Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 07:36, Не определен
Доклад
В
результате все еще встречаются
типологические схемы, в которых
одни подсистемы общества выделены по
деятельностному основанию («сфера
хозяйства»), другие — по институциональному
(«политическая сфера» как совокупность
отношений между классами, нациями
и государствами), а третьи — по
субъектному («социальная сфера»), понятая
как сфера жизнедеятельности
интегративных
Все эти обстоятельства заставляют нас уделить особое внимание проблемам социальной статики, рассмотрение которых мы начнем с попытки «донаучного», основанного на интуиции и здравом смысле введения в типологию подсистем как институциональных сфер коллективной деятельности людей.
2. Как выжить на необитаемом острове?
Стремясь наглядно объяснить природу общества как самодостаточного социального коллектива, мы использовали пример с группой людей, вынужденных бороться за существование в условиях полной изоляции, проживания на некоем необитаемом острове. Мы указали на то, что единственный отличный от нуля шанс выжить представится этой группе лишь в том случае, если она окажется способной имитировать общество, создавая все необходимые условия существования своим собственным трудом.
Теперь, переходя к рассмотрению структурных характеристик общества, мы — в соответствии с деятельностной парадигмой их выделения — должны ответить на вопрос: что именно придется делать людям ради выживания, какие из форм совместной деятельности лягут в основу их общественной жизни?
Совершенно
очевидно, что ближайшей потребностью
наших робинзонов окажутся жизнеобеспечивающие
продукты, от которых зависит биологическое
существование каждого
Ясно,
однако, что в любом обществе список
необходимых для выживания
То же самое происходит и в романе Жюля Верна, в котором, как мы помним, «Сайрес Смит занялся составлением расчетов и чертежей для постройки корабля, а его товарищи тем временем рубили и перевозили деревья, которые должны были пойти на изогнутые шпангоуты, на весь набор судна и на его обшивку».
Конечно,
инженерные профессии, отвечающие за «идейное»
(конструкторское, технологическое
и пр.) обеспечение «рабочих»
И вновь наш список необходимых общественных занятий еще не исчерпан. Можно не сомневаться в том, что значительно раньше философов и эссеистов в обществе появятся люди более прозаических профессий, необходимость которых вытекает из коллективного характера человеческой деятельности, потребности направлять и координировать совместные усилия людей. Мы имеем в виду деятельность «начальников» разного ранга и профиля — начиная от бригадира на производстве (вспомним Пенкрофта, руководившего постройкой шлюпа «Бонавентура»), и кончая верховным правителем общества (роль его фактически исполнял Сайрес Смит, хотя власть его над колонистами основывалась на добровольном подчинении авторитету и не была закреплена ни демократическими выборами, ни диктатурой грубой силы).
Добавим
к этим «властным» профессиям деятельность
людей, которые не столько принимают
решения, обязательные для исполнения,
сколько гарантируют, обеспечивают
их исполнение. Речь идет о множестве
«управленческих» занятий, включающих
труд чиновников, которые готовят
и оформляют законодательные
постановления, полицейских, которые
обеспечивают внутренний порядок в
обществе, поенных, гарантирующих его
суверенитет и безопасность, и
т.д. Очевидно, что эти и подобные
занятия обязательны для
Наконец,
в любом обществе окажется необходимой
еще одна группа профессий, которые
мы можем назвать, используя модное
ныне слово, «гуманитарными», имеющими
дело с живым «человеческим
Как можно догадаться, мы не могли и не стремились перечислить все те конкретные профессии, которые создает общественное разделение труда. Перед нами стоит другая цель — охарактеризовать общественно необходимые типы деятельности людей, с которыми связаны основные подсистемы, сферы общества. Пока мы ограничились интуитивным перебором человеческих занятий, в отношении которых социальная философия должна проделать работу, подобную той, которую делает биология, сводя все живые существа в различные отряды, семейства и пр.
Результаты такой работы в различных научных школах, к сожалению, не совпадают: выделяется разное число необходимых типов деятельности. Тем не менее четыре из них в той или иной форме упоминаются практически каждым ученым.
Так,
любой из них выделяет необходимую
форму совместной активности, которая
охватывает деятельность кузнеца и
лесоруба, шахтера и пахаря, токаря
и плотника. В этой связи К. Маркс
говорил о «материальном
Столь же единодушно теоретики выделяют духовный тип деятельности, объединяющий занятия ученого и поэта, конструктора и музыканта. Однако конкретный реестр «профессий», охватываемых этим типом, разнится у разных социологов. Так, некоторые ученые, считая критерием духовной деятельности наличие «умственного труда», относят к ней профессиональные занятия врачей и педагогов, воспитателей и политиков — короче, всех тех, кто трудится по преимуществу «головой», а не «руками». В результате число необходимых типов деятельности сводится к двум — духовному и материальному (под который подводятся все без исключения формы «физического труда»).
Другие ученые, не соглашаясь с подобным подходом, считают необходимым выделить деятельность президентов, военачальников, управляющих и прочего «начальства» особый тип, именуя его «социальным управлением», «политической» или организационной деятельностью (этот термин мы будем использовать в дальнейшем).
Наконец,
многие теоретики усматривают
Итак, мы полагаем, что все возможные формы общественно необходимых занятий сводятся в конечном счете к четырем основным типам, которые мы будем называть материальным производством, духовной, организационной и социальной деятельностью. Однако такая констатация сама по себе ничего не стоит. Мы должны доказать, что в обществе существуют именно четыре названных типа, убедить читателя в том, что это число достаточно и не оставляет вне поля зрения каких-нибудь неохваченных им занятий, объяснить, почему основных типов деятельности четыре, а не пять, шесть или двенадцать.
Очевидно, что всего этого нельзя сделать, если мы ограничимся интуитивными представлениями о типологии деятельностных форм, имеющихся у каждого человека. В самом деле, любой из нас ощущает тот факт, что труд землекопа и труд ученого качественно отличаются друг от друга, принадлежат к различным типам деятельности. Но в чем конкретно состоит это различие между «материальным» и «духовным» производством? Пытаясь ответить на этот вопрос «с наскоку», мы лишний раз убеждаемся в том, что интуиция далеко не всегда является надежным помощником ученого. Мы обнаруживаем множество «подводных камней», сталкиваемся с вопросами, далекими от самоочевидности, с которыми не всегда справляются и профессиональные, теоретики. Сказанное нетрудно проиллюстрировать на конкретных примерах.
В
самом деле, очень многие люди полагают,
например, что различие между материальным
производством и духовной деятельностью
связано, как уже отмечалось, с
различием «физического» и «