Место и роль православия в формировании национального менталитета русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является объективное рассмотрение влияния православия на формирование менталитета русского народа. Соответственно цели, задачи определяются следующие:
во-первых, рассмотреть ход событий;
во-вторых, выявить влияние христианизации на формирование менталитета русского народа.

Файлы: 1 файл

менталитет.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Почайну креститися; а ежели кто от некрееченых  заутра на реке не явится, богат или  нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется». Слышавшие же сие, люди мнози с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то бы князь и бояра сего не приняли. Инии же нуждою последовали, окаменелые же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их...»30. В целом крещение киевлян прошло без эксцессов.

Вообще  христианизация проходила в сложных  условиях, встречая сопротивление местного населения, не сразу и не везде  принимавшего новую религию, продолжавшего  традиции предков. Так, в Новгороде  первоначально крестилось всего несколько сот человек, а остальные враждебно встретили христианских священнослужителей, организовав восстание. Понадобились военные действия, чтобы сломить сопротивление язычников. В захваченном городе были уничтожены статуи языческих богов, после чего последовали новые попытки обращения населения в христианскую веру.

     В среде простого люда, в сельской местности христианство распространялось в течение долгого времени. Например, Чернигов принял крещение в 992 г., Смоленск — в 1013 г. В сельской местности христианство в качестве господствующей религии утвердилось только в ХШ в. Христианизация на Руси встречала сопротивление, отмеченное восстаниями в Суздале (1024), Киеве (1068) и ряде других городов. 

      2.3. Последствия принятия  христианства 

      Принятие  той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия  не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни.

      Давно замечено, что любая национальная культура заимствует только те элементы чужих культур, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом собственного развития, то есть имеет некий горизонт культурных ожиданий.

      Православие, включив в свою сферу все слои русского народа, все общество, не захватывало человека целиком. Проникновение православия в толщу народной жизни не было всеобъемлющим. Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало времяпрепровождение и праздничное настроение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обиходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях, предоставляя во всем этом свободный простор самобытному национальному творчеству, основанному на языческой экзальтации почвы и духа.

     Новая религия способствовала становлению  и укреплению раннефеодальной государственности, международного положения Руси, занявшей достойное место среди христианских государств. Она содействовала дальнейшей консолидации восточнославянских племен в единую народность, государственному единству всех русских земель. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения ее к культурным достижениям Византии и всего христианского мира.

     Значительна роль церкви в развитии русской культуры: в распространении письменности и «книжности», создании значительных художественных ценностей. Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

     Вместе  с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, как оригинальной, так и переводной. На этом языке была написана Русская Правда, «Слово о полку Игореве», русские летописи, «Поучения» Владимира Мономаха и другие памятники.

     Развитие  письменности на родном языке привело  к тому, что русская церковь  с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

     В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное  учение» детей «лучших людей», т. е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

     Высокообразованные  люди встречались не только в среде  духовенства, но и в светских аристократических  кругах. Такими «книжными мужами»  были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав  Осмомысл, Константин Всеволодович Ростовский. В аристократической среде было широко распространено знание иностранных языков. Получали образование в княжеских семьях и женщины. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинех учися, но афинейски премудрости изучи»31, освоив «философию, риторию и всю грамматикию». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была умна книжному писанию» и сама писала книги.

     Образованность  ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения»: книги — «суть рекы, напояющие вселенную»; «аще бо поищещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей»; «именье книг паче злата»; «сладко медвен сок и добро есть сахар, обо его же добрее книжный разум»32.

Переписка книг была в основном сосредоточена  в монастырях. Однако в XII в. в крупных  городах также возникло ремесло  «книжных описателей». Это свидетельствует, во-первых, о распространении грамотности  среди городского населения, во-вторых, о возрастании потребности в книге, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и сами переписывали книги. Из 39 известных нам по имени писцов XI—XIII вв. только 15 относились к лицам духовного звания, остальные не указали свою принадлежность к церкви. Тем не менее, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

     Потребности христианского культа требовали  большого количества богослужебных книг, служивших руководством при совершении церковных обрядов (Минеи, Триоди, Часословы). С принятием христианства было связано появление основных книг Священного Писания.

     Переводная  литература религиозного и светского  содержания занимала большое место в книжном фонде Древней Руси. Отбор произведений для перевода определялся внутренними потребностями общества, вкусами и запросами читателя. При этом переводчики не ставили своей целью точную передачу оригинала, а стремились максимально приблизить его к действительности, к запросам времени и среды. Особенно существенной переработке подвергались произведения светской литературы. В них широко проникали элементы фольклора, использовались приемы оригинальной литературы. В дальнейшем эти произведения неоднократно перерабатывались и становились русскими по своему характеру.

     С задачами распространения христианского  вероучения связало появление сочинений  христианских писателей III—VII вв. («отцов церкви») и сборников их произведений. Особенно широкое распространение получили сочинения Иоанна Златоуста в составе сборников «Златоструй», «Златоуст» и другие.

     До  конца X в. на Руси не было монументального  каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы, строительства которых были заимствованы из Византии.

Первой  каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве  в конце X в. греческими мастерами. В  Чернигове греческими зодчими был  воздвигнут Спасо-Преображенский собор  — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

     Вершиной  южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве — огромный пятинефный храм, построенный в 1037—1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены его сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других древнерусских храмов. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских.

С принятием  христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также  станковая живопись. Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

     Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы  в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, которые привнесли в сложившуюся  иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери-Оранты в алтарной апсиде и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

     Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен киевской Софии. Здесь изображены сцены княжеской  охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

Однако  при всём бесспорном положительном  значении принятия христианства Киевской Русью для её социального, политического и духовного развития оно имело и некоторые отрицательные последствия.

Церковные круги отрицательно относились ко всем развлечениям видя в них «пакость», «бесовство», связанные с языческим  религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви. Содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

     Создавая  своё искусство, церковь постоянно  обрушивалась на светские забавы и интересы: «Горе тем, кто ждёт вечера с его музыкой - гуслями, флейтами, тамбуринами... тем, кто делает вид, что не знает, какой вред приносят гусли, игры, танцы и пение»33.

Информация о работе Место и роль православия в формировании национального менталитета русского народа