Социальные факторы, влияющие на выбор молодыми людьми продолжения службы в армии на контрактной основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 20:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - Построить модель факторов, влияющих на выбор молодым человеком службы в армии на контрактной основе.

Задачи:

•Установить степень соответствия существующего порядка набора на контрактную службу с реальными желаниями и потребностями молодых людей.
•Провести анализ социально-демографического состава призывников.
•Выявить мнение молодых людей, желающих служить по контракту, по поводу положительных и отрицательных сторон службы по контракту.
•Выяснить, насколько удалось реализовать задачи реформирования российской армии.

Содержание работы

Введение 3
Глава первая. Теоретико-методологические аспекты социологического изучения факторов, влияющих на выбор молодыми людьми службы в армии на контрактной основе. 7
1.1 Армия как особый социальный институт 7
1.2 Военная социология как методологическая основа изучения проблемы службы в армии. 12
1.3 Проблемы военной реформы в РФ. 19
Глава вторая. Программа социологического исследования отношения молодежи к службе в армии и результаты ее реализации. 31
2.1 Методика социологического исследования отношения молодежи к службе в армии 31
2.2 Объективные факторы, влияющие выбор молодыми людьми контрактной службы 41
2.3 Субъективные факторы, влияющие выбор молодыми людьми контрактной службы 48
Заключение 54
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

      Приобретение  статуса отраслевой социологии означает также завершение периода "внутриведомственного" развития российской военной социологии, исторически оправданного в прежние  годы. Констатация этого факта, в  свою очередь, актуализирует вопрос о расширении состава потребителей военно-социологической информации, дифференциации и удовлетворении их информационных запросов. По-видимому, сегодня наряду органами государственного и военного управления к основным потребителям военно-социологической информации следует отнести различные структуры гражданского общества, военнослужащих и членов их семей, гражданский персонал армии и флота, призывников и военнослужащих запаса. В организации оптимальных отношений между армией и обществом важная роль принадлежит гражданскому контролю над военной организацией, обеспечивающим ее открытость и прозрачность для населения страны. Специфика структур и механизмов контроля гражданского общества над армией заключается в том, что они призваны не разрешать проблемы и противоречия, а собирать информацию, которая свидетельствует об их существовании, вскрывать их причины и добиваться реагирования на них инстанций, которые по своему статусу обязаны принимать соответствующие решения.

      Крупным потребителем военно-социологической  информации выступают органы военного и государственного управления. Содержание и характер военной деятельности, специфика задач, решаемых ими, обусловливают содержание и характер сведений, в которых они нуждаются. Приоритет здесь принадлежит служебной информации, т.е. таким сведениям, которые служат делу выполнения задач функционального предназначения соединения, части, подразделения, информационной и интеллектуальной поддержке решений командиров и начальников. Военно-социологические исследования, проводимые в интересах этого потребителя, и здесь способны служить обеспечению устойчивой работы механизма обратной связи органов военного управления с войсками, дополнять и конкретизировать статистическую информацию о различных аспектах жизни и деятельности воинских коллективов. Занимая такое место в системе отношений командиров и подчиненных, они становятся элементом принятия решения командиром, выступают как компонент социальной технологии.

      Люди  и социальные группы, занятые в  военной сфере, также выступают  в качестве одного из основных потребителей военно-социологической информации. В общей массе информационных запросов этой категории в настоящее время центральное место занимают запросы социального характера. Особую остроту им придает сложность, противоречивость, иногда непредсказуемость социальных процессов, протекающих в современном российском обществе и его военной сфере: идет реформирование и сокращение Вооруженных Сил; приняты новые концепция национальной безопасности и военная доктрина государства; изменились принципы воспитания и взаимодействия с общественными и религиозными организациями; идут локальные вооруженные конфликты; падает престиж военной службы. В этих условиях объективная, полезная и своевременная информация становится важным условием формирования нормального социального самочувствия, определения линии собственного поведения, сохранения морально-психологической устойчивости даже в неблагоприятных социальных ситуациях.

