Эксперимент, как форма работы религиозного обозревателя в современных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение места и роли религиозной тематики в современных масс-медиа, и выяснение возможности адекватного использования метода эксперимента в религиозном пространстве СМИ.

Научная новизна исследования – использование самого жанра эксперимента в журналистики до сих пор является явлением до конца не изученным и вызывающим много споров. Что же касается этого жанра в религиозной тематике, то это представляет большую проблему, так как журналистам нужны навыки и знания, чтобы совершенствовать свое мастерство в этой области. Эта тема до конца не разработана и требует комплексного изучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-6.


Глава 1. Эксперимент в различных аспектах журналистской деятельности.


1.1 Эксперимент, как метод получения информации.…………………………6-11.


1.2. Эксперимент в поле игрореализации………………………………………11-17.


Глава 2. Эксперимент в религиозной тематике.


2.1 Конфессиональная пресса и светская религиозная журналистика………17-21.


2.2 Проблема освещения сект в средствах массовой информации……………21-32.


Заключение……………………………………………………………………....32-34.


Список используемой литературы…………………………………………....35-37.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Протестантские  церкви имеют в России несколько  радиостанций, десятки сайтов, периодически им удается покупать длительное эфирное время на региональных телеканалах. В прошлом году ряд протестантских церквей Петербурга инициировал создание религиозного медиа-концерна "Ассоциация христианской прессы", в который уже вошло 20 изданий общим тиражом 180 000 экземпляров. Ассоциация создала фонд финансовой поддержки для организации постоянно действующих семинаров и курсов журналистского мастерства, верстки и дизайна. Создатели Ассоциации ставят своей целью выйти на уровень, позволяющий конкурировать со светской прессой. (32.)

Сегодня мы имеем  два новых, самостоятельных направления: конфессиональная журналистика и светская религиозная публицистика.

Процесс разделения был труден. Если конфессиональная пресса с самого начала ясно представляла свои цели, то светская пресса пыталась в 90-е годы ушедшего века играть роль церковной и искренне помогала религии выходить на массовую аудиторию. Ошибочность этого шага стала очевидной после того, как светские журналисты, не имевшие базовых понятий о существе религиозных концепций, начали либо активно пропагандировать парарелигиозные явления, либо наоборот – прямо подменять собой церковную прессу.

Грани между  церковной журналистикой и светской были размыты. Многие до сих пор ошибочно полагают, что мир религиозной  журналистики един, а уже внутри него журналисты делятся по политическим параметрам: на правых и левых, монархистов и антимонархистов, противников ИНН и сторонников, врагов ваххабитов и их адептов, верующих и атеистов.

В действительности деление конфессиональной и светской журналистики имеет более глубокие корни, чем просто политические пристрастия или даже собственно отношение журналиста к вере. Ни для кого не является секретом то, что в церковных изданиях зачастую работают неверующие люди, поддерживающие ту или иную церковь исключительно из идеологических побуждений.

Разнятся не люди, а принципы, на которых строят работу журналисты религиозных и  светских СМИ.

Светская  религиозная журналистика в первую очередь занимается описанием религиозного процесса. Конфессиональная журналистика в первую очередь занимается проповедью. Это то главное и принципиальное, что отличает светскую публицистику от конфессиональной. Публицистика – это выражение собственного мнения. Проповедь – это добровольное выражение мнения общины. Разные внутренние импульсы. Одинаково важные и необходимые. Религиозная публицистика не зависит от религиозных организаций и имеет возможность критического свободного суждения. Конфессиональная журналистика сознательно несет нелегкое бремя проповеди в современном мире, добровольно накладывая на себя определенные цензурные ограничения (жанровые, стилистические, тематические).

Конфессиональная  и светская религиозная публицистика – два новых равноправных течения  в современной русской журналистике. (33.)

Только поняв  это, можно говорить о дальнейшем развитии религиозной публицистики и грамотном ее использовании в прессе, так как вещи, с которыми она работает принципиально важные, и требуют особого отношения, во избежание межэтнических и религиозных конфликтов.

Таким образом, религиозная журналистика — не только одна из сложнейших отраслей журналистского труда, но и одна из самых социально и политически ответственных и перспективных.  
 
