Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 20:59, дипломная работа
Цель исследования - Построить модель факторов, влияющих на выбор молодым человеком службы в армии на контрактной основе.
Задачи:
•Установить степень соответствия существующего порядка набора на контрактную службу с реальными желаниями и потребностями молодых людей.
•Провести анализ социально-демографического состава призывников.
•Выявить мнение молодых людей, желающих служить по контракту, по поводу положительных и отрицательных сторон службы по контракту.
•Выяснить, насколько удалось реализовать задачи реформирования российской армии.
Введение 3
Глава первая. Теоретико-методологические аспекты социологического изучения факторов, влияющих на выбор молодыми людьми службы в армии на контрактной основе. 7
1.1 Армия как особый социальный институт 7
1.2 Военная социология как методологическая основа изучения проблемы службы в армии. 12
1.3 Проблемы военной реформы в РФ. 19
Глава вторая. Программа социологического исследования отношения молодежи к службе в армии и результаты ее реализации. 31
2.1 Методика социологического исследования отношения молодежи к службе в армии 31
2.2 Объективные факторы, влияющие выбор молодыми людьми контрактной службы 41
2.3 Субъективные факторы, влияющие выбор молодыми людьми контрактной службы 48
Заключение 54
Список литературы 59
Система подготовки личного состава ВВС также реформирована. Военно-воздушная академия имени Гагарина и Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского объединены в единую структуру - Военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина, которая располагается в Монино. Подготовка летного состава окончательно централизована и происходит в Краснодарском авиационном институте.
Серьезной
реорганизации подверглись
Процесс реформирования в 2009 году сопровождался глубокой чисткой ВВС и ПВО России от устаревшей либо небоеспособной техники, в том числе авиационной, а также значительными сокращениями личного состава. Сообщалось, что всего в ВВС и ПВО планировалось сократить 50 тыс. офицерских должностей.
Военно-морской флот России в 2009 году не подвергался таким уж радикальным организационным изменениям, однако ряд шагов по упрощению его структуры и сокращению числа соединений был сделан, а всего планируется их сокращение вдвое - с 240 до 123 частей. Наибольшему сокращению подверглась морская пехота ВМФ: единственная дивизия морской пехоты (55-я Тихоокеанская) была переформирована в бригаду, расформирована бригада на Каспии, а остальные четыре бригады морпехов переформированы в полки. Часть морской авиации отошла к ВВС.
Фундаментальной концептуальной основой военной реформы Анатолия Сердюкова является переориентация вооруженных сил на участие главным образом в ограниченных конфликтах, в первую очередь на территории бывшего СССР, для чего нужно иметь достаточное количество сил быстрого развертывания в постоянной готовности. Оборона России от других великих держав (в первую очередь от США и стран НАТО) возлагается теперь на ядерные силы. Совершенно ясно, что сейчас и в обозримом будущем угроза неожиданного крупномасштабного сухопутного вторжения на территорию России отсутствует. Любому противнику, хотя бы потенциально способному осуществить такое вторжение (США и НАТО, Китай), потребуется длительный период отмобилизации, развертывания и сосредоточения значительных группировок сухопутных сил на наших границах. Это делает неизбежно длительным так называемый угрожаемый период перед любой войной и позволяет России значительно снизить требования к своим резервным компонентам. Россия будет иметь достаточное время для мобилизации всех своих сил, что дает ей возможность отказаться от затратного содержания кадрированных соединений сухопутных войск в мирное время. В случае же всеобщей мобилизации будет достаточно времени на сформирование и развертывание дополнительных соединений.
С точки зрения сторонников классического подхода, по-прежнему верящих в необходимость готовиться к крупномасштабному конвенциональному военному столкновению с Западом в традициях Второй мировой войны, реформа Сердюкова выглядит как демонтаж коренной структуры национальной обороны. Однако массовую базу недовольству в военной среде дают именно те аспекты реформы, которые ведут к сокращениям штатов. Поэтому неудивительно, что накал критики реформы так силен. И нельзя не отметить заслугу Сердюкова и нынешнего высшего военного руководства в том, что в 2009 году, несмотря на весь шум, сопротивление и неблагоприятную экономическую ситуацию ввиду финансового кризиса, они смогли достаточно твердо провести в жизнь намеченный план реформирования структур вооруженных сил.
Тем не менее очевидно, что пока что в 2009 году был осуществлен только первый и, видимо, относительно наиболее легкий этап радикального реформирования, сводящийся в основном к административной реорганизации. Сформированные новые оргструктуры (командования, бригады, авиабазы) пока что являются в основном структурной «скорлупой», новыми штатами. Их еще предстоит наполнить новым содержанием и полноценно «оживить», сделать эффективными и боеспособными, добиться взаимной притирки и боевой слаженности. Это дополняется необходимостью организовать освоение наконец начавшей поступать в вооруженные силы новой боевой техники. С учетом того, что целью ставится иметь части и соединения полностью постоянной готовности, готовые к быстрому реагированию (в течение нескольких часов после получения приказа) - условия выглядят тем более нетривиальными. По сути, в 2010 году перед министром обороны Анатолием Сердюковым и его командой стоит задача доказать, что грандиозная реорганизация армии 2009 года была действительно разумной и правильной и что вооруженные силы «нового облика» на самом деле являются гораздо более эффективными, чем армия «старой модели». Именно 2010 год может стать на самом деле критичным для военной реформы Сердюкова.
Так же в рамках реформирования Российской Армии был осуществлен частичный перевод армии на контрактную основу.
