Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:37, отчет по практике
Целью данной работы является изучение и описание деятельности Ленинск-Кузнецкого городского краеведческого музея.
Введение 3
1. Характеристика Ленинск-Кузнецкого городского краеведческого музея 5
1.1 Структура управления Ленинск-Кузнецкого городского краеведческого музея 5
1.2. История Ленинск-Кузнецкого городского краеведческого музея 6
1.3. Фондовая работа Ленинск-Кузнецкого городского краеведческого музея 10
1.4. Основные показатели деятельности Ленинск-Кузнецкого городского краеведческого музея 13
1.5. Тематика экспозиций музея 15
1.6. Должностные инструкции сотрудников музея 16
2. Экскурсия «Кольчугино. Кольчугинская копь и её развитие» 24
Заключение 42
Немалое количество залежей угля аборигенами местного сибирского края были «открыты» за много веков и даже тысячелетий до широко отмеченного в истории открытия в 1721 году известным рудознатцем Михаилом Волковым угольного месторождения на берегу Томи возле Кемерова. Высокая оценка значению этого открытия была дана за то, что благодаря ему об этих богатствах стало известно правительству и широкой общественности Российской империи. Появились сведения об использовании кузнецких углей на заводах Алтайского горного округа, в который в те времена входил и Кузнецкий край. Первый управляющий салаирских рудников Шангин, во время поездки по реке Ине в 1791 году неоднократно наблюдал выходы угля у берегов и следы угольных пожаров, в частности у деревни Меретской. В последующие десятилетия сведения об угольных месторождениях Кузнецкого края стали накапливаться. Обобщив все имеющиеся сведения и проведя большие исследовательские работы, известный географ и геолог, почетный член Петербургской академии наук Чихачев в 1842 году первым определил границы Кузнецкого каменноугольного бассейна.
Но прошло много лет, прежде чем началась разработка Кольчугинского месторождения. Одним из первых его разведчиков был горный инженер Брусницын. В 1864 году Брусницын и геодезист Мейер произвели первую фотосъемку Кольчугинского месторождения каменных углей.
Наиболее явное промысловое значение имела добыча угля в Кузнецком бассейне, которая началась на Бачатской копи, расположенной недалеко от Гурьевского металлургического завода, где в 1826 году была пущена первая доменная печь. Но из-за сложных горно-геологических условий до промышленных объемов доведены не были и через два десятка лет, умерли, по существу, в младенческом возрасте, не дожив ни до возраста, ни до размеров, которые соответствовали бы названию и статуса рудника.
«Копь будут у нас делать, - пошел слух по селу. - Как в Бачатском стало быть, начнут с-под земли горюч камень таскать.» Целыми днями толклась у поскотины сельская ребятня, пытаясь заглянуть в темный зев шурфа, уходившего в земную глубь. Рабочие то гнали прочь стайки любопытных ребятишек, то миролюбиво пророчествовали:
«Глядите, подрастете - шахтерами станете»
Скоро
над шурфом встал деревянный четырехгранник
копра. Вместо ручного ворота для
подъема бадьи с породой
Кольчугино. Самой памятной за всю его историю, насчитывавшую со времен первых поселенцев уже более века. И в этом году Кольчугинскому руднику исполняется 125 лет. Географически Кольчутинский рудник расположен в центральной части Кузнецкого угольного бассейна. Он возник раньше всех других угледобывающих районов Кузбасса, действующих в настоящее время, взамен исчезавших к моменту его возникновения мелких Бачатских и Сосенских копей. На этой фотографии вы можете рассмотреть семьи Широкорядовых, Тихоновых, Чарухиных, это те люди, которые первыми закладывали шахту «Успех», и начинали на ней работать.
В 1894 году была открыта шахта «Николаевская», в 1895 году появились Журинские штольни. С 1895 года активизируется обследование Кольчугинского месторождения. Этим занимались геологи Поленов и Толмачев. В их честь, были названы первые изученные угольные пласты рудника. Ажиотаж вокруг угольных богатств Кузбасса разгорелся с особой силой с сооружением сибирской железнодорожной магистрали. В поле зрения попала и Кольчугинская копь. Железнодорожный делец Мамонтов замыслил соединить Кольчугинскую копь рельсовым путем с сибирской магистралью и организовать массовые поставки угля по железной дороге. Но этим планам не суждено было сбыться. Дореволюционная территория Кузбасса принадлежала царским владениям, весь доход был владением императорским. В январе1913 года Кузбасс был сдан в аренду АО «Копикуз», за которым стоял анголо-французский капитал. Хватка у Копикуза был крепкой. В Кузбасс привлекли видных геологов. В Кольчугине обосновалась своего рода штаб-квартира геологов во главе с Лутугиным, который дал заключение на строительство шахты «Капитальная». Какой ценой она строились, мало кому известно. Об этом свидетельствовал старого горняк Д.А.Сухорукова, впоследствии первого председателя Кольчугинского Совдепа, который непосредственно работал на этой шахте, он рассказывал, что труд был каторжный, тяжелый. И в добавок к этому постоянные штрафы и гонения. На строительство шахты Копикуз вербовал рабочих отовсюду. Так проездом к родным в Кузнецк в Кольчугине был Куйбышев.
В 1915 году в Кольчугине насчитывалось около полутора тысяч рабочих. Бала острая нужда в жилье. Для рабочих строились примитивные бараки, для служащих - дома-особняки. Вот, обратите внимание, как жили рабочие, им давалась небольшая комната 12-12 кв. метров, это была и кухня, и спальня. Изнутри квартиры не были оштукатурены, поэтому было много клопов и тараканов. Вывести их было невозможно. Иное дело - дома для служащих: зеркала, часы, дорогая посуда, посмотрите какие были деньги.
Техническое оснащение шахтеров за три десятилетия ни в чем не изменилось. Кайла, лопата, топор, масляный светильник, который назывался «бог помощь», вот и весь арсенал забойщика. Поистине адским был труд саночника, таскавшего на четвереньках многопудовую металлическую «корытку» с углем от забоя до штрека с конной откаткой. Отработав смену, шахтеры грязные, черные от угля, страшными тенями шли по домам. Не было даже примитивных шахтных моек. К весне 1915 года была доведена до Кольчугина и железнодорожная линия. Уже в марте проследовал первый пробный поезд в Кольчугино. Но лишь с 1916 года началось грузовое, а позже пассажирское движение.
Здесь вы видите фотографию, как кольчугинские шахтеры впервые отметили первомайский праздник сходкой. На этом стенде вы можете увидеть, служащих царской семьи, а также уникальные предметы: перо, чем раньше писали, и кстати говоря у писарчуков был достаточно красивый почерк; и первую печатную машинку «Континенталь», ведь в то время не было компьютеров, как сейчас у нас с вами. Первый телефонный аппарат «Азбука Морзе», он располагался на железнодорожном вокзале и в рудничном клубе, при помощи этого аппарата получали сообщения.
На Западе грохотала мировая война. А Кольчугинский рудник, набирая силу, множил прибыли акционеров. Росли и вклады в развитие рудника. В связи с призывом на военную службу многих шахтеров правление добилось направления на рудник даровой рабочей силы - военнопленных, в основном мадьяр. Также в это время на руднике скрывалось
много политических деятелей, были и эсеры, и большевики. Одним из них был Сычев Михаил Иванович, бежавший из томского полицейского управления и скрывшийся на Кольчугинском руднике под именем Франца Суховерхова. Он близко сошелся с первым председателем Совдепа Сухоруковым. Да и с другими большевиками подпольщиками, жившими в это время на руднике, также тесно общался с В.И.Лениным, строго конспирируясь, они вели активную большевистскую агитацию и пропаганду, готовили рабочих к революционной борьбе. Это большевистское ядро и придаю организованность выступлению шахтеров.
Рудник бурлил. Частые митинги стали своеобразными уроками политграмоты для шахтеров и селян. За ним проследовали практические действия. Вновь был переизбран Совет рабочих депутатов, во главе с Сухоруковым, теперь полностью находящийся под влиянием большевиков.
