Смерть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:05, Не определен

Описание работы


Смерть — одно из главных понятий традиционной народной картины мира, противопоставленное понятию жизни; момент перехода человека из«этого» мира на «тот свет», в потусторонний мир Нави, граница между ними и одновременно— основное содержание и характеристика «того света».

Файлы: 1 файл

5.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

   Взаимное  прощение и утверждение вечной обоюдной любвивысказывалось и при прощании с умершим. По словам П. Петрея (нач. XVII в.), «подходят к гробу родители покойного, братья,сестры, жена, дети, друзья, родные и все присутствующие, целуют его нарасставанье, прощаются с ним, потому что дольше ждать ему нечего, а пора и вдорогу».

   В Харьковской губернии в первый день Вешних Дедов(Навьей седмицы) ходили до рассвета на кладбище просить прощения у отца иматери те люди, которых  прокляли покойные родители. Считалось, что если в этовремя в земле  раздастся гул, то это означает, что отец или мать простили своёдитя, и потому их приняла Земля, которая раньше не принимала их за оскорбление,нанесённое ей проклятием собственных детей.

   Еще в начале XX в. воВладимирской губернии старики перед смертью ходили в поле или просили отнестиих туда «с Землёй и с вольным светом проститься». На поле старик вставал насвоём участке на колени и клал четыре земных поклона на все четыре стороны.Прощаясь с землёй, говорили: «Мать Сыра-Земля, прости меня и прими!», апрощаясь с вольным светом: «Прости, вольный свет-батюшка!»2[10]   
 

11. Похороны: общие сведения  

   Похороны  — в традиционной народной культуре обряд,воплощающий мифологизированные отношения между живыми и мёртвыми, потомками ипредками, этим и «тем светом». В дохристианскую эпоху у славян господствовалобряд трупосожжения на костре: кости с кострища собирали в горшок — урну, надкострищем насыпали курган. Для погребальной обрядности характерным былосочетание противоположных устремлений: удалить на «тот свет», уничтожитьмертвеца (и всё, связанное со смертью, в частности, вещи умершего) в огнепогребального костра и одновременно сохранить возле живых дух благодетельногопредка — отсюда возведение памятников (курганов и т.п.), собирание костей вурну — новое «тело» и т.п. Ср. также древний обычай устраивать под курганомзагробное жилище — дом-могилу (сруб, окружённый изгородью-частоколом) ипозднейшее наименование гроба в русской традиции «домовина». Кладбище могловосприниматься как «селение мёртвых» (ср. русское «погост» — «центр сельскойокруги» и «кладбище») и т.д.

   Персонажем  славянской мифологии, непосредственносвязанным с обрядом похорон, считается  Баба Яга[11]:Яга, одна из ног которой — мёртвая («костяная»), живущая (лежащая на печи) визбушке «на курьих ножках» без окон и дверей, расположенной на границе «тогосвета» (леса), и помогающая герою волшебной сказки найти путь в Иной мир,напрямую связана с образом благодетельного предка, обитающего в доме-могиле.

   Обряд сожжения считался наиболее действенным  способомудаления умершего (и вообще всего вредоносного) на «тот свет»: в описаниипохорон руса у арабского автора X в. Ибн-Фадланаодин из совершавших обряд говорит, что умерший с погребального костра тотчасвходит в рай (Ирий), погребённого же в земле едят черви. Черви, змеи и прочиегады воплощали опасность, исходящую из разлагающегося трупа: в русской сказкеколдун говорит, что расправиться после смерти с ним можно лишь сожжением; изтела его поползут разные гады, которых также надо бросать в костёр, иначе сними уйдёт от смерти сам колдун.

   Древнерусское описание похорон Совия (вставка в«Хронику» Иоанна Малалы, XIII в.)включает три фазы обряда погребения: Совия хоронят в земле, но там ему нетпокоя, так как его едят гады; затем его хоронят на дереве, но там его кусаюткомары и пчёлы; затем его сжигают, и он чувствует себя на «том свете», какдитя, спящее в колыбели. Погребение на дереве явно связано с представлением оМировом Древе, связующем всё Тремирье (Явь-Навь-Правь): ср. древнерусскоеописание погребального обряда вятичей и других славянских племён, помещающихурну с прахом «на столпе на путях» («Повесть временных лет», XII в.) — столп здесь также воплощает Мировое Древо.Умерший, отправляясь на «тот свет», в Закрадное хождение, проходил через всеступени восхождения души — от дома (дома-могилы) до самого Светлого Ирия.

   Вторжение «заложных» покойников в мир живых  в народнойкультуре преодолевалось особыми обрядами удаления трупа  из могилы илипригвождения его к  земле (осиновым колом) и т.п. Умершего раньше срока,холостого (и в силу этого опасного для живых) хоронили со свадебными обрядами.   
 

