Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:43, реферат
Свойственная южным народам природная общительность и врожденные ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письменные документы могли распространяться в очень ограниченном количестве) явились причинами того, что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем сейчас, тем более что владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха.
Введение …………………………………………………………….…………… 3
Ораторское искусство древней Греции
Древнегреческая риторика и ее место в истории мировой культуры ….4
Риторика софистов ……………………………………………………….... 9
Риторика Сократа и Платона ……………………………………………. 12
Риторика Аристотеля …………………………………………..………… 15
Ораторское искусство древнего Рима
2.1 Доцицероновский период развития риторики …………………………… 17
2.2 Риторика Цицерона ………………..…………………………………..….. 20
2.3 Риторика Квинтилиана ……………………………………………………. 24
Заключение ………………………………………………………………...…… 28
Список использованной литературы ………
Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей некоторых трактатов. Искусство слова в этот период занимает ведущие позиции в школе.
Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Оратор (от лат. orare «говорить») – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия.
В римской традиции риторика утверждается и систематизируется как словесная наука о человеке в его отношении к обществу, она становится своего рода государственной идеологией и охватывает основное содержание научно-философской, юридической и художественной культуры. В новых условиях развивается торжественное красноречие. Перед оратором ставилась задача – экспромтом, без подготовки, прославить героя древнего мифа, произнести похвальное слово великому оратору, политическому деятелю прошлого.
Особый вид древнеримского красноречия составляло «погребальное восхваление», сопровождавшее процедуру похорон знатных римлян. На форуме ближайший родственник умершего или кто-либо, назначенный государством, произносил «погребальное восхваление», в котором перечислялись заслуги как покойника, так и его предков [11, С. 274].
Римская риторика занималась тремя важнейшими сторонами ораторства:
а) государственными установлениями как ареной деятельности ораторов;
б) воспитанием ораторов;
в) техникой подготовки речи.
В области государственных установлений римская республика стала сочетанием демократии через институт трибунов, аристократии – через сенат и монархии – через институт консулов.
Каждый из институтов обладал своей областью власти. В области воспитания ораторов были разработаны правила обучения ораторов: предварительное обучение (гимнастика, актерское мастерство, грамматика, философия, право, риторика), тренировочные упражнения для приобретения опыта (по образцу), личная практика выступлений [10, С. 35].
В римской риторике была
разработана технология составления
речей: изобретение → расположение
→ словесное выражение →
2.2. Риторика Цицерона
Крупнейшим классиком
античного красноречия и
Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» – памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру. История римской риторики представлена в трактате «Брут», где Цицерон в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия. Сочинение построено в форме беседы автора с друзьями – Аттиком и Брутом. Цицерон, как бы продолжая прерванную беседу, рассказывает им об ораторах. Подробно характеризует более известных ему ораторов, что и является ценным источником сведений о развитии ораторского искусства в Риме. В этой книге Цицерон сурово расправляется с аттицистами, особенно с продолжателями традиций Лисия, которых нельзя с полным правом называть аттицистами, ибо аттическое наследие в области риторики включает в себя речи и Демосфена, и Эсхина. Цицерон перевел некоторые из этих речей на латынь, чтобы познакомить римскую публику с подлинным аттицизмом.
Рассуждения о стиле и ритме содержатся в трактате «Оратор», который написан в виде диалога между риторами, посвящен воспитанию оратора, целям и основным категориям риторики. Здесь Цицерон повторяет основные положения своей теории, но главное внимание уделяет словесному выражению, теории трех стилей, теории ритма.
В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство. Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. По мнению Цицерона, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие дается труднее, чем это кажется, и рождается из многих знаний и умений. Ораторская профессия требует в первую очередь природного дарования: хорошего голоса и внешних данных, способности к связной, плавной, свободной речи, смелости, чувства ответственности, находчивости и памяти, природного ума – «оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом никто не попадается так редко, как совершенный оратор» [12, С. 92].
Цицерон считает, что основа ораторского искусства – глубокое знание предмета; если за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая болтовня. Красноречие – это высшая и универсальная ценность, залог нормального функционирования государства и выражение творческого потенциала личности: «Когда, вглядываясь в историю, восстанавливаю перед умственным взором времена давно минувшие, вижу, как мудрость, а еще более красноречие основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную дружбу между народами»; «Спутница мира, подруга просвещенного досуга, питомица, взращенная совершенным государственным устройством, – вот что такое ораторская речь» [11, С. 190].
Действующими лицами диалога Цицерона были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красс и Марк Антоний, а также их ученики. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи. Цицерон стремится синтезировать и осмыслить предшествующие теории, создать на их основе обобщенную теорию ораторского искусства.
В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал оратора, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, способного вести за собой толпу. Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Это высказывание называют «формулой Цицерона» [12, С. 93]. В других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности, философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. По мнению Цицерона, оратор должен «пить из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши дидактики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии – этой бездонной чаши с нектаром» [12, С. 93].
Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде по гражданским делам и разбирательствам, хвалебные речи. Он анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Цицерон останавливается на типах доказательств и их применении; рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен Цицероном подробно, ибо практически большая часть речей ораторов строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены.
Цицерон придерживается установившейся классической схемы, по канонам которой дается пятичастное деление риторического процесса. Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить суть дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.
По мнению Цицерона, самое важное для оратора – это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность языка, которые вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения произведений образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. В понятие чистоты языка входила нормативность речи, то есть использование нормативного произношения и нормативных и морфологических форм и конструкций.
Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей. Человеческий идеал Цицерона – «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.
Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, <...> блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, – одним словом, красиво» [7, С. 13].
Ораторский идеал Цицерона – сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля – высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды).
Ораторская практика Цицерона не расходилась с его стилистическими теориями. Принцип «обилия» речи получил реальное воплощение в ритмико-синтаксическом единстве периода. В своих сочинениях Цицерон уделял огромное внимание вопросам пластики, жестам, голосу и постоянным упражнениям в этой области. Для успеха у римской публики необходимо было умение держать себя на ораторской трибуне, и Марк Туллий учился этому у известных актеров Эзопа и Росция.
Цицерон широко использовал распространенные в его время в Риме дидактические сочинения по риторическим фигурам; разрабатывал классификацию речей в зависимости от характера судебных процессов и дел, в них рассматриваемых. Особенной известностью пользуются четыре речи Цицерона против Луция Катилины. Блестящие речи Цицерона против Луция Катилины, названные катилинариями, доставили оратору почетный титул «отца отечества». Эти речи Цицерона построены в большинстве случаев методом риторических вопросов, патетических восклицаний, маленьких картин, которые симметрично располагаются внутри большой речи. Цицерон постоянно прибегает к использованию «общих мест» морально-философского или политического характера.
Цицерону принадлежат выдающиеся заслуги в области создания латинского языка и стиля. Основываясь на теории трех стилей, Цицерон систематизировал запас слов, форм и синтаксических связей латинского языка применительно к различным стилям и функциям речи.
Античная критика дала очень высокую оценку роли Цицерона в создании стиля латинской прозы, который получает у него небывалую гибкость, способность выражать разнообразные оттенки сложных мыслей; отличается дифференцированным лексическим отбором, строгостью грамматических норм, плавным и прозрачным построением периода [11, С. 323]. На основе языка Цицерона создается «новолатинская» гуманистическая проза, сыгравшая огромную роль в формировании национальных литератур народов Европы.
2.3. Риторика Квинтилиана
С падением республиканского строя исчезла почва, взрастившая цицероновский идеал единства красноречия и философии. Ораторское слово из средства борьбы превратилось в объект эстетического любования.
На смену политическому
красноречию пришло торжественное.
Красноречие перемещается в риторические
школы. Развивается искусство
Знаменитый римский ритор, уроженец Испании Марк Фабий Квинтилиан (35–около 100) – автор обширного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления». Это хорошо систематизированное руководство по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Квинтилиан рассказывает о всестороннем обучении оратора с детских лет, разделении речи, ее логическом построении, тропах и фигурах, стилях речи, качествах оратора и его моральном складе. Он доказывает, что для ораторского искусства необходимы два момента: обучение и следование определенным правилам, которые облегчат проявление индивидуальности речи. По мнению ученого, специфичность ораторского искусства в том, чтобы убедить при помощи красивой речи. Риторика – искусство, одного дара природы для которого слишком мало, необходимо учиться и развивать его. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность слога; украшения же могут выполнять свою функцию лишь в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления.