое в Гарварде, показывает, что двух похожих блогосфер не бывает. Каждая уникальна в своей структуре, и единственный общий знаменатель — высокий уровень сложности этих структур.

Начав с анализа 5 млн. блогов, группа исследователей постепенно выявила дискуссионное ядро наиболее активных блогеров, которые наиболее характерно представляют структуру российской блогосферы. Это дискуссионное ядро составило 11792 блогера, которые, в свою очередь, были разделены на несколько тематических кластеров. Большинство из этих 11792 были блогами «Живого журнала». Структура американской блогосферы чётко показывает дистанцию и разобщённость между ярко выраженными группами консерваторов и либералов. А вот на российской карте сразу заметно, что речь идёт о целостном облаке, в котором нет разрывов и изолированных друг от друга групп. Иными словами, сузив сферу анализа до дискуссионного ядра, исследователи увидели, что российская блогосфера не поляризована, а отличается высокой степенью централизации, концентрации в одно облако и взаимосвязями между разными кластерами, даже если они представляют собой соперничающие политические группы. Отсюда большая открытость к дебатам и дискуссиям, в рамках которых сталкиваются представители разных политических взглядов. Высокий уровень ссылок друг на друга между разными группами также предотвращает возникновение «информационных коконов» — изолированных групп блогеров, закрытых в своём информационном микромире и живущих только вокруг информации, создаваемой ими самими и их единомышленниками.

Ещё одним фактором, который подкрепляет централизованное строение российской блогосферы, является высокая степень интерактивности российской блогосферы, связанная с тем, что платформы типа ЖЖ совмещают в себе функции блогов и социальных сетей, являясь «социально-сетевыми гибридами».

Выделив общую структуру  дискуссионного ядра российской блогосферы, создатели карты принялись за идентификацию сегментов блогооблака. На базе анализа содержания и описаний 1200 блогов (10% дискуссионного ядра) были обнаружены и определены структуры внутри облака. Исследователи определили четыре основных сетевых кластера, составляющих дискуссионное ядро: общественно-политические, региональные, культурные и инструментальные. К региональным были отнесены блоги на русском языке, но принадлежащие жителям других стран постсоветского пространства, к культурным - посвященные преимущественно культуре и искусству, к инструментальным - аккаунты, которые поддерживаются авторами за материальное вознаграждение, а не по собственной инициативе.

Исследователи проанализировали не только внутреннюю структуру российской блогосферы, то есть то, как блогеры ссылаются друг на друга, но и взаимоотношение блогосферы с традиционными средствами массовой информации. Анализ того, на какие платформы и традиционные СМИ вне социальных медиа блогеры ссылаются чаще всего, позволил определить своего рода «новостную диету» тех, кто живёт в блогосфере.

Наиболее популярным ресурсом, согласно анализу ссылок российских блогеров, является YouTube.

Этот видеохостинг популярен  во всех концах российской блогосферы, что делает её в чём-то ближе своим зарубежным картам-собратьям. Однако и YouTube как платформа достаточно политизирован. Анализ 100 наиболее популярных видео показал, что, наряду с развлекательными и коммерческими темами, многие из видеоматериалов касаются социальных и политических тем и ряда клипов о коррупции.

Дискуссионное ядро российской блогосферы потребляет больше информации из либеральных СМИ, чем пользователи российского интернета в целом. Таким образом, именно либеральные СМИ формируют повестку дня российской блогосферы и являются её общим знаменателем. И это во многом определяет характер блогосферы и при этом создаёт своего рода симбиотическую модель между российскими традиционными либеральными СМИ и социальными медиа.

Поскольку большинство  россиян по-прежнему черпают информацию из телевизионных новостей, то можно  говорить об информационном диссонансе, возникающем между сообществом  активных блогеров и тех, кто живёт  вне пространства социальных медиа. По сути, это значит, что те, кто получают информацию из блогов, и те, кто в первую очередь смотрят телевидение, живут в одном физическом пространстве, но в совершенно разных информационных мирах.

Не менее важно, по мнению исследователей, что часть  русской блогосферы используется не только для обсуждения политики и критики правительства, но и для мобилизации политической и социальной деятельности. Это может означать, что в российской блогосфере появляются признаки того, что британский исследователь Уильям Даттон называет «пятой властью»: российские социальные медиа являются новой сферой формирования реальной политической силы. Согласно Даттону, «пятая власть» выступает как механизм контроля государственных структур, а также «четвёртой власти» — традиционных средств массовой информации. Отмечается, однако, что эта  «пятая власть», пока хрупка и уязвима.

