Возрастные кризисы: сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Будущим специалистам необходимо проанализировать сложное и много аспектное понятие «возрастной кризис», изучить содержание и направления коррекционной работы. Цель данной работы — формирование представлений о возрастном кризисе как предмете психологического исследования. Задачами являлись: раскрыть исследования критических возрастов, как общетеоретических, так и описывающих конкретные возрастные переходы; проанализировать содержание и структуру возрастных кризисов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Периодизация и закономерности психического развития ребенка……………..6
1.1 Понятие возраста в психологии…………………………………………………6
1.2 Периодизация и закономерности психического развития ребенка………… ..9
2 Возрастные кризисы: сущность, структура и содержание……………………..14
2.1 Сущность возрастного кризиса………………………………………………...14
2.2 Структура и содержание возрастных кризисов…………………………….....16
2.3 Отличия критических периодов развития от стабильных……………………22
Заключение………………………………………………………………………......28
Глоссарий……………………………………………………………………………31
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Возрастные кризисы сущность, структура и содержание.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

    Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое  открытие возможно лишь на основе возникновения  представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.

    На  первом этапе происходит попытка  непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

    Далее наступает этап конфликта – необходимое  условие нормального развития в  кризисе, позволяющее человеку и  окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители – старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть была связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».

    Прежде  чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап –  рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование  кризиса. Здесь рефлексия рассматривается  как этап кризиса, представляющий собой  интериоризацию конфликта между желанным и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

    Кризис  завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой  социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное», принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы. Реализуется новая форма – идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

    Основная  идея работы с кризисными состояниями личности заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, а не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и выходу личности на новый уровень целостности. Можно управлять процессом переживания кризиса – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирования лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.13

    Психологическое содержание кризисов развития состоит  в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые  жизненные задачи, ведущие к смене  характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.

    Самое существенное содержание развития в  критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникали в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста, включаясь в их состав, как подчиненная инстанция, не имеющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специального и глубокого анализа часто невозможно открыть наличие этого трансформированного образования критического периода в приобретениях последующего стабильного возраста. Как таковые новообразования кризисов отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри его, лишь участвуя в том подземном развитии, которое в стабильные возрасты приводит к скачкообразному возникновению новообразований. Таким образом, Л.С. Выготский утверждал, что основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты должны служить новообразования.14

    Последовательность возрастных периодов должна определяться чередованием стабильных и критических периодов. Сроки стабильных возрастов, имеющих более или менее отчетливые границы начала и окончания, правильнее всего определять именно по этим границам. Критические же возрасты из-за другого характера их протекания правильнее всего определять, отмечая кульминационные точки, или вершины, кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание — ближайшее полугодие последующего возраста.

    По  мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или не благоприятный  исход которых определяет возможность  последующего расцвета личности.15 Источниками возникновения жизненных кризисов могут быть противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями человека, ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими и видами деятельности. На основу протекания кризиса оказывают влияние и индивидуальные особенности человека.

    Первый  кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан, во-первых, с глубоким чувством доверия к окружающему  его миру, а во-вторых, наоборот, - недоверием к нему.

    Второй  кризис связан с первым опытом обучения и в зависимости от поведения родителей приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над своим организмом.

      Третий кризис соответствует второму детству. Он характеризуется появлением у ребенка чувства инициативы или чувства вины в зависимости от обстоятельств.

    Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. У ребенка под воздействием внешней  среды появляется либо вкус к работе, либо чувство неполноценности как  в плане использования средств  и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

    Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации. Неспособность  подростка к идентификации может  привести к ее "распылению" или  также к путанице ролей.

    Шестой  кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

    Седьмой кризис переживается человеком в  сорокалетнем возрасте. Он характеризуется  развитием чувства сохранения рода (генеративности).

    Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего  жизненного пути, а решение зависит  от того, как этот путь был пройден. Следствием этого является целостность  личности или отчаяние от невозможности начать жизнь заново.

    Жизненные кризисы и развитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы  влекут за собой различные трансформации  и в системе ценностей, и в  смыслообразующей категории, и в  моделях описания реальности. Возможно это болезненные трансформации, но тягостные ощущения не бессмысленны, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового.

2.3 Отличия критических периодов развития от стабильных 

    Понятие социальной ситуации развития дает возможность Л.С. Выготскому различать два типа возрастов – стабильные и критические. В стабильный период развитие происходит внутри социальной ситуации развития, характерной для данного возраста. Критический возраст – момент смены старой социальной ситуации развития и образование новой.16

    В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо выступают огромные перемены в его личности.

    Стабильные  возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются  другим типом развития — кризисами. Последние отличаются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса. (См. Приложение В)

    Первая  особенность таких периодов состоит, с одной стороны, в том, что  границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания. С другой стороны, характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея, характеризует все критические возрасты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

    Вторая  особенность критических возрастов  послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Дело в том, что значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами.

    Правда, все это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические  периоды проходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. У многих детей вовсе не наблюдается сколько-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости или снижения школьной успеваемости. Размах вариаций в протекании этих возрастов у разных детей, влияние внешних и внутренних условий на ход самого кризиса значительны.

    Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Несхожие у различных детей, они обусловливают крайне пеструю и многообразную картину вариантов критического возраста. Но не наличием или отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломных периодов в жизни ребенка. Так, если перейти от абсолютной оценки воспитуемости к относительной, основанной на сравнении степени легкости или трудности воспитания ребенка в предшествующий кризису или следующий за ним стабильный период со степенью трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте. Точно так же, если перейти от абсолютной оценки школьной успеваемости к ее относительной оценке, основанной на сравнении темпа продвижения ребенка в ходе обучения в различные возрастные периоды, нельзя не увидеть, что всякий ребенок в период кризиса снижает темп продвижения сравнительно с темпом, характерным для стабильных периодов.

    Третьей и, пожалуй, самой важной в теоретическом отношении особенностью критических возрастов, но наиболее неясной и поэтому затрудняющей правильное понимание природы детского развития в эти периоды, является негативный характер развития. Все, кто писал об этих своеобразных периодах, отмечали в первую очередь, что развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни.

Информация о работе Возрастные кризисы: сущность, структура и содержание