      Аналогичным образом обстоит дело и с рядом  других характеристик военной социологии, нуждающимися в переосмыслении и анализе. Не претендуя на исчерпывающую полноту темы, мы лишь ограничились постановкой наиболее важных, на наш взгляд, вопросов. Военная социология не только изменяется вместе с изменением исследуемой ею реальности, но и стремится к активному участию в преобразовании последней. 

1.3 Проблемы военной реформы в РФ.

      В октябре 2008 года министр обороны  России Анатолий Сердюков объявил о  начале нового этапа военной реформы, которая стала наиболее радикальной  трансформацией отечественной военной системы, начиная с 1918 года, когда была создана Красная Армия. Военное ведомство весьма активно и решительно взялось за проведение преобразований, основная часть которых в организационном отношении была завершена уже к 1 декабря 2009 года. Изменения коснулись всех основных элементов Вооруженных сил России: численности, органов управления, структуры, системы подготовки офицеров.

Основными мероприятиями военной реформы  являются:

  • ускорение сокращения численности Вооруженных сил России до 1 миллиона человек уже к 2012 году;
  • сокращение численности офицеров (с 335 тыс. офицерских должностей до 150 тыс.) и реструктуризация состава офицерского корпуса;
  • централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в десять «системных» военных вузов;
  • реорганизация и сокращение органов центрального военного управления, включая Министерство обороны и Генеральный штаб;
  • массовое привлечение гражданских лиц в систему обеспечения и обслуживания вооруженных сил;
  • ликвидация кадрированных соединений сухопутных войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности;
  • реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов;
  • сокращение количества частей и соединений вооруженных сил и военных баз;
  • перевод сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного, корпусного и армейского звеньев;
  • реорганизация ВВС и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны.

      При этом наибольшее внимание основных отечественных СМИ в истекшем году привлекали сопровождавшиеся большим информационным шумом сокращения центральных органов военного управления, реорганизация военных вузов и, наконец, сокращения офицерского корпуса и фактическая ликвидация института мичманов и прапорщиков. Понятно, что эти мероприятия, затронувшие судьбы многих тысяч людей в погонах, породили вал противоречивых откликов и суждений.

      Между тем в СМИ удивительно мало места отводилось произведенной  в 2009 году радикальной организационной трансформации структур Вооруженных сил России, в первую очередь сухопутных войск, военно-воздушных сил и ПВО. В невиданно короткие сроки (всего за 11 месяцев) армия была стремительно приведена к новому облику, принципиально отличающемуся во многих аспектах от привычного многим поколениям наших граждан облика Красной, Советской, а затем Российской Армии. Парадоксально, но военная революция Сердюкова осталась практически не замеченной большинством населения страны.

      Основная  философия реорганизации сухопутных войск заключается в отказе от традиционной русской и советской модели массовой мобилизационной армии и в переходе к содержанию в мирное время полностью укомплектованной армии на основе частей постоянной боевой готовности. Таким образом, расформированию подлежат все части неполного состава (кадрированные). Все соединения армии России должны быть полностью укомплектованы личным составом и являться силами постоянной готовности. Той же цели служит и переход к контрактной системе комплектования. При этом достигаемое количественное увеличение сил постоянной готовности должно компенсировать общее некоторое сокращение численности сухопутных войск. Расформирование недоукомплектованных кадрированных соединений, в мирное время состоящих только из офицеров, позволяет сократить численность офицерского состава, в основном старшего.

      Вторым  существенным шагом является бригадная  трансформация с переходом к  трехзвеньевой структуре организации: «военный округ - оперативное командование - бригада». Вместо существующих дивизий и общевойсковых армий (и армейских корпусов) бригады объединяются под управлением оперативных командований. В 2009 году на основе существующих общевойсковых армий были созданы восемь таких оперативных командований. В свою очередь, на основе каждого из шести военных округов созданы оперативно-стратегические командования, главами которых стали командующие соответствующих округов.

      До  начала реформы на 2008 год в составе  Сухопутных войск России (без воздушно-десантных  войск) находились 24 дивизии (три танковые, шестнадцать мотострелковых и пять пулеметно-артиллерийских) и 12 отдельных мотострелковых и стрелковых бригад плюс две военные базы дивизионного состава (в Армении и Таджикистане). Реально из этих 24 дивизий и двух военных баз на 2008 год полностью развернутыми по личному составу были лишь пять мотострелковых дивизий (в том числе все три дивизии Северо-Кавказского военного округа) и 201-я военная база в Таджикистане, а остальные имели развернутыми только один или два полка. Фактически лишь 13% частей сухопутных войск относились к частям постоянной готовности.