«Мы предполагаем, что  рост влияния российской блогосферы может привести к всё более  активному участию правительства  в сетевой публичной сфере. Эти  тенденции, как и попытки контролировать сетевое пространство, могут усилиться во время эскалации политической борьбы, например, вокруг выборов» - считают исследователи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛОГОСФЕРА  КАК СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ  РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ.

Наблюдаемый сегодня  стремительный рост скорости и объемов коммуникативных взаимодействий, осуществляемых в современном информационном обществе с помощью Интернета и социальных медиа, ставит перед нами вопрос о комплексном изучении Интернета и его функциональных сегментов в области социально-политического знания. В отечественной исследовательской литературе все чаще появляются работы, посвященные различным аспектам взаимосвязи блогосферы, Интернета и политики3, однако попытка их четкой систематизации затруднена из-за разнообразия теоретико-методологических подходов, используемых авторами, а также сложности применения таковых к исследуемой области. Это обстоятельство актуализирует проблемы системного, научного изучения коммуникативных феноменов Интернета и блогосферы как социальных явлений в контексте современной политики.

Интернет и блогосфера играют значимую роль в коммуникативных  процессах современного общества, в  котором информация давно выступает  в качестве основного ресурса, выполняя вместе с тем социобразующую функцию. Сложность, разнородность и полиморфизм информации порождают насущную необходимость в активном расширении арсенала практик ее получения и освоения. Известный немецкий социолог Н. Луман предлагает понимать информацию как «различение между тем, что могло бы быть, и тем, что происходит или сообщается». Он настаивает на том, что последняя обладает событийной сущностью, и, «хотя информацию [и] производит знание, ее необходимо отличать от (переносимого) знания». Н. Луман делает акцент на том, что информация по сути своей является парадоксальной коммуникацией, обладающей способностью порождать одновременно уверенность и неуверенность. «Во многом это объясняется двойственной природой информации и контингентностью ее предмета», поясняет Н. Луман. Для иллюстрации подобных свойств информации немецкий ученый приводит в качестве примера сообщение о том, что поезд задерживается на 20 минут. Пассажир, получая такую информацию, может принять решение выпить чашку кофе, но всегда остается шанс, что поезд прибудет раньше. Иными словами, Н. Луман утверждает, что любое решение (в том числе политическое) окружает себя информацией. Тем не менее он не относит развитые информационные системы к прерогативе исключительно современного общества.

Специфику последнего Н. Луман видит в том, что сегодня  все больше общественных структур создаются и изменяются благодаря принятию решений. Информация и современное общество связаны через процесс принятия решений, а именно посредством неожиданности последних. «Решения должны зависеть от неожиданности, потому что сами являются неожиданностью. <...> Сегодня это верно в отношении почти всех областей коммуникации: политических выборов, позитивного права, определения направления дальнейших исследований в науке, инвестиций капитала в стране или за рубежом, выбора профессионального образования всего, что воспринимается как реальность, поскольку об этом сообщается в средствах массовой информации», говорит Н. Луман.

Характеристика информации, выделяемая Н. Луманом, очень важна  в свете научного изучения Интернета  и блогосферы. Миллиарды гигабайт данных, составляющих знания в различных областях науки и человеческой деятельности, становятся актуальной информацией только при наличии их запроса. Интернет и блогосфера актуализируют знание, превращая его в информацию, а также дают возможность проследить этот процесс внешнему наблюдателю, помогая составить представление о том, что в данный момент интересует общество.

Признавая важную роль информации в процессе принятия общественных и  политических решений, в рамках изучения блогосферы следует обратить внимание на важное для ее анализа понятие социальной среды. Вслед за соображениями Н. Лумана мы склонны считать, что, поскольку «информация всегда является неожиданностью, следовательно, она не может быть внесена в систему из окружающей среды. Она должна быть произведена в самой системе, так как неожиданность становится явной посредством внутренних ожиданий системы»4. Если коммуникация, возникающая в процессе информационного запроса, разворачивается в социальной среде, то последняя задает те рамки, в которых запрос может быть удовлетворен. Тем самым сама среда оказывает влияние на решения, принятые на основе полученной информации и  как следствие, нуждается в отдельном уровне анализа. Интернет и блогосфера образуют специфическую социальную среду, окружающую человека как в общем информационном поле, так и при взаимодействиях внутри ее рамок.