В январе 1918 года на руднике установилась советская власть. Первой заботой Совета стало увеличение добычи угля, улучшение снабжения рабочих продовольствием. Все больше развертывалась творческая работа советов. Но недолго длился мирный период. Его оборвал чехословацкий мятеж и белогвардейский переворот в Сибири. Большевистская организация, Совдеп призвали шахтеров Кольчугина к решительной защите завоеваний революции. 28 мая из добровольцев формируются два красногвардейских отряда. В них записалось более 300 человек. Вооружившись чем пришлось, к вечеру того же дня первый отряд во главе с Шильниковым и Пихтом отбыл в сторону Юрги. На другой день туда же выехал второй отряд под руководством П.Сухова. Под Арлюком кольчугинцы соединились с отрядами из Кузнецка и Щегловска. Командование объединённым отрядом принял Иван Ипатович Шильников. Он вернулся с германского фронта полным георгиевским кавалером, дослужился до подпоручика, но в неравном бою погиб. Имел военный опыт и Петр Федорович Сухов, ставший во главе Кольчугинского отряда. Он появился в Кольчугине в 1916 году, после ранения на фронте. В это время он уже был убежденным большевиком. Работал Сухов конторщиком на железнодорожном вокзале. После революции вошел в состав Совдепа, в качестве секретаря. Одновременно был членом штаба Красной Гвардии. 7 июня, в связи с приближением к Кольчугину крупных сил чехов и белогвардейцев, красногвардейский отряд Сухова выступил в рейд по Алтаю. 10 августа отряд наткнулся на засаду под деревней Тюнгур. Это был последний бой. Весь отряд погиб. 9 июня Кольчугино было захвачено белыми. Здесь стали назревать большие события ярким факелом вспыхнувшие в ночи колчаковской реакции. С воцарением белогвардейских властей в Кольчугино, как и во всей Сибири, началось преследование рабочих: неразрешались собрания, расцвел шпионаж, за неосторожно сказанное слово рабочих отправляли в штаб, пороли плетьми. Вновь увеличен рабочий день, расценки на сдельные работы снижены. Всякое недовольство шахтеров жестоко подавлялось. Но покорить людей, познавших свободу, теперь было непросто. Вскоре после установления белой власти вспыхнула забастовка, которую подавили военной силой. Пренебрегая опасностью, оставшиеся в Кольчугине большевики собирают силы для борьбы, создавались подпольные организации.
Организатором подпольного комитета стал Ф.Н.Сусленко, который впоследствии был представителем от Кольчугино на заседании в Томске, где решалась судьба восстания. Но на обратном пути домой, на поезд в котором ехал Сусленко, была совершена облава и он был случайно расстрелян. Руководителем восстания стал Д.И.Погребной. выбор на него пал неслучайно. С одной стороны, Погребной еще не играл заметной роли в предшествующих событиях и не привлек к себе бдительного внимания военного и гражданского начальства. Но с другой,- уже зарекомендовал себя стойким и грамотным большевиком, хорошим организатором. В сентябре 1918 г. Был избран подпольный комитет: Погребной, Роликов-Виноградов, Ломов, и многие другие. Члены комитета были распределены по участкам рудника. Организация подпольных боевых дружин осуществлялась по десяткам. В целях конспирации каждый член десятка знал своего
десяткового. Отец Погребного занимался торговлей мясом, и это помогло вести работу по организации партячеек в деревнях. Комитету удалось устроить своих людей в Колчаковскую милицию и телефонную станцию, что позволило подпольщикам узнавать о намерениях врага. Подпольщиков беспокоила позиция солдат гарнизона в случае начала восстания. Обстановка проявилась, когда в январе 1919 года в гарнизоне появился под видом добровольца посланец томского подполья Ф.Гужев. Он имел задание связаться с кольчугинским подпольным комитетом и привлечь на сторону подпольщиков как можно больше солдат. Действовал он успешно: за январь и февраль привлек к восстанию около ста насильно мобилизованных в Колчаковскую армию солдат. Но по доносу Гужев быт арестован, с помощью солдат ему удалось бежать из-под ареста и скрыться на руднике. В середине марта из Томска в Кольчугино прибыл Петр Клавдиевич Голиков в качестве уполномоченного по организации восстания. В свои 28 лет он уже шестой год состоял в большевистской партии, и неоднократно арестовывался. С установлением советской власти он был назначен комиссаром по формированию частей Красной Армии. Голиков и Гужев настаивали на немедленном восстании. Их довод состоял в том, что восстание рассчитано на ослабление тыла колчаковских войск, начавших генеральное наступление на восточном фронте, поэтому нельзя медлить. Погребной, указывая на то, что часть подпольщиков арестована, восстание в Кольчугино не будет поддержано. Погребной не верил в успех восстания и покинул рудник. Все руководство легло на Голикова. 2 апреля созвано экстренное заседание подпольного комитета на квартире у Жаркевича. Было принято решение начать восстание и провозгласить власть Советов в ночь с 5 на 6 апреля. В эту ночь по случаю благовещения должен был состояться благотворительный вечер в пользу колчаковской армии. В первую очередь намечалось захватить штаб гарнизона, и телефонную станцию, затем по сигналу, вокзал. Этим сигналом должны были быть гудки шахт. В 11-м часу вечера 5 апреля около 30 человек собралось в недостроенном каменном здании (барак за номером 111). Голиков направил на железнодорожную станцию Хорошевского, Котлярова, Захарова и Широкова. Остальных он повел к штабу гарнизона, который располагался по улице Коммунистическая. Благодаря решительным действиям восставших, штаб удалось захватить сразу. К повстанцам присоединилась та часть солдат, которая находилась под их влиянием. Первый гудок с ближайшей к штабу Николаевской шахты, возвестивший о захвате штаба, дал рабочий котельной Нечаев. По этому сигналу был захвачен вокзал.