 
 

2.2 ПРОБЛЕМА ОСВЕЩЕНИЯ  СЕКТ В СРЕДСТВАХ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Журналистский интерес к темам касающихся различных сект и других, вредных зомбирующих организаций не только не иссякает, но и усиливается с каждым годом. Достаточно сделать обзор заголовков встречающихся на полосах наших российских газет. И так, что же мы увидим:

- Действительно ли Европейский суд предписал зарегистрировать секту "Свидетелей Иеговы" в Москве? 
-
Оккультизм со школьной скамьи-2 
-
Каждый третий «альтернативщик» в СибВО — свидетель Иеговы Секты: запрещать или контролировать?  
-
Эксперты: Секта дает счастье, но очень ненадолго и «с возвратом»  
-
Тренинг "Полет" — вредоносная магия под маской психологии  
-
Лекции Рона Хаббарда признаны экстремистскими  
-
«ЖИВОЙ БОГ» или таки мошенник? 
-
Подборка по трагедиям в секте «Радастея» 
-
В больнице Архангельска врачей обучали иеговисты 
-
В Москве сектанты обсудили вопросы взаимоотношений с Русской Православной Церковью.

Это подборка из газеты «Комсомольская правда» и причем, эта газета не специализируется на подобных темах.

Очевидно, что  именно в подобной тематике эксперимент  в религиозных СМИ имеет самую  благоприятную почву. Но, безопасно  ли это для самого журналиста и  к чему приводят подобные эксперименты?

Если журналист  решит для себя освятить проблему тоталитарных сект в средствах массовой информации, то он неминуемо столкнется с рядом неизбежных в данной ситуации проблем.

Но, для начала приведем само определение - тоталитарная секта — организация, наносящая ущерб духовной жизни общества, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности. (16.)

Первое, на что  можно обратить внимание – это  предоставление полной и достоверной  информации о деятельности религиозной (а чаще всего псевдорелигиозной) организации. Дело в том, что одной из отличительных черт тоталитарной секты является ее структура, нацеленная на то, чтобы вовлечь внутрь себя как можно большее число людей, часто не подозревающих о том, куда их пытаются вовлечь. Но как только представители – лидеры или рядовые последователи тоталитарной секты – почувствуют, что ими начали специально интересоваться, от кажущейся открытости этих организаций не остается и следа.

В результате журналист  оказывается перед выбором –  отказаться ему от выбранной темы или, не смотря на возникшие трудности, продолжать собирать материал. Если журналист все же решится на дальнейшие поиски, его трудности на этом не закончатся.

Лидеры тоталитарных сект, видя перед собой журналиста светских СМИ, стараются всячески обелить  свою репутацию и репутацию той организации, которую представляют. В том же случае, когда в результате сбора первичной информации журналист видит очевидное противоречие между тем, что говорят лидеры тоталитарных сект и тем, что говорят о них исследователи этих организаций, то перед журналистом встает серьезная проблема – разобраться, кто же лжет, а кто говорит правду.

Если же преодолена и эта проблема, и становится очевидной  неискренность представителей тоталитарных сект (что в большинстве случаев  так и происходит), журналист натыкается в своем расследовании на проблему иного характера. (15.)

Не для кого не секрет, что те журналисты, которые  решили расследовать деятельность деструктивных  культов, нередко сталкиваются с  такой проблемой как угрозы, запугивания  со стороны лидеров тоталитарных сект. Люди, которые исследуют проблему религиозного экстремизма, хорошо знают “любовь” “Церкви ” к всевозможным преследованиям своих критиков, или частые случаи инициирования судебных процессов против журналистов, священнослужителей и рядовых граждан, осмелившихся критиковать секты.

Например – убийство белорусской журналистки Вероники Черкасовой, которая занималась расследованием деятельности тоталитарных сект на территории Белоруссии. Журналистка негосударственной газеты "Солидарность" Вероника Черкасова была зверски убита в Минске днем 20 октября 2004 года. Накануне она вернулась из командировки и утром должна была появиться на работе. После того, как этого не произошло, коллеги связались с ее родственниками. Труп Черкасовой с множественными колото-резаными ранами был обнаружен в ее квартире родственниками и коллегами. Женщина была убита клинком. Этим оружием ей нанесли около 20 ударов.

Подобного рода зверские убийства происходят в результате того, что в ходе журналистского расследования выясняются такие подробности, которые ни в коем случае не хотят предать огласке лидеры тоталитарных сект. Или убийство журналиста Сократиса Гиолиаса, совершенное греческой радикальной группировкой, которая называет себя "Сектой революционеров".  
Редакция афинской газеты "Неа" получила компакт-диск с прокламацией. На нем члены группировки заявляют о своей причастности к убийству и оправдывают его. Кроме того, диск содержит угрозы в адрес правоохранительных органов Греции, некоторых известных издателей и журналистов, работников прокуратуры и тюрем. Напомним, что 16 июля 37-летний журналист был застрелен возле своего дома в Афинах. В его теле насчитали 16 пулевых отверстий. (34.) К сожалению, такие истории не единичны.

Если рассматривать  деятельность журналиста применительно к исследованию тоталитарных сект, то тут встает проблема иного характера, а именно – частые судебные разбирательства, инициированные против представителей средств массовой информации, священнослужителей Русской Православной Церкви и всех тех, кто пытается критиковать противоправную деятельность этой секты и ее верхушки. Подавляя журналистское право на свободу слова, столь дорогой ценой завоеванную российским обществом, подобные секты пытаются заткнуть рот всем тем, кто высказывает свое критическое мнение, тем самым, показывая нам свою истинную деструктивную суть. Нетерпимость ко всему чуждому, не одобренному верхушкой секты – отличительная особенность тоталитарной системы.

Именно тут  журналистская практика сталкивается с насущной необходимостью изменения российского законодательства, которое должно учитывать наличие такого явления как контроль за сознанием и насилие над личностью в тоталитарных сектах. В наших же законах ничего не говорится не только о том, что такое тоталитарная секта, но и нет определения слову «религия», что открывает широкие просторы для людей, нечистых на руку.

Хотелось бы еще несколько слов сказать о  долге журналиста, освящающего деятельность тоталитарных сект и выносящего эту  проблему на суд общественности.

Проблема деструктивных культов представляет сейчас настолько реальную угрозу для нас и наших сограждан, что нам необходимо выстроить максимально четкую позицию в отношении этой проблемы. Поэтому от действия журналистов во многом зависит благополучие наших близких. Если они в своей деятельности сталкиваемся с проблемой манипуляции сознания в псевдорелигиозных организациях, их долг – освятить эту ситуацию и по мере наших сил повлиять на решение этой проблемы и не допустить, чтобы тоталитарная секта приобрела очередную жертву. (17.)

Поэтому необходимо достаточно скрупулезно изучать саму проблему, необходимо заниматься самообразованием.

Так уж сложилось, но именно от светских журналистов, от их позиции, сейчас многое зависит и не только в отношении решения проблемы тоталитарного сектантства. Абортивная политика министерства здравоохранения и отдельных врачей, проблема наркомании среди молодежи, рост безнравственности наших детей и многие другие пороки нашего общества не должны оставаться проблемой, которой просто надлежит быть, так сказать, которая есть в наличии. Подобного рода гражданскую позицию журналиста нельзя считать удовлетворительной, напротив, она недопустима.

Таким образом, мы видим, что явление тоталитарного  сектантства, сама структура подобных организаций в большинстве случаев никакого отношения к религии не имеет, и мы можем наблюдать маскировку за религиозными терминами для осуществления самой банальной коммерческой деятельности. Обогащение верхушки секты, их материальное благополучие и способ достижения абсолютной, ни кем не ограниченной власти – вот те цели, ради которых создаются тоталитарные секты.

Тоталитарная  секта ничего не производит, а лишь паразитирует на здоровых клетках общественного  организма, как раковая опухоль, поедая его и оставляя после себя лишь искалеченные души и судьбы многих тысяч людей.

Специалисты, которые  занимаются проблемой экспансии  тоталитарных сект, сейчас говорят  о том, что необходимо ограничить деятельность подобных организаций  на законодательном уровне, привлекая  за факт мошенничества с использованием психологического насилия как за уголовное преступление.

Предупреждение  о грозящей опасности, информирование людей о том, что может с  ними произойти в сектах – это  единственная мера профилактики попадания  человека в деструктивные культы. Только так можно хоть как-то противостоять тому наплыву сектантства, который захлестнул нашу страну. (27.)

Информация о работе Эксперимент, как форма работы религиозного обозревателя в современных СМИ