Само же понятие социальной среды является довольно широким  и включает в свою структуру значительное множество смыслов. Оно берет  начало в социобиологии5 и социальной экологии и выделяется в качестве культурно-психологического компонента среды человека, основывающегося в том числе и на средствах информационного воздействия.

Распространено также  понимание социальной среды как  культуры, в которой воспитывался или существует тот или иной индивид, совокупности людей и социальных институтов, с которыми ему приходится взаимодействовать. Согласно этому подходу социальная среда может формировать чувство солидарности между ее членами. Представители одной социальной среды часто выражают свои мысли в сходной форме и стилистике, пользуясь сходными структурами, даже если их умозаключения различаются. Более подробно такое сходство членов одной социальной среды рассматривается в рамках изучения проблемы «знакомых незнакомцев». Н. Агаруол, сотрудник исследовательской лаборатории в Принстоне (штат Нью-Джерси, США), и его коллеги в своем исследовании описывают проблему, связанную с поиском «знакомых незнакомцев» в блогосфере, т. е. тех членов социальной сети, которые не связаны друг с другом непосредственно, но обнаруживают между собой некое сходство. Исследователи приходят к довольно интересным выводам относительно ключевых свойств социальных сетей. «Большинство участников социальных сетей связано лишь с небольшим числом таких же рядовых участников, утверждают они. Таким образом, индивиды, демонстрирующие общие черты, чаще всего не известны друг другу. Более того, большинство среднестатистических членов социальной сети имеют очень ограниченный взгляд на нее, что создает дополнительные сложности в объединении этих "знакомых незнакомцев"».

В свете этого нам  представляется эффективным использовать в исследовании коммуникативного потенциала блогосферы в политике понятие социальной среды, принимая во внимание динамический характер и непрерывную трансформацию последней в социальном континууме при сохранении определенного набора специфических качеств.

Помимо особенностей, заключающихся в феноменах информации и социальной среды, значительный интерес  для научного изучения блогосферы в  политической коммуникации представляет ее сетевая структура. Американские исследователи Х. Фаррел и Д.В. Дрезнер в статье «Власть и политика блогов» анализируют влияние блогеров и блогосферы на политику в США. Обращая внимание на специфику блогосферы как сетевой структуры, они предлагают рассматривать последнюю, сосредоточиваясь на двух взаимосвязанных аспектах: неравномерном распределении читателей во всей совокупности блогов и все возрастающем взаимодействии между блогами и основными СМИ.

Наиболее важное отличие  между блогами и более традиционными СМИ состоит в том, что блоги представляют собой сетевое явление. Сетевые связи, в основе которых лежит система гиперссылок, являются специфической характеристикой блогосферы: блогеры постоянно взаимодействуют друг с другом, распространяя интересные истории, аргументы и точки зрения. Х. Фаррел и Д.В. Дрезнер утверждают, что, даже несмотря на то что десяток миллионов блогеров создают около сотни тысяч новых сообщений и тем ежедневно, среднестатистический блогер практически не имеет политического влияния, хотя в целом нельзя отрицать факт влияния блогосферы на политику. Исследователи поясняют, что распределение ссылок и трафика в блогосфере сильно смещается за счет небольшого числа блогеров, которые овладевают всеобщим вниманием. Благодаря этому горстка «избранных» блогов может выступать как в качестве собирателей информации, так и в роли «суммарной статистики» по блогосфере.

Вместе с тем американские ученые приводят данные, подтверждающие тот факт, что за счет логарифмически нормального распределения связей в блогосфере популярные блоги склонны становиться со временем еще популярнее10. Новые блогеры могут включать себя в сеть, создавая ссылки на другие, уже существующие блоги, используя их как способ заявить о своем присутствии в блогосфере. Можно резонно предположить, что они будут склонны делать ссылки на тех хорошо известных блогеров, которые уже имеют множество входящих ссылок, нежели на других, неизвестных. Это утверждение справедливо с точки зрения специфики сетевой структуры блогосферы и подтверждается также исследованиями феномена «знакомых незнакомцев» в социальных сетях, о чем мы говорили выше. Итак, наряду с тем, что авторитетные и популярные блогеры склонны становиться еще авторитетнее и влиятельнее, привлекая новых читателей, малоизвестные блоги также сохраняют определенные шансы обрести популярность и влияние при удачных условиях.

Информация о работе Становление и развитие блогосферы в российском сегменте рынка Интернета