Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 15:05, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются основные положения раннего труда П.А.Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали»(1914), который лег в основу магистерской диссертации П.А.Сорокина и который впоследствии был включен в сборник «Человек. Цивилизация. Общество».
Несмотря на то, что труд П.А.Сорокина был написан почти более 100 лет назад, он продолжает оставаться актуальным и небезынтересным для изучения и в наши дни, особенно, если есть желание разобраться в причинах многочисленных межэтнических и религиозных конфликтов.
Введение 3
1.Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали социальное явление 5
1.1 Природа социального явления 5
1.2. Две стороны социального явления: внутренне-психическая и внешне-символическая 7
1.3.Условия возможности правильного психического взаимодействия 8
2. Классификация актов поведения 10
2.1 Три основные формы актов поведения 10
2.2 Три основные формы реагирования на чужие поступки 11
3.Преступление и подвиг 13
3.1 Преступление 13
3.2 Подвиг 15
4. Наказание и награда 16
4.1 Наказание и награда и их связь с преступлением и подвигом 16
4.2 Условия «вменения» преступления и подвига 16
4.3 Об элементах преступного и услужного акта 18
4.3.1 О субъекте подвига или услуги (и преступления) 18
4.3.2 Об объекте услуги (преступления) и его модальностях 19
4.3.3 О дестинаторах (адресатах) услуга (преступления) 19
4.4 Внешняя однозначность преступления и наказания, подвига и награды 20
4.5 Классификация подвигов и наград (преступлений и наказаний) 21
4.6 Шаблонизация кар и наград 22
5.Влияние кар и наград на поведение человека 23
5.1 Мотивационное действие наград и наказаний 23
5.2 Основные теоремы мотивационного влияния наказаний и наград на поведение людей 23
5.3 Дрессирующее влияние кар и наград 25
6. Социальная роль кар и наград 26
6.1 Социальная борьба как следствие и симптом антагонизма моральных убеждений 26
6.2 Внутригрупповая роль санкций 26
6.3 Внегрупповая роль кар и наград 27
Заключение 28
Список литературы 30
В новейших же течениях в науке уголовного права и человек перестает быть вменяемым. Область вменяемых субъектов преступлений дошла до нуля.
К тому же, очевидно, стремится и «вменяемость» подвигов и услуг.
Под объектом услуги (преступления) Сорокин понимает представления тех актов или того поведения, которое и составляет собой самый акт услуги или преступления, иначе говоря, представления тех поступков, которые с точки зрения кого-нибудь являются услугой (преступлением) по отношению к кому-нибудь.
Всякий акт услуги представляет: а) или совершение чего-нибудь в пользу кого-нибудь, например спасение ребенка из пожара или наделение бедняка деньгами; в) или воздержание от какого-нибудь акта (воздержание вполне законное и не караемое) в пользу кого-нибудь, например, не совершение акта брака, который с точки зрения христианства вполне допускается и не составляет преступления с) или же терпение чего-нибудь, что можно было бы безнаказанно не терпеть, например, добровольное терпение кем-нибудь оскорбления, обиды, издевательства, которое можно было бы безнаказанно и не терпеть, сплошь и рядом рассматривается как услуга многими людьми.
Исходя из объектных представлений, Сорокин называет услуги первого рода положительно-активными, услуги второго — отрицательно-пассивными, услуги третьего — активно-терпеливыми. Совокупностью их исчерпывается все конкретное многообразие объектных представлений услуг.
Объекты услуг могут быть разделены на простые и сложные.
Как уже было указано, под дестинаторами услуги (преступления) понимается представления тех существ, в пользу (против) которых совершена услуга (преступление).
Дестинаторов можно подразделить на следующие виды:
А) Воображаемые существа как дестинаторы услуг. В качестве дестинаторов услуг воображаемые существа выступают опять-таки в виде духов, душ, ангелов, дев, демонов, душ умерших животных, богов и т. д. Внешним показателем этих фактов служат различные жертвоприношения, подчас весьма и весьма ощутительные, добровольно совершаемые в пользу данных существ, или из желания сделать им "приятное", или же в целях получения от них путем услуги различных наград.
Б) Так как животные, растения и неодушевленные предметы могли быть субъектами услуг, то очевидно, что они могут быть и дестинаторами услуг. Тотемизм и фетишизм дают весьма многочисленный ряд фактов, подтверждающих это положение.
В) Что отдельный человек может быть адресатом услуги — это само собой ясно.
Г) Дестинатором услуги (точно гак же, как и субъектом) может быть и совокупность лиц, группа, составляющая некоторое надындивидуальное единство. Например, добровольные услуги, которые оказывает Бог его народу, будут услугами, объектом которых является совокупность лиц.
Если теперь перейти к анализу состава карательного и наградного акта, то, как утверждает П.А.Сорокин, к нашему крайнему удивлению, нельзя не заметить, что этот состав их, по существу, тождествен с составом акта преступного и акта услужного.
В самом деле, в каждом карательном и наградном акте или в их переживании можно различить:
а) представление субъекта карательного и субъекта наградного акта, то есть лиц, выполнявших эти акты. Этими субъектами в представлении различных людей были: и сверхъестественные существа (боги, духи, души предков, ангелы, бесы и т. д.), и естественные (люди, животные, растения, неодушевленные предметы) и конкретно-единичные и абстрактно-групповые;
б) представления объектные: всякая кара или награда есть прежде всего акт; а все эти акты, как выше было указано, размещаются в трех группах: facere, abstinere и pati (делания, воздержания и терпения);
в) представления адресатов: лиц, по адресу которых направляется соответствующий карательный или наградной акт. История и здесь показывает, что адресатами кар и наград были все те существа, которые были и адресатами преступлений и подвигов;
г) представления: времени, места, вещей, даруемых или отнимаемых, и т. д. — ив этом смысле карательный акт по составу равен преступному акту, наградной — услужному.
Принцип возмездности есть общий закон социальной жизни – утверждает П.А.Сорокин. Даже самые слова «возмездие» (Entgelten) и «воздаяние» (Vergelten), происходящие от слова gelten (стоить), обозначали предположение равноценности или действительную равноценность. Отсюда слово «Geld» (первоначально gelt), то есть, с одной стороны, равноценное (в прямом смысле), с другой же — нечто по отношению к ценности уравнительное. Социальную организацию возмездия представляет собою гражданский оборот, организацию воздаяния за социальное зло мы встречаем в уголовной юстиции, в воздаянии за социальное благо принимают участие: государство, общественное мнение и история.
С этой точки зрения, следовательно, основным различием между преступлением и наказанием (услугой и наградой) остается лишь временная последовательность.
Итак, по «составу» преступление и наказание однородны. То же применимо к подвигу и услуге. Различие между членами каждой пары заключается с точки зрения «внешней» лишь в причинной последовательности: преступление и подвиг — «независимые переменные», наказание и награда — «зависимые». Если же встать на точку зрения индивида или «стороны», то к указанному различию присоединяется еще различие окраски психических переживаний при преступлении и услуге, с одной стороны, наказании и награде — с другой.
Однородность «состава» карательного и преступного акта, услужного и наградного позволяет классифицировать их вместе.
Классификация, По Сорокину, может осуществляться:
По содержанию самого акта:
- совершенные субъектами единично-конкретными;
- абстрактно-групповыми.
2. По субъекту
3.По объекту или, вернее, по содержанию акта:
-семейные;
-государственные;
-религиозные и т. д.
4.По важности:
-преступления;
-проступки;
- полицейские нарушения
5. По способу вчинения:
-уголовно-общественные;
- уголовно-частные.
