Новый взгляд на проблематику субкультуры металлистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:38, научная работа

Описание работы

По очень распространенному мнению, все металлисты слушают одну и ту же музыку и носят одинаковую одежду. Возможно, на первый взгляд, все ребята в «косухах», футболках с символикой любимой группы, берцах и с многочисленными цепями похожи друг на друга, однако на самом деле движение металлистов крайне неоднородно: среди них есть блэкеры (любители стиля блэк-метал), дэтстеры (предпочитающие дэт-метал), думстеры (поклонники дум-метал) и т. д., так как поджанров металла воистину предостаточно. Кстати, для металлиста очень обидно, когда его музыкальные предпочтения путают с другими стилями.

Файлы: 1 файл

Новый взгляд на проблематику субкультуры металлистов в современном обществе.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

    Эффективно  исследовать любую субкультуру  можно только находясь внутри нее, понимая  все тонкости ее философии и образа жизни. Если говорить конкретно о субкультуре «тяжелой» музыки, нужно отметить одну любопытную деталь.  Да, действительно — существует четкое разграничение на «мы и они». Но в то же время со стороны представителей субкультуры внимание на этом не акцентируется. Это воспринимается как данность. Поэтому частичная ассимиляция, когда человек выполняет свои социальные роли, а свободное время проводит среди своих — вполне приемлемый способ разрешения конфликта. Кроме того, принадлежность субкультуре, в девяносто процентах из ста, означает самовыражение. Большая часть металлистов с уровнем интеллекта выше среднего либо играют в группе на каком-либо инструменте (или поют), либо мечтают играть в группе, т. е. тяга к самовыражению заставляет людей изучать что-то новое, будь-то музыкальный инструмент или другой язык, на котором поют любимые исполнители. Этот промежуточный тип одинаково полезен как с точки зрения субкультуры, так и с точки зрения обычной жизни, где подобные навыки могут пригодиться.

    В то же время очень не просто решить конфликты культур на практике именно за счет того образа, которым обладают носители субкультуры и тех мифов, которые с этим образом связаны. Так, если обычные люди увидят на улице  человека с длинными волосами, одетого в проклепанную кожу, то в лучшем случае его сочтут просто странным и не будут иметь с ним дела, в худшем — сочтут потенциально опасным, что может привести к потенциальной возможности столкновений на физическом уровне.

    Что показали исследования.

    В рамках данной работы нами были рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся положения «металлистов» как представителей определенной субкультуры в системе социальных отношений, существующих в современном обществе. Перспективным видится изучение этой проблемы в контексте дальнейшего исследования данной субкультуры и ее взаимодействия с представителями массовой культурой.

    Было  проведено социологическое исследование в среде металлистов, преимущественно  молодых, с целью узнать, чем вызвано их внешне девиантное поведение и насколько сложившийся негативный стереотип соответствует действительности. Респондентам предлагалось заполнить анкету из 18 вопросов, построенных с помощью различных методик, в которых упор делался на связь между музыкальными пристрастиями, психикой и социальными ролями. Наиболее важные результаты таковы:

    1. Большинство металлистов (82%) получает (либо уже получило) высшее образование в государственных ВУЗах, среди них 23% не собираются останавливаться на достигнутом. В коммерческих ВУЗах учится примерно 10%. Подобное уже говорит о несправедливости негативного стереотипа, т. к. соответствие высокого уровня интеллекта и развитого самоконтроля является естественной тенденцией. При этом соотношение гуманитариев и технарей у металлистов оказалось 1:1.

    2. Чуть больше половины (58%) отдали свое предпочтение тяжелой музыке в возрасте от 13 до 16, примерно четверть — в возрасте от 9 до 12. Это делает правомерным суждение о связи между музыкальным вкусом и типом личности, т.к. музыка воздействует на психику человека, а в период наиболее активного формирования личности этот эффект усиливается.

    3. В среде металлистов не прослеживается их принципиального конфликта с обществом; в целом — это обладатели разных характеров: кто-то вспыльчивый, кто-то спокойней. 75 % всех опрошенных не замыкаются на общении с такими же, как они сами, и не имеют затруднений при общении с другими людьми. Факторов, развивающих постоянную агрессию либо замкнутость в себе, субкультура металлистов не несет, т. к. дружеские компании строятся на взаимопомощи, а неформальные компании, собравшиеся по интересам, предоставляют много шансов для новых знакомств и их перерастания в дружеские связи.

    4. Жизнь металлистов не легче и не трудней, чем у других людей: они так же, как и все, имеют проблемы в семье, личной жизни, окружении, учебе или работе, материальной и духовной сферах.

    5. Подавляющее большинство призналось, что в их любимой музыке они прежде всего ценят эмоции, и лишь затем смысл песен. Необходимо отметить, что эти эмоции бывают как положительные, так и отрицательные: от нежности до агрессии и от обреченности до веселья. Причем негативные эмоции характерны наиболее тяжелым и грубым направлениям металла, более легким же свойственны положительные.

    На  основе полученных данных, можно сделать  предположение, что тяжелая музыка служит в некоторой степени эмоциональным стимулятором, помогающим регулировать настроение и справляться с проблемами. Кому-то героические саги помогают приободриться и поверить в свои силы; кому-то необходимо индуцировать в себе агрессию, чтобы сжать волю в кулак; кто-то должен ощутить себя в еще более безысходном положении, чтобы задействовать резервы организма; некоторые копят силы, растворяясь в мечтах и воспоминаниях.

    Следовательно, любимой такая музыка становится тогда, когда отвечает на требования психики человека в трудные моменты жизни. Заметим, что музыкальный вкус инертен, т.е. что металлист слушал во время лавины проблем, то же самое он будет продолжать слушать, даже когда буря стихнет, получая от музыки почти тот же эмоциональный заряд. Именно это и выливается в то девиантное поведение металлистов, которое пугает других людей. Ограничителем же является самоконтроль, уровень которого прямо связан с интеллектуальным уровнем (а он по данным соц. опроса в среднем не так уж мал). А в компаниях самоконтроль, естественно, ослабляется, ввиду многих причин: от мягких «законов компании» до употребления алкоголя.

    Но  ведь это не делает человека хуже, если он действительно умеет держать  себя в руках. И тем более это  не должно служить поводом для предвзятого отношения к индивидууму, с чем ему часто приходится сталкиваться в повседневной жизни. 

    Причины вступления в субкультуру. 

    1. Вызов обществу, протест.

    2. Вызов семье, непонимание в семье.

    3. Нежелание быть как все.

    4. Желание утвердиться в новой среде.

    5. Желание привлечь к себе внимание.

    6. Неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

    7. Копирование западных структур, течений, культуры.

    8. Религиозные идейные убеждения.

    9. Дань моде.

    10. Отсутствие цели в жизни.

    11. Внешнее влияние.

    12. Возрастные увлечения. 

    Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с конституированием так называемой «техногенной цивилизации». Если ранее культура не делилась так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

    В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию  как часть становления личности, т. к. темпы изменений социальной жизни порождают несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это становится отказ от системы традиционных ценностей и внешних условностей и замены их другими ценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, противостоянием нравственным запретами и моральным авторитетам.

      Субкультура металлистов привлекает к себе огромное количество молодых людей, поскольку является достаточно брутальной, радикальной, свободолюбивой, несущей в себе массовый протест против устройства современного общества, с оригинальным образом жизни и мрачным мировосприятием, контрастирующим с серыми буднями. Посредством ее (субкультуры) подростки хотят показать свою индивидуальность, сказать общественности: «Я — личность», бросить вызов миру с его бесконечной рутиной и выстраиванием всех в один ряд. Можно осуждать металлистов, но,  как они сами говорят,  они  часто  бывают  подготовленными  к  всевозможным  «ударам жизни», нежели те люди, которые пребывают в иллюзорном  мире, созданным  их родителями, и не готовыми осознать «суровою реальность». Таким образом, в среде металлистов налицо попытка приучить себя к современным катастрофам, творимым людьми

    Итак, с одной стороны, субкультура культивирует протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно она призвана способствовать адаптации молодежи к современному обществу.

    Английский  социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте».

    Особенностью  неформальных объединений является добровольность вступления в них  и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

    Они очень разные — ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

    Именно  в пространстве неформального общения  возможен первичный, самостоятельный  выбор подростком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

    Молодые люди проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами — все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения. Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках — возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: отдых стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках. Очевидно, что большинство поклонников тяжелой музыки (особенно в более молодых возрастах — 14-20 лет) сами начинают заниматься музыкой, основывают с друзьями группы, учатся играть на гитарах, петь, пробуют сочинять музыку.

    Психология  неформальности по природе своей  носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, взрослые сами же часто провоцируют то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, они приводят подростков в недоумение и подталкивают к слепому протесту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    В заключение хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных  с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность, очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

    Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих  реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Информация о работе Новый взгляд на проблематику субкультуры металлистов