12. Похороны в народнойкультуре  

   Похороны, похоронные обряды — в народной культуреважнейший комплекс семейных обрядов, завершающих «коло жизни  земной». Как обрядперехода (на «тот свет»), похороны сходны по структуре  и символике с другимиобрядами  жизненного круга — родильными и свадебными.

   Похоронные  обряды начинались с момента приготовления  ксмерти, переодевания умирающего, которому давали в руки горящую свечу; в  случаетрудной смерти — при расставании  души с телом — открывали двери, окна, печнуюзаслонку, ломали конёк крыши (подобные действия у восточных и южных славянсовершали и при трудных родах — при расставании ребёнка с материнским чревом).На Русском Севере при умирающем ставили чашку с водой, чтобы душа омывалась.

   О смерти оповещали родственников  и односельчан, тогдаже начиналось оплакивание, причитание. Принято было выливать всю воду,имевшуюся в доме, занавешивать зеркало (закрывать вход на «тот свет»).Покойника обмывали, переодевали в смертную (белую) одежду, которуюпредварительно лишали всех застёжек и других металлических частей. Девушку,умершую до вступления в брак, хоронили в свадебной одежде, у украинцев её гробсопровождал «жених» — таким образом в обряде преодолевалось нарушение жизненногокруга.

   Особые  обряды сопровождали изготовление гроба  ипомещение в него покойника, ритуальных предметов и т.п.; на место, где лежалпокойник, клали оберег — топор, камень, дежу, украинцы разбивали на этом местегоршок, южные славяне забивали гвоздь, на Русском Севере бросали камень вследпокойнику, «чтобы остальные были живы». До самих похорон приняты были ночныебдения при покойнике, а также (на Западной Украине и в некоторых другихславянских землях) «игры при покойнике» («весёлые поминки»), включающиешутейные действа, в том числе срамные, восходящие к древнейшим обычаям тризны ит.п.

   Похороны  совершались на третий день, гроб несли  кместу погребения на руках или в  телеге, иногда на санях; сани и телегу моглипереворачивать после похорон (как и другие предметы в доме покойника),«разделяя» таким образом  мир Живых и «тот свет». Избу после выноса покойникавыметали, иногда осыпали пол зерном. У восточных и южных славян все этапыпохорон сопровождались причитаниями (белорус. «голошение»), описывающими, вчастности, дорогу покойника на «тот свет». По возвращении с кладбища устраивалипоминки (тризну) с обрядовыми блюдами (горох, блины, кутья), для покойникаклали ложку (под скатерть) и хлеб, совершали также обряд «поисков покойника»:обход жилых и хозяйственных построек. Поминки совершали также через день, черезнеделю, на «сороковины» (сороковой день, когда душа окончательно расставалась стелом) и через год после похорон.   
 

13. Переворачиваниепредметов  на похоронах  

   Переворачивание предметов — волховское действо  всоставе погребального и некоторых  других обрядов, призванное предотвратить«возвращение» покойника (его «хождение» после смерти) или отогнать нечистуюсилу. Это может быть вращение по вертикали или по горизонтали, а такжевыворачивание наизнанку (обычно, одежды). Уже во время агонии частопереворачивали самого умирающего так, что его голова оказывалась на месте ног.При погребении колдуна, его выносили из избы не ногами, а головой вперёд, и упервой реки переворачивали тело в гробу (Вологодский край). Переворачиваниелавок, табуреток или стульев, на которых стоял гроб, известно в разныхславянских землях. В России в новгородских деревнях и сёлах до недавнеговремени, когда выносили из избы покойника, крестили дверь и «валили»,переворачивали табуретки, на которых стоял гроб. То же делали на севере Польши:переворачивали лавки, «чтобы на них не сел покойник». Черногорцы снимали спетель входную дверь и переворачивали её, если в семье скончался молодоймужчина.

   Во  многих местах было принято переворачивать сани илителегу, на которой гроб везли  на кладбище. На юге Польши телегу переворачивалии  оставляли так до следующего дня, потому что иначе «на телеге будет  тяжелоездить». В Вологодской губ. сани оставляли опрокинутыми полозьями вверх и с обёрнутыминазад оглоблями недалеко от дома до сорокового дня, веря, что покойник,стремящийся вернуться домой, увидев перевёрнутые оглобли, возвратится в своюмогилу. Сербы умерших младенцев относили на кладбище в колыбели, а послепогребения колыбель переворачивали и оставляли на могиле.

   В славянском погребальном обряде известно такжепереворачивание посуды. Полесские  крестьяне при приближении кончины  домочадцавыливали всю имевшуюся  в доме воду во двор, а сосуды переворачивали вверх дном.Переворачивали и оставляли на могиле также горшки или миски, в которых загробом несли горячие угли. На Русском Севере (Олонецкий край) на кладбищах накаждой могиле лежит лопата и стоит кверху дном обыкновенный печной горшок. Усербов было принято перед наступлением смерти зажигать свечу и одновременнопереворачивать все зеркала, корыта, вёдра и не пользоваться ими до концапохорон. Переворачивание предметов известно также в южнославянских обрядахзащиты от града — переворачивали треножник, трапезный столик и другие предметы,рассчитывая этим повернуть назад надвинувшуюся на село тучу.

   На  Балканах в знак траура женщины часто  носиливывернутую наизнанку верхнюю  одежду, а мужчины — вывернутые шапки.Выворачивание одежды применялось  также для отгона приставшего  в пути животного(собаки, лошади, овцы): на него махали одеждой, а затем надевали вывороченноеплатье и продолжали путь. Сербы, если им нужно было куда-нибудь отправитьсяночью, переворачивали шапку, кафтан или иную одежду, чтобы защитить себя отнечистой силы. Помогал этот приём и в случае, когда человек не мог выбраться излеса, где его «водил леший» (надо было надеть обувь с правой ноги на левую инаоборот). Использовался он и при лечении: белорусы больному ребёнку надеваливывернутую наизнанку рубашку или клали его в колыбели «наоборот»: ножками «вголовашки».

   Переворачивание «нечистого», «заложного» покойника  вмогиле было распространённым приёмом, позволявшим избавиться от его «хождения»:тела ведьм, колдунов, упырей — переворачивали в могилах со спины лицом вниз и забивалив могилу осиновый кол или (у южных славян) кол из боярышника.

   Переворачивание, таким образом, соотносилось спредставлением  о потустороннем («перевёрнутом»), чуждом и даже враждебном поотношению к  живым людям мире, поэтому вне  связи с этим миром оценивалосьнегативно. Например, запрещалось держать буханку хлеба коркой вниз (этопредвещало смерть кого-либо из домочадцев), переворачивать после еды миску иликласть ложку тыльной стороной кверху, если это не поминальная трапеза, когдаподобные действия предписывались обрядом.   
 

14. «Похороны-свадьба»  

   «Похороны-свадьба» — обычай устраивать символическуюсвадьбу во время похорон молодых людей, не успевших вступить в брак. Понародным поверьям, умерший, который при жизни  не обрёл своей супружеской пары,не может перейти на «тот свет» и обречён скитаться в земном мире. Наряду стеми, кто умер, не пройдя обряда кресения и имянаречения, а также с теми, ктопокончил жизнь самоубийством, неженатые и незамужние парни и девушки включалисьпосле смерти в категорию «нечистых» покойников, души которых становилисьвредоносными духами-навиями. Чтобы предотвратить это, родственники внебрачныхумерших при их похоронах устраивали видимость свадьбы: обряжали покойника всвадебный наряд; плели венок и украшали свадебное деревце; пекли такой жекаравай, как на свадьбе; на похороны приглашали музыкантов и гостей, которыепели свадебные песни.

   Ещё в начале XX в. украинцы и белорусы смотрели напохороны девушки как  на её «замужество», т.е. одевали умершую, как под венец.Её родня раздавала  участникам похорон подарки, как на свадьбе. Иногда дляпокойницы избирался из числа её знакомых «жених», который шёл в свадебномнаряде за гробом. У западных славян при похоронах девушки плели два венка: одиннадевали на голову умершей, а другой символизировал её жениха — его бросали вмогилу или вешали на могильный крест. В Восточной Сербии подобные обрядыфиксировались ещё в 1950-е гг.: в окрестностях Петровца при похоронах жениха,уже сговорённого к свадьбе, устраивали так называемую «мёртвую свадьбу»: послепохорон юноши «венчали» его оставшуюся в живых невесту с одеждой умершего.Случалось, что на роль условной «невесты» приглашали какую-нибудь сельскуюдевушку и при похоронах ещё не обрученного парня. В Сербии ряженая «невеста»несла в траурной процессии два венка, один из которых она бросала в могилу, авторой была обязана носить ещё какое-то время после похорон. На таких похоронахобычно играла весёлая музыка, а на могиле исполнялся обрядовый хоровод(«хоровод по мёртвому»). Такие же обрядовые формы «похорон-свадьбы» былиизвестны на всей территории Болгарии.

   Условным  партнёром умершего в обряде символическоговенчания иногда выступало растение или камень. Так, в Михайловградском краеБолгарии отмечен обычай венчать неженатого умершего с камнем: при похоронахюноши слева от него клали камень, обвязанный женской косынкой, а при похоронахдевушки справа от неё размещали камень с надетой на него мужской шапкой. Вдругих вариантах обряда юношей венчали с камнем, а девушек — с сухой веткой ежевики.Известны также случаи, когда брачным партнёром умерших молодых людей выступалаверба или фруктовое дерево.

Информация о работе Смерть