      В течение 2009 года 23 дивизии были расформированы, и взамен к 1 декабря были созданы 40 развернутых бригад и военных  баз бригадного состава - четыре танковые, 35 мотострелковых и одна бригада прикрытия. Из соединений дивизионного уровня пока что сохранены только два - 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия на Южных Курилах и 201-я военная база в Таджикистане. Все четыре новые танковые бригады сформированы на основе танковых дивизий. Из 35 мотострелковых бригад десять являются бригадами, существовавшими до 2008 года, 21 сформирована на основе мотострелковых дивизий, а еще четыре развернуты из баз хранения. Большая часть новых бригад была сформирована к 1 июня, и уже с весны они проходили обкатку на ряде учений, по результатам которых в их структуру вносятся определенные коррективы.

      Все новые бригады являются силами постоянной готовности, таким образом, количество частей постоянной готовности за год  номинально возросло с 13 до 100%. Фактическая  укомплектованность сформированных бригад по личному составу достигает 95-100%, со стопроцентными запасами техники и других материальных средств.

      Всего к концу 2009 года в ходе реформирования было создано 85 бригад. Помимо указанных  выше 40 общевойсковых бригад, появились девять ракетных, девять артиллерийских, четыре ракетно-артиллерийские, девять зенитных ракетных бригад, одна инженерная бригада, а также бригады связи, радиоэлектронной борьбы и другие. Свое особое положение сохраняют семь бригад спецназа, а в качестве экспериментального соединения в Моздоке создана разведывательная бригада. Многие части обеспечения в своем статусе понижены до полков или батальонов.

      Основным  резервным компонентом сухопутных войск становятся существующие базы хранения и ремонта вооружения и военной техники, представляющие собой, по сути, склады, на которых находятся на хранении комплекты боевой техники. Сформировано более 60 баз хранения, большей частью бригадного состава, в том числе для 15 общевойсковых бригад (одной танковой и 14 мотострелковых). При этом в качестве мобилизационных центров по «новому облику» выступают военные учебные заведения и окружные учебные центры.

      Воздушно-десантные  войска, несмотря на ряд колебаний  и сомнений, высказывавшихся прежде в Минобороны, после назначения в 2009 году их главкомом Владимира Шаманова сохранили дивизионную основу (две воздушно-десантные и две десантно-штурмовые дивизии) и получили дальнейшее развитие. Дивизии ВДВ были усилены. Количество отдельных воздушно-десантных и десантно-штурмовых бригад в 2009 году было увеличено с трех до четырех и планируется к дальнейшему увеличению до шести (по одной в каждом военном округе). К 2015 году намечается сформировать в составе сухопутных войск 18 бригад армейской авиации, вернув последнюю из-под контроля командования ВВС.

      Объединенные  ВВС и ПВО России также были радикально трансформированы в организационном  отношении и подверглись серьезным  сокращениям.

      Основой радикальной реорганизации ВВС  России стало упразднение существовавшей с 1938 года полковой структуры авиационных частей. Новым основным соединением авиации ВВС вместо авиаполка становится авиационная база, которая включает управление, от одной до семи авиационных эскадрилий, батальон аэродромно-технического обслуживания и подразделения связи. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована.

      Всего к концу 2009 года в России было сформировано 55 авиационных баз, которые заменили существовавшие до того в ВВС и ПВО суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО сокращено с 340 до 180.

      Расформированы  все штабы авиационных дивизий, а авиабазы непосредственно подчинены  новым авиационным командованиям. Создано семь таких командований, которые заменили прежние воздушные  армии и армии ВВС и ПВО. На основе 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) создано Командование дальней авиации, а на основе 61-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (военно-транспортная авиация) - Командование военно-транспортной авиации. На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа. Еще четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам.

Информация о работе Социальные факторы, влияющие на выбор молодыми людьми продолжения службы в армии на контрактной основе