Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 19:42, курсовая работа
Таким образом, тема «молодёжной субкультуры» достаточно широка. В этой работе мы остановимся на характеристике неформальных движений в Волгограде и в стране:
1)Рассмотрим направленность их деятельности и тенденции развития.
2)Попытаемся определить роль неформальных движений с точки зрения социальной направленности.
3)Сравним характер деятельности молодёжных организаций и неформальных движений, в процессе социализации личности, формирования молодёжной культуры.
I. Введение.
II. Основная часть.
Глава 1. Неформальные движения молодежи, молодежная субкультура – природа, причины и тенденции развития.
Глава 2. Неформальные движения в России.
Глава 3. Особенности молодежной субкультуры в России и степень идентификации с западными субкультурами.
Глава 4. Молодежное движение в г. Волгограде.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложение.
* в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (страха, боли, убийства, крови, разрушения, потери товарищей и т. п.), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что он уже не вписывается в ту мирную жизнь, в которую возвращается (даже если он не получил физических увечий);
* среди безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);
*
при несоответствии реального
социального статуса уже
Таким образом, выявлено несколько «болевых точек», в зоне которых образуются «группы риска» для возможного продуцирования субкультурной молодежи. Выход из всех рассмотренных «групп риска» с неизбежностью не ведет молодых людей в молодежную субкультуру, кроме того, существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения: отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени и т. д. Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, выступают указанные предпосылки5.
Для молодежных субкультур характерно пестрое разнообразие стилей одежды, атрибутики, украшений, множество различных мелких деталей. Некоторые объединения являются последователями особых художественных и музыкальных стилей. Неформал выделяется из общей массы не только своим внешним видом, но и речью, специфическим сленгом. Не стоит, однако, преувеличивать роль идейного фактора в неформальных движениях .
В молодежных субкультурах вовсе не обязательно разделять то или иное мировоззрение — здесь молодые люди должны разделять (но обязательно) внешние формы поведения и символику. Именно поэтому большинство молодежных субкультур «не располагают развернутыми текстами, передающими общее мировоззрение их участников, зато они все разъясняют новичкам, как им себя вести и как им себя чувствовать»6.
Попробуем сделать выводы. Первое: неформалы – это научное название неофициальных объединений, групп молодежи, которые являются частью общей социальной структуры. Это название не имеет отрицательного значения, т.к. среди подобных движений могут быть как асоциальные, так и социально – ориентированные молодежные группы. Формирование неформальных движений – явление закономерное, имеющее в основе своей объективные социально- экономические, политические и социально – культурные причины. Развитие молодежных субкультур – это характерная черта новейшей истории, развития общества в постиндустриальный период. По своей сути неформальные движения - это попытка самовыражения, это особая форма социализации молодого человека, отражение конфликта между личностью и обществом, между обществом и государством.
Поскольку
данное явление существует и является
неотъемлемой частью современного мира,
то нам думается, что не стоит закрывать
на это глаза, и отмахиваться от
раздражающих, а порой и пугающих «выходок
молодых», а постараться разобраться
в данном явлении, чтобы понять: кто есть
кто и как с этим жить?
Глава 2. Неформальные
движения в России.
Признав
молодежную субкультуру как объективно-
А. В. Толстых типологизировал молодежные субкультуры по направлениям деятельности, выделив группы:
• общественно-политические, пропагандирующие определенные общественно-политические взгляды;
• радикалов;
• эколого-этические;
• образа жизни, или собственно неформальные молодежные объединения (панки, хиппи и др.);
• нетрадиционно-религиозные (сатанисты, культовые группы);
•по интересам (филателисты, фанаты и др.)
Известны типологизации, в соответствии с которыми субкультуры (вроде наркоманской, уголовной, нетрадиционной сексуальной ориентации, футбольных фанатов, неофашистов, скинхедов и т.д.) представляют собой практически непересекающиеся «молодежные миры», однако для нас очевидным является солидарное сосуществование, например, «золотой молодежи», «розовых» и «голубых» тусовок; наркоманской и уголовной субкультур; неофашистов, скинхедов и футбольных фанатов; «нацболов» (национал-большевиков) и новой контркультуры и т.д.
В соответствии с типологией С.А. Сергеева в молодежной субкультуре выделяются: романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (рейверы, рэпперы и др.); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические (панки, экстремистски политизированные правые и левые).
Существует систематизация по степени конформности (А. Башлачев), выделяющая конформные, условно-конформные и нонконформ-ные (протестные) молодежные субкультуры.
В.А. Бабахо и С. И. Левикова в своей типологизации выделяют группы:
• объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.д.);
• ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
•аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
•эстетствующие («митьки»);
•исповедующие культ мускулов и физической силы («качки»);
•криминогенные, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправности деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.)7.
Типологии молодежных субкультур, отражающие особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале XXI в., очень удачно, вписываются в их типологизацию, предложенную известным отечественным социологом и философом С.С. Фроловым.
По принадлежности:
•ингруппы, т.е. такие, к которым молодой человек ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, что они разделяют определенные чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;
• аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие». Несмотря на то что они обладают многими признаками, свойственными любой молодежной субкультуре, есть определенные частные признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингрупп.
По взаимоотношениям:
• первичные, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга прежде всего как личности, у них общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;
• вторичные, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь дружеские личностные контакты с другими членами необязательны, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.
Важно при этом отметить, что первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Входящие в них молодые люди находят там интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Потребность молодых людей в самореализации и самовыражении удовлетворяется именно в подобных группах. В то же время члены вторичных групп имеют возможность найти эффективный механизм для достижения определенных целей, хотя и ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Но это довольно часто компенсируется тем, что во вторичных группах практически всегда есть некоторое число первичных.
По степени общения:
• малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия, там групповое мнение выступает в качестве постоянно действующего фактора социального контроля. Они конформны к групповым нормам;
• большие группы, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы. Им присущи рационально целеориентированные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко учитывается. Большие группы конформны к политике, проводимой большей частью группы.
Исходя из подобной типологизации, а также анализируя долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, Левикова разделяет молодежные субкультуры на группы:
• «чистые» («регулярные»), которые становятся самоцелью для молодых людей. Они, как правило, закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще;
• «смешанные»,
или «неполные» («нерегулярные»), участие
в которых — не самоцель, а дополнение,
компенсация недополученного молодым
человеком в формальных социальных институтах8.
А.Л.
Маршак, отмечая необходимость
В исследовании, проведенном под руководством Н.Ю. Синягиной, на вопрос о причинах, которые могли бы привести подростка в группировку, были даны следующие ответы. На первом месте одиночество (27%) и непонимание родителей (24%). Сюда можно отнести конфликты между родителями, на которые указали 20% опрошенных. Опрошенные подростки выделяют черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок: умение отстоять себя (54%), смелость (40%), независимость (35%). Исследователи отмечают, что указанные качества подростки наблюдают именно у членов неформальных асоциальных группировок. Однако чаще всего эти качества принимают здесь уродливые формы: смелость и независимость утверждаются через наплевательское отношение к другим людям, к их мнению, достоинству, через стремление самоутвердиться за счет унижения другого человека. Вполне вероятно, что никаких других проявлений смелости и независимости у наших подростков перед глазами нет.