С утра на площади революции, перед зданием штаба полнился народ. Был избран Совдеп. Военный отдел Совета начал формирование отряда обороны. С тревогой узнали в Кольчугино, что в других местах восстание не поддержали. Спешно были сформированы и направлены в Топки по железной дороге два отряда, самодельные броневики, чтобы преградить белым путь в Кузбасс. Но первый эшелон, во главе с Ф.Гужевым доехал только до станции «Раскатихи», встретили колчаковцы. После небольшой перестрелки обе стороны отступили, но преследование немедленно организованно не было. Белогвардейцы воспользовались этим, разобрали путь, и броневик сошел с рельс. Повстанцы отступили. Когда эта весть дошла до Кольчугина многие ушли из поселка. 7 апреля въехал карательный отряд подполковника Буланцева. В первые же дни без суда и следствия было расстреляно несколько десятков человек. 500 человек убито в Кольчугино. Не одну ночь слышали березы Камышанского лога последние проклятья палачам, вздрагивали от винтовочных залпов. Чудом остался жив один из участников восстания Семен Проскаков. По пути к месту расстрела он пытался бежать, но был ранен. Догнав его, конвоиры выстрелили по нему в упор и сочли, что добили его. Позже его подобрал и спас крестьянин деревни Полысаевской. Оправившись от ранений Проскаков ушел к партизанам. В двадцатые годы известный советский поэт Николай Асеев написал поэму. Каратели не просто расстреливали захваченных, а жестоко издевались над ними. 18-летнего юношу Гусева четвертовали за то, что он не выдал участников восстания. Героически погибли Костя Бородачев и Алеша Жуков. Семья Жуковых переехала в Кольчугино в 1914 году, потому что здесь можно было пристроить на работу малолетних детей. Они жили в бараке №16 (ул. 10 лет Октября). Так Алеша Жуков стал самостоятельно зарабатывать на хлеб. За свою очень короткую жизнь он полнее всего усвоил нищету одних и привольную жизнь других. Никто в семье не знал, что после прихода колчаковцев Алеша вступил в подпольную организацию. Не знали и о том, что он принял активное участие в восстании, а затем был постовым в захваченном штабе белых. С большим опозданием дошла до родных и весть о расстреле молодых ребят в деревне Мохово. А случилось это так. После подавления Кольчугинского восстания белыми все участники, оставшиеся в живых стали уходить в тайгу. И они сумели незаметно дойти до деревни Мохово. Это сейчас нам кажется, что Мохово близко, а тогда...тогда они считали, что достаточно далеко ушли. Замерзшие, голодные и усталые, они решили сделать привал. Ананьин и Жуков вошли в одну избушку попросить хлеба и выяснить обстановку. Хозяйка предложила им посидеть на русской печи, а сама будто пошла кое-что собрать из продуктов. Не знали ребята, что в Мохове были белые. Узнали, когда было уже поздно. Их хозяйка вошла в избу, пропустив впереди себя группу карателей. Видимо, они о себе ничего не говорили, так как избитых привезли в Кольчугино для опознания и выяснения связей. Для исполнения приговора их снова привезли в Мохово. Так трагически оборвалась жизнь юных бойцов за советскую власть.