Так как услугами является совокупность актов, не противоречащих шаблонам и в то же время сверхнормальных, то эти акты могут быть подразделены: 1) на положительно-активные, состоящие в доставлении чего-нибудь или в совершении известных действий в пользу кого-нибудь. Например, в передаче денег индивидом кому-нибудь нуждающемуся или в спасении ребенка из горящего дома; 2) на отрицательно-пассивные, состоящие в воздержании от чего-нибудь, от чего можно было бы безнаказанно не воздерживаться. Например, в факте не вступления в брак, который с точки зрения христианства не запрещается и не составляет преступления. Отказ от брака уже есть услуга; 3) на активно-терпеливые, состоящие в терпении чего-нибудь, что можно было бы не терпеть.
Как справедливо отмечает П.А.Сорокин, наградные и карательные акты, будучи сначала нешаблонными, постепенно шаблонизируются. В каждой постоянной социальной группе с течением времени устанавливается определенный курс преступлений и услуг, то есть устанавливается вполне определенное наказание за определенное преступление и определенная награда за определенную услугу.
Как кары, так и награды влияли и влияют на поведение человека. Мало того, если бы не было этих рычагов, поведение как целых народов, так и отдельных личностей было бы существенно иным.
На поведение человека влияют представления тех выгод им невыгод (каковы бы они конкретно ни были), которые он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков.
Награды и наказания являются частным случаем, этих желательных и нежелательных последствий; представление наградной реакции (как некоего "блага выгоды" желательных последствий), которая может произойти, если будет совершен тот или иной акт, соответствующим образом давит на психику человека и заставляет его совершить акт, или воздержаться от совершения, или терпеть что-нибудь, что без этого воздействия едва ли бы произошло.
То же относится и к карам. Кары являются одним из видов тех нежелательных последствий, которые соответствующим образом воздействуют на поведение человека и делают его иным в сравнении с тем поведением, которое было бы, если бы этого рычага кар не было.
Чем культурнее человек, отмечает П.А.Сорокин, тем большее значение в его поведении играют целевые соображения, так как тем более способным он становится заглядывать в будущее и высчитывать цепь последствий, получающихся из тех или иных поступков.
В ряду других наград имеется один вид ее, так называемая слава, которая заставляет жертвовать самой жизнью многих из людей, начиная с Ахиллеса и кончая авиаторами наших дней или революционерами, желающими оставить вечную память о себе, или другими, обрекшими себя для получения славы на страдания и лишения.
Для того чтобы решить эту проблему, Сорокин расчленяет общий вопрос на следующие три вопроса: 1) чем обусловливается различная степень влияния одной и той же награды или кары на одного и того же человека; 2) чем обусловливается степень влияния одной и той же кары или награды на различных людей и 3) чем обусловливается степень влияния различных кар и наград на одного и того же человека.
Б)Наряду с этой теоремой можно формулировать и вторую теорему, отчасти связанную с первой. Она будет гласить: одна и та же кара или награда тем сильнее влияют на поведение одного и того же человека, чем сильнее в нем уверенность в их неизбежности.
Б) Как частный случай ниже приводимого более общего закона можно сформулировать следующее четвертое положение: степень мотивационного влияния одной и той же кары или награды на различных людей зависит от характера и интенсивности (устойчивости) их научно-религиозно-морального мировоззрения и миропонимания.Основным условием мотивационного влияния подобных потусторонних санкций является убеждение или верование в реальность этих санкций и тех существ, от которых исходят эти санкции.
В). Степень мотивационного влияния одной и той же кары или награды зависит от того, насколько поведение, требуемое ими, совпадает или противоречит тому поведению, которое данный индивид считает "должным " и "справедливым ": в случае совпадения требуемого и "морально-должного " (по убеждению данного лица) поведения это влияние больше, чем в случае нейтрального отношения требуемого поведения к "должному"; в случае нейтрального отношения больше, чем в том случае, когда требуемое поведение противоречит "должному"; при достаточной интенсивности и устойчивости "должного" поведения влияние награды может совершенно парализоваться силой этого "должного" поведения. В случае равновесия давления "должного" импульса и санкции индивид будет колебаться между двумя требуемыми поведениями. В случае неустойчивости "должного" поведения оно может быть побеждено поведением, требуемым давлением награды.
Информация о работе Основные идеи труда П.А.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество»