Молодёжной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, тема «молодёжной субкультуры» достаточно широка. В этой работе мы остановимся на характеристике неформальных движений в Волгограде и в стране:

1)Рассмотрим направленность их деятельности и тенденции развития.

2)Попытаемся определить роль неформальных движений с точки зрения социальной направленности.

3)Сравним характер деятельности молодёжных организаций и неформальных движений, в процессе социализации личности, формирования молодёжной культуры.

Содержание работы

I. Введение.

II. Основная часть.

Глава 1. Неформальные движения молодежи, молодежная субкультура – природа, причины и тенденции развития.

Глава 2. Неформальные движения в России.

Глава 3. Особенности молодежной субкультуры в России и степень идентификации с западными субкультурами.

Глава 4. Молодежное движение в г. Волгограде.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

V. Приложение.

Файлы: 1 файл

Гот.Реферат.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

  Роли  всех членов в наркоманической группе определены. Максимально используются способности и личностные особенности каждого. «Шустрила» ищет источник снабжения, перепродает изготовленное. «Гонец» служит переносчиком наркотика. «Кролик» получает наркотик бесплатно за то, что дает «учителю» возможность попробовать на нем первом силу самодельного препарата.

Лидер обкладывает членов своей группы денежной податью, ведет счет «долгам», притом так, что все они скоро оказываются в кабальной денежной зависимости от него. Долги достигают крупных размеров, так как «дед» может произвольно налагать денежные штрафы за малейшие провинности и неподчинение его приказам. Отказ члена группы от выполнения своей роли грозит суровой расправой. Лидер, как говорится, держит всех «на поводке», т. е. в рабской зависимости. При желании наркомана покинуть группу ему немедленно предъявляется долг, непосильный для него, а неуплата грозит суровой расправой. Подобным долгом подростки-наркоманы могут шантажировать собственных родителей, выуживая у них крупные суммы денег, якобы для того, чтобы «раз и навсегда» освободиться и прекратить наркотизацию.

  По данным Госнаркоконтроля РФ, количество употребляющих героин в нашей стране в 2002—2003 гг. увеличилось в 1,5 раза, составив треть лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Подавляющее большинство наркоманов составляли лица в возрасте до 30 лет. Эти показатели ярко отражают общую тенденцию возрастания темпов наркотизации страны..

  Наркоманические группы вполне можно отнести к криминальным, т. к. и по установленным в подобных объединениях правилам взаимодействия между участниками, и по характеру деятельности они вступают в противоречие с законами государства.  

  4. К криминальным следует относить группировки возвеличивающие культ силы. Как правило, они контролируются определенными криминальными структурами, здесь прослеживается иерархическая организационная структура. Наряду с «люберами» и «гопниками», порой действия «футбольных фанатов» тоже носят прямо криминальный характер.

  И.Ю. Сундиев в своей работе «Анатомия  неформальных объединений (типология и характеристика)» классифицирует неформальные объединения по ведущему мотиву их деятельности. Он считает, что между разнородными, очень не похожими друг на друга группами, объединениями молодежи есть нечто общее: все они являются различными формами социальной, культурной, политической самодеятельности.

  Автор выделяет следующие разновидности  неформальной самодеятельности:

  I. Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе силы. Простота (примитивизм), наглядность самоутверждения в данной форме придают ей живучесть и особую популярность в среде подростков и лиц молодого возраста с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития. Психологии группы основывается на резком противопоставлении «мы — они». Для подобных групп характерна жесткая иерархическая структура.

Основные  правила поведения:

  — Я и моя группа — самые лучшие. Кто в этом сомневается, тот враг (правило амбиции).

  — Если есть возможность продемонстрировать свою силу, не упускай ее (правило  силы).

  — В столкновении с другими группами должны участвовать все (правило круговой поруки).

  — Проявляя жестокость по отношению к  «чужим», ты не дашь оснований сомневаться в твоей силе и преданности «своим» (правило отвода агрессии).

  Наиболее  распространенная форма агрессивной  самодеятельности — «дворовые команды», т.е. группы подростков, охраняющие «свою территорию» и совершающие периодические «набеги» на территорию соседей.

  Выделяются  следующие варианты этой формы самодеятельности:

  Контроль  территории. Старшие представители  «дворовых команд» (14—17 лет) кроме  эмоциональной разрядки и физического удовольствия используют идею «территориальности» для получения «экономического эффекта» — взимание платы за «проход по территории», «визит на территорию» и т.п. Логическое развитие этой формы — группы типа казанских «моталок» (вхождение в преступную среду).

  Защита  клуба. Для старших подростков границы  двора, квартала становятся тесными, они  ищут новый объект «защиты», т.е. новую  «команду». Как правило, этим объектом становится спортивный клуб («Спартак», «Динамо»), а агрессия выливается в форме «боления» и стычек с «фанатами» других клубов.

  Защита  идеи. Чем старше возраст, тем чаще обоснование агрессии мотивируется как необходимость «непримиримой  борьбы с проводниками определенных идей и образа поведения». Осуществляется эта борьба в форме насильственных акций (избиения, грабежи, групповые драки). Это «люберы» и другие группы «чистильщиков», «дворников» и т.п.

  В последнее время появились разнородные  и разновозрастные группы — носители идей неофашизма, автократии, шовинизма, национализма всех оттенков.

    II. Эпатажная самодеятельность: в ее основе вызов сложившимся нормам, канонам, правилам, мнениям как в наиболее простых областях жизни — одежде, прическе, так и в более сложных — искусстве, науке. Психологическое содержание эпатажа — вызов на себя агрессии со стороны других лиц и официальных органов, чтобы тебя «заметили». Целью эпатажной самодеятельности может быть как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензии на образование «новой» элиты. Для современных подростков внешний эпатаж — часто наиболее доступная (по уровню развития, психологическому складу, социальным возможностям) форма самоутверждения, а также попытка найти адекватную среду общения. Именно этим и объясняется продолжительность существования панк-стиля, популярность атрибутики хэви-металл.

  III. Альтернативная самодеятельность: характеризуется выработкой альтернативных общепринятым, официальным, рекомендуемым моделей поведения, форм проведения досуга, статических норм, образа жизни, что является отличительной чертой всего современного «неформалитета». Вместе с тем для ряда неформальных групп, объединений ориентация на альтернативную самодеятельность становится самоцелью, реализуясь в выработке норм и ценностей контркультуры, не просто отличающихся от общепринятых в том или ином аспекте, но и системно противостоящих ему в основных сферах жизнедеятельности.

  IV. Социальная самодеятельность: нацелена на решение конкретных социальных проблем, стоящих перед различными по своей численности и направленности группами, это:

    *   экологическое движение (в защиту  окружающей среды как в отдельных  регионах, так и в целом по  стране);

*   экокультурное движение (в защиту  культурной среды);

*   этнокультурные движения (за возрождение  и сохранение культурно-исторического наследия различных социальных инициатив);

    *   интернационалистическое движение (задача — воспитание молодежи в духе дружбы и братства народов и национальностей путем конкретных акций);

    *   движение взаимной поддержки  (среди инвалидов, воинов-интернационалистов, бывших алкоголиков и наркоманов, испытывающих сходные сложности в адаптации к типичной социальной среде);

    *   движение милосердия (за оказание  добровольной помощи лицам, остро нуждающимся в ней: престарелым, детям-сиротам, инвалидам).

  Все вышеперечисленные движения социальной самодеятельности возникают именно там, где деятельность государственных органов и формализованных общественных организаций наименее эффективна.

  V. Политическая самодеятельность: направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с идеями, провозглашаемыми конкретной группой. Сегодня это наиболее динамичная часть неформального движения, ситуация здесь меняется быстро. Вот некоторые из действующих в настоящее время объединений:

*   молодежные объединения в поддержку перестройки;

*   правозащитное движение;

*   движение политического самообразования.

    Таким образом, самодеятельные объединения стали формой компенсации жизненных неудач, тем социальным пространством, в котором молодые люди получили возможность самоутверждения, социального признания (или в отдельных случаях хотя бы рекламы, скандального успеха) собственными усилиями, не регламентированными «сверху».  Стремление проявить самостоятельность, избавиться от навязчивой опеки, нерешенность многих социальных проблем в сфере досуга, - все это и много других причин объясняет  тягу отдельного человека в группу. Сказывается одна из сильнейших потребностей юношеского возраста – острая нужда в общении. Там где эта нужда не удовлетворяется семьей, школой, корче – обществом, там возникает чувство одиночества. Именно одиночество, тяга к самоорганизации и общению и гонят юношу в объятья улицы, двора, лестницы, подвала. Или в объятья религии, обещающей страждущему сочувствие, соучастие, помощь в несчастье и преодолении тягот повседневной жизни. Ищущему, самоутверждающемуся подростку его новое окружение предлагает нехитрую житейскую философию:

«рокеры» - поиск острых ощущений, «мотор», спорт, девушки;

«хиппи» - не действие, не насилие, любовь братство;

«люберы» - крепкие (самые крепкие) мышцы и  «Бей хипарей!»;

«панки» - «Долой идеалы!», «Долой серость будней!», «Мы плохие, но мы – лучше других!»;

«Хайлафисты» - «шикарная жизнь», вино -  «люкс», сигареты -«люкс» , одежда - «люкс», девочки - «люкс». «Деньги  и вещи – мои рабы, но я работать ради них не буду никогда!»

      Однако, не стоит сгущать темные краски. Неформалы всюду делают немало полезного: объединяются в защиту памятников старины, очищают города от мусора, высаживают деревья и многое другое.

                                       
 
 
 
 
 
 
 

 

  Глава 3. Особенности молодежной субкультуры в России и степень идентификации с западными субкультурами.

     

    Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде? Каковы особенности молодежной субкультуры в России и степень идентификации с западными субкультурами?

 Обращаясь  к выводам исследователя данного вопроса В.А.Лукова, мы находим однозначную оценку: а точнее – слабую развитость российских молодежных неформальных движений в традиционном для Запада понимании? Автор называет три основания для сложившейся ситуации.

Первое социальная  и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второе – особенности социальной мобильности в российском обществе. В 90-е годы молодежь  получила возможность достигать престижное  социальное положение в очень  короткие сроки. Кроме того, действует фактор уклонения юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок  и ожиданий значительной части российской молодёжи.

Третье –   утеря  тех нормативно – ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Важным  итогом недоверия  к власти является установка большинства молодых  россиян, что можно полагаться только на собственные силы. 

   На этом фоне широчайшее распространение  приобретает преступность среди  российской молодежи. Так в 2000году  к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932, 8 тыс. молодых россиян, более половины (53, 6%) всех преступников10. Расчет показывает, что число молодых россиян хот я бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данный момент составляют примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет. Данное обстоятельство имеет большое значение, т.к. среди специфических черт молодежных субкультур в России, на первом месте окажется - связь с криминалом, на втором – влияние западной молодежной моды,  на третьем, - романтическая компенсация повседневной рутины, и на четвертом – воспроизводство некоторых черт советского прошлого.

Информация о работе Молодёжной субкультуры