Эксперимент, как форма работы религиозного обозревателя в современных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение места и роли религиозной тематики в современных масс-медиа, и выяснение возможности адекватного использования метода эксперимента в религиозном пространстве СМИ.

Научная новизна исследования – использование самого жанра эксперимента в журналистики до сих пор является явлением до конца не изученным и вызывающим много споров. Что же касается этого жанра в религиозной тематике, то это представляет большую проблему, так как журналистам нужны навыки и знания, чтобы совершенствовать свое мастерство в этой области. Эта тема до конца не разработана и требует комплексного изучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-6.


Глава 1. Эксперимент в различных аспектах журналистской деятельности.


1.1 Эксперимент, как метод получения информации.…………………………6-11.


1.2. Эксперимент в поле игрореализации………………………………………11-17.


Глава 2. Эксперимент в религиозной тематике.


2.1 Конфессиональная пресса и светская религиозная журналистика………17-21.


2.2 Проблема освещения сект в средствах массовой информации……………21-32.


Заключение……………………………………………………………………....32-34.


Список используемой литературы…………………………………………....35-37.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 

1.2. ЭКСПЕРИМЕНТ В  ПОЛЕ ИГРОРЕАЛИЗАЦИИ.

Теперь мы рассмотрим эксперимент с другой точки зрения. Более неожиданной, но тоже не менее  важной.                                                              «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры». Этот образ, найденный переводчиком Шекспира, так часто используют психологи для наглядного объяснения принципов организации межличностного общения, что никто уже и не обращает внимания на явную алогичность, возникающую в данном случае. Ведь театральное действо предполагает, по крайней мере, наличие группы постоянных зрителей. При актах межличностных коммуникаций субъекты постоянно меняются ролями, при сем могут присутствовать «зрители», но они, как правило, люди случайные. А вот мир массовой коммуникации без всякого преувеличения почти аналог театру, поскольку люди, работающие в СМИ, нередко выполняют и актерские, в том числе функции (причем как в прямом, так и в переносном смысле). (31.)

Если рассматривать  игру и конкретную массово-коммуникационную деятельность как явления культуры, а не как простые биологические функции, то налицо будут несколько признаков сходства.

- Во-первых, игра – не есть «обыденная»  жизнь и жизнь как таковая.  Она скорее выход из рамок  этой жизни во временную сферу  деятельности, имеющей собственную  направленность. Но ведь и продукты деятельности СМИ – не есть прямое отражение «обыденной» жизни. И журналист «выходит из рамок» этой жизни в сферу массово-коммуникационного творчества чаще всего с целью самореализации себя как личности.

- Во-вторых, «продукты» этой творческой деятельности, как и игра, обособлены от «обыденной» жизни конкретным местом действия, «героями» (типажами), продолжительностью (объемом) и т.д.

- В-третьих,  повторяемость (моделируемость) характеризует  не только игру или массово-коммуникационную  деятельность в целом, но и их внутреннюю структуру.

- В-четвертых, с полным основанием можно, видимо, говорить о «пространственном» ограничении объектов. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства. Точно так же продукты массово-коммуникационной деятельности представляют собой некие замкнутые «пространства», на которых имеют силу особенные правила. В этом журналистика сродни искусству.  (19.)

Эксперимент как один из видов игрореализации мы будем рассматривать лишь с точки зрения ролевой сущности данного вида журналистской деятельности. Что касается решения задачи получения, таким образом, достоверных знаний о неких предметах анализа, то эту проблему мы рассмотрели в предыдущей главе. Поэтому, безусловно, предполагая всякий раз, что действие имеет целью какой-то конечный результат, мы, тем не менее, внимание будем в большей степени уделять технологиям его организации. (20.)

Эксперимент как метод игрореализации СМИ  или отдельного автора предполагает введение в ситуацию некоего искусственного импульса, роль которого играют достаточно жесткие правила или же само действие журналиста. Этот импульс позволяет выявить значимые в данном случае параметры, а получение определенного объема знаний идет одновременно с эмоциональными реакциями и оценкой изучаемой ситуации. Причем нередко журналист – участник эксперимента – и аудитория СМИ имеют возможность одновременно (в случае «прямого эфира») реагировать на происходящее.

Сила  искусственного импульса рассматривается  чаще всего как основание для  универсальной типологической схемы. В зависимости от силы импульса, как правило, выделяют:

- «Чистый»  эксперимент как крайний полюс  экспериментирования со всеми  его специфическими чертами;

- Естественный  эксперимент;

- Псевдоэкспериментирование  или экспериментальное наблюдение. (25.)

Мы, в  дополнение к данной схеме, в ходе анализа современной практики СМИ  выявили и такую доминанту  игрореализации, как степень ролевого перевоплощения журналиста и вовлеченных им в действие людей.

Если  взять последнее за основу и попытаться расположить экспериментальные приемы по мере возрастания степени ролевого перевоплощения, то выстраивается некая градация. Хотя сразу же нужно оговориться, что эта градация так же, как определение их «границ», носит достаточно условный характер, поскольку сам творческий процесс поддается, как мы уже не раз отмечали, лишь условному структурированию.

Представленная  нами шкала на полюсе «слабого» экспериментирования  начинается с приемов, которые можно  обозначить как творческую реализацию естественных состояний. Журналист  лишь фиксирует происходящее (возможно, что это даже не ситуативный акт, а долговременный), находит тематический «ход» и затем оформляет как журналистское произведение. От наблюдения же этот метод отличается тем, что конечный продукт данного вида эксперимента имеет четкую ролевую обусловленность. Поясним на примере.

Серия материалов Александра Лосото, появившихся  в свое время в «Новой ежедневной газете» под рубрикой «Записки врача»[8], на наш взгляд, имела простую мотивацию: показать все несуразности и просчеты в организации нашей системы здравоохранения. Наверняка они стали результатом не многомесячных даже, а многолетних наблюдений автора. Но описание он производит, исходя из четко очерченных ролевых функций – несуразности глазами узкого профессионала, способного подметить такие детали, которые коммуникатор другого типа, несомненно, пропустил бы.

Подобного рода эксперименты не часты в практике деятельности СМИ именно в силу трудностей, связанных с поиском кандидатов на роль «узких специалистов». Гораздо чаще можно наблюдать результаты естественных экспериментов с участием самих журналистов. Действуя в качестве непосредственного участника ситуации, журналист одновременно остается журналистом – со специфическим восприятием происходящего, с установкой на его осмысление и отражение в будущем произведении. (9.)

Можно выделить следующие приемы «ролевого  участия», активно используемые в  журналистской практике:

- «эксперимент поневоле»;

- «эксперимент на себе»;

- «журналист в роли... (клиента, покупателя, пассажира, посетителя, больного и т.д.)»;

- «перемена профессии»;

- «деятельный работник»;

- «внедрение»;

- «подставная фигура».

Приемы  ролевого участия предполагают введение коммуникатором нужного – в соответствии с конкретными задачами – искусственного импульса. Но он может, в отличие от методов более «слабого» экспериментирования, усилить этот импульс своим действием, целенаправленно конструируя нужную ситуацию, втягивая в нее определенный круг интересующих его лиц. (4.)

Механизм  этого конструирования весьма схож с алгоритмом ситуационно-ролевых, имитационных игр. Многие приемы журналистского экспериментирования – это чистой воды игрореализации субъекта творческой деятельности. К числу этих приемов можно, на наш взгляд, отнести следующие: «кто меня остановит?», «по следам», «комиссия», «положительный образец», «руководитель службы в роли ее клиента», «экспертная оценка», «меченые атомы», «симуляционный метод».

«Симуляционный метод» вплотную приближается к крайне правому полюсу «чистого» экспериментирования, поскольку здесь наиболее отчетливо и наглядно прослеживается целенаправленное конструирование нужной коммуникатору ситуации. Роль же самого сильного искусственного импульса играет постановочное действие или игра по жестким правилам. (5.)

Кстати, лишь практика последних лет дала возможность выделить и описать  данный тип игрореализации, ибо он находится, что называется, «на грани  фола» – еще чуть-чуть, и можно  будет говорить о нарушении этических и профессиональных норм журналистской деятельности. Но, как показало наше исследование, в частности, опрос экспертов, «театрализованность» в хорошем смысле этого слова значительно повышает эффективность взаимодействия с аудиторией СМИ: если реципиент видит, как коммуникатор действовал, это усиливает степень его доверия. (24.)

Продуктивно работал в этом направлении автор  и режиссер своих программ Валерий  Комиссаров. К примеру, в «Пресс-клубе» начала девяностых он показал сюжет о том, как за один час можно заработать 700 рублей – большие по тем временам деньги. С 1994 года на телеканале «Останкино» систематически появлялся «канал в канале» – «Иллюзии». Суть программы автор объяснял достаточно просто. У каждого из нас есть собственные иллюзии: мечта о машине, квартире, быть любимыми и т.п.

Девиз программы: если верить в материализацию своей мечты – она обязательно  сбывается, хотя сама есть – Иллюзия. Герой передачи, бомж, озвучил такую  мечту – «побывать в Париже»  – и вскоре он там оказался благодаря журналисту, и этому была посвящена следующая программа.

«Чистый»  эксперимент как «высшая» степень непосредственной игрореализации журналиста или СМИ и – опосредованной – игрореализации аудитории СМИ, конечно же, требует более пристального анализа психологов, социологов, теоретиков журналистики. Потому что таким образом достаточно легко завоевать внимание достаточно большой аудитории. Те, кто хотел бы быстро заработать политические дивиденды или провести массированную рекламную кампанию, способны ради этого на любые «эксперименты». Так, в программе «Царская охота» одной свердловской телекомпании призы и деньги в буквальном смысле слова валились с неба. Но для этого нужно было участникам розыгрыша на глазах у всех съесть непомерное количество пищи, преодолев брезгливость, целоваться с кем попало, прилюдно раздеваться, давиться «на скорость» бананами и т.п. и т.д. Эксперименты, в которых организаторы все чаще используют в качестве приманки человеческую жажду наживы, нередки на многих региональных и местных студиях телевидения, на радио и в периодической печати.

И не стоит  их принимать как рядовые примеры  непрофессионализма или дурной вкус «слепых» копировщиков программ Общенационального  или зарубежного телевидения. Как  нам кажется, чаще всего речь должна идти о сознательном педалировании журналистами внерациональных способов достижения прагматически обусловленных результатов. (1.)

                          

 

Глава 2. Эксперимент в  религиозной тематике.

2.1 КОНФЕСИОНАЛЬНАЯ  ПРЕССА И СВЕТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА.

Религиозная журналистика — направление журналистики, в  рамках которого журналисты занимаются описанием и изучением жизни  и деятельности различных конфессий, религиозных организаций и объединений, а также форм и степени их влияния  на общественные, политические и культурные процессы. Религиозная журналистика включает в себя широкий спектр самых разнообразных тематических линий. (30.)

Цель же у  всей журналистики одна — доводить до общественных масс правдивую, неискаженную информацию. Обеспечить это сможет только солидарность, сплоченность журналистов, которые работают независимо от личных амбиций, мировоззренческих, политических, религиозных взглядов. У всех СМИ одна концепция и направленность. Главный редактор журнала «Ислам» Айна Гамзатова в процессе обсуждения темы отметила: «Слово человека — его оружие. Говорить о том, что какое-то СМИ навязывает свою идеологию, наверное, вообще глупо, потому что мы живем в гражданском обществе и у каждого его гражданина есть выбор. Вот только вопрос заключается в том, а есть ли у наших читателей или телезрителей такой выбор? К сожалению, разнообразных передач и публикаций с каждым годом становится все меньше и меньше. (33.) Поэтому работу в этом направлении необходимо усилить и осуществлять это следует профессионально. Методический совет по религиозной тематике в СМИ при Министерстве по делам печати осенью 2000 года провел исследование, в результате которого выяснилось, что ежемесячно в Российской Федерации в светских газетах публикуется около одной тысячи статей на религиозную тему. Эти статьи, с одной стороны, отражают общественные настроения в религиозной сфере (например, страх перед сектами, ИНН или ваххабитами), а с другой стороны, формируют саму конфессиональную политику, воздействуя на властные структуры регионального и федерального уровней. (12.)                                        Отношение светских коллег журналистов к религиозной публицистике негативно. Они не признают ее как самостоятельный жанр. Религиозной публицистики как бы нет, но она реально существует и в течение 10 лет стихийно развивается. Это стихийное развитие имеет свою внутреннюю логику и движется по двум направлениям:

    - Завершается окончательное размежевание конфессиональной прессы и светской религиозной журналистики.

    - Начинается процесс объединения СМИ по конфессиональному признаку, то есть формирование будущих религиозных медиа-империй. (28)

Самым крупным  держателем клерикальных изданий является РПЦ МП. Каждая епархия имеет несколько газет, журналов, выходы на местное радио и телевидение. Медийные структуры РПЦ включают в себя Информационное агентство "ИА РПЦ", сайты в интернете.

Помимо собственно церковных СМИ все большее влияние на общественно-политическую ситуацию оказывают околоцерковные организации, существующие под покровительством церкви или отдельных иерархов.

Католическая  церковь в России прямо или  косвенно владеет несколькими газетами, сетевыми ресурсами, радиоканалами  в Москве и Петербурге (ХЦОК и Радио "Мария").

Информация о работе Эксперимент, как форма работы религиозного обозревателя в современных СМИ