Контракт о прохождении военной службы как следствие добровольного соглашения о поступлении на военную службу впервые в Российской Федерации был предусмотрен Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является новым институтом для нашей правовой системы.
Контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид человеческой деятельности в сфере обороны и безопасности, с заключением контракта возникают военно-служебные отношения у конкретного лица с федеральным органом исполнительной власти, что не позволяет отождествлять указанный контракт с трудовым или гражданско-правовым договором. На практике это влечет использование особого правового регулирования.
Контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств.
Сторонами
контракта о прохождении
Заключение
контракта о прохождении
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен на неопределенный срок, поскольку в соответствии со ст. 38 комментируемого Федерального закона он заключается на срок 3, 5, 10 лет и в некоторых случаях на меньший срок.
Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью трудового договора (контракта).
Контракт о прохождении военной службы опосредует специфическую деятельность граждан Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Указанная
специфика предопределяет правовую
природу, особенности заключения и
расторжения контракта о
Заключение
контракта о прохождении
1) согласование воли, которая характеризуется добровольностью поступления на военную службу по контракту (субъективная сторона). Отсутствие воли не порождает военно-служебных отношений, контракт считается не заключенным;
2) волеизъявление, т.е. подписание контракта и тем самым придание согласованной воле внешнего выражения (объективная сторона). Волеизъявлению предшествует проверка соответствия гражданина (военнослужащего) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Заключение контракта совпадает с моментом вступления его в силу, т.е. с подписанием его не гражданином или военнослужащим, а соответствующим должностным лицом.
После поступления на военную службу по контракту военнослужащий обязуется проходить ее в течение установленного контрактом срока в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.
Сегодня не только США, но и другие страны (Нидерланды, Португалия, Испания и даже Франция - родина системы обязательного призыва) начинают комплектовать войска преимущественно на добровольной основе. Сокращают зависимость от обязательного призыва Швеция, Италия, Австрия, Дания и Германия. Эта тенденция, видимо, будет доминировать в развитых европейских странах.
Сторонники профессиональной армии убеждены, что новый способ комплектования приведет к повышению квалификации рядового и сержантского состава, улучшению знаний техники и вооружения, значит, к повышению боеспособности и боеготовности войск. Содержание профессиональной армии потребует больше средств, хотя не надо забывать, что двухразовый призыв и обучение новобранцев тоже стоят немалых денег. К тому же уменьшатся расходы на смену боевой техники, так как увеличатся сроки ее эксплуатации, повысятся организованность и дисциплина обслуживающего персонала.
Оппоненты указывают на то, что полный отказ от всеобщей воинской
обязанности в нынешних условиях резко уменьшит резерв обученных военным специальностям. Расходы на содержание личного состава повысятся в 1,5-2 раза. При этом ключевой станет проблема комплектования, решение которой пока не просматривается, так как не создана система военно-профессиональной ориентации граждан и соответствующая законодательная база. Переход к комплектованию ВС на добровольной основе потребует длительного времени (в США только подготовка к этому велась четыре года) и будет зависеть от вооружений, которыми располагает армия.8
Следует помнить, что профессиональная армия - организация опасная. Это понимают в демократических странах. Бундесвер - хорошо обеспеченная армия, а Германия - богатая страна, но немецкие политики голосуют против профессиональной армии, имея опыт разгрома такой армией Веймарской республики. Иными словами, единственная гарантия, что армия не пойдет против народа, - это Вооруженные Силы, которые должны быть поистине народными. Если раньше о народной армии говорили большевики, то сегодня мы приходим к выводу, что она нужна в демократическом государстве. Израиль, Германия, Швейцария не имеют профессиональных армий и не собираются их заводить.9
В этой связи большой интерес представляет опыт Франции, где существуют части постоянной боевой готовности, где служат профессионалы-контрактники, и есть система подготовки населения (призыв на 4-6 месяцев). Одно дело обучать людей тому, что необходимо, имея при этом профессиональные дивизии, и совсем иное - постоянно набирать и «перемалывать» все новых людей, не имея боеспособной армии. Военная реформа не затронула принципов военной стратегии и оперативного искусства, которые до сих пор предписывают применять в войне «крупные людские массы», а руководством к действию на поле боя служат несколько усовершенствованные, но по сути прежние (образца 1943 г.) постулаты.
Профессиональная армия решает боевые задачи методами, в корне отличающимися от тех, что использует армия массовая. Значит, российские военные уставы и наставления по проведению операций, написанные еще для советских ВС, в которых не было принято считаться с потерями, придется коренным образом менять.
Профессионал - это не наемник, которому платят, пока идет война, и перестают платить, когда она заканчивается, а человек, осознанно связавший жизнь с военной службой.
2.1 Методика социологического исследования отношения молодежи к службе в армии
В качестве основного метода сбора информации в исследовании был использован метод полустандартизированного интервью, для изучения факторов, влияющих на мотивации молодых людей в выборе службы в армии на контрактной основе. Выбор полустандартизированного интервью, как основного метода исследования, обусловлен тем, что это наиболее гибкий метод исследования, позволяющий учитывать особенности личности респондента, получить более полную и точную информацию по наиболее интересующим нас вопросам. Метод полустандартизированного интервью позволил в ходе личной беседы с молодыми людьми выявить мнение молодых людей, желающих служить по контракту, по поводу положительных и отрицательных сторон службы по контракту, вывести объективные и субъективные факторы, определяющие выбор молодых людей в пользу службы на